Какое пространство делим?

      Если вы делите всё протяжение, то можете ли вы часть, отделённую вашим разумом, и по природе отделить от всех его частей?

      Б. Спиноза.


    Делимо ли до бесконечности пространство или же неделимо? -  неадекватно поставленный вопрос. Следовало бы спрашивать не "делимо или неделимо", а - КАКОЕ пространство? Какое пространство вы собираетесь делить?
    Но неужели у нас много пространств спросят неверующие? Пространств у нас не много, а одно, но как одно оно нам не дано, а выступает под разными углами.
    Если вы начнёте делить то пространство, которое находится "между" относительными предметами и скажите, что это и есть пространство, то такое пространство будет делиться до бесконечности и дурноты, но так и не разделится, поскольку имя этого пространства - "ничто".
    Если вы будете делить пространство, не которое находится "между", а которое принадлежит протяжённым телам, то есть принадлежит сущностям, то вы быстро обнаружите, что деление до бесконечности тут невозможно, а наоборот - только от сих до сих, что сами сущности тел задают границы этого деления и если эти границы нарушаются, то сущности исчезают, и более становится делить нечего (имеется ввиду иным способом, нежели чем мы делим ничто).
    Если же мы захотим делить то, что движется, становится, то есть бытие, то есть последнее и подлинное пространство, то мы обнаружим, что оно - хорошо делится до бесконечности, не теряя при этом своей определённости.

     Все апории Зенона и апория Гунсунь Луна (о палке) - делят пространство "ничто", выдавая его за пространство конкретных сущностей (палки, времени, расстояния, зёрнышка и т.д.). Когда Зенон в "Просяном зёрнышке" уменьшает размер зерна, он движется в пространстве "ещё предмета", но тут же предлагает рассмотреть абстрактное отношение пропорций любых величин, и тут же переносит эти пропорции на конкретные зёрнышки. Из смешения двух подходов к пространству, из рассмотрения его как одного - возникает апория.
      Иногда апория построена просто на формальном делении "ничто" как "Дихотомия".
      Но никогда, ни в одной апории не возникает пространства движения, истинного пространства, с позиций которого в общем-то апории только и могут быть разрешены. Но раз это пространство не появляется, то и апории выглядят неразрешимыми. Апории спекулируют только двумя первыми видами пространств, причём спекулируют так, что сами не понимают как тут всё устроено. То есть спекулируют не нарочно, а по слабости ума распутать эти сети.

         В данном случае будет удачной цитата из Новалиса:

" Тот будет величайшим волшебником, кто себя самого заколдует так, что и свои фантазии примет за явления действительности. Разве не таков наш случай?"

      Но ещё раз подчеркнём - пространство "ничто", взятое абсолютно отдельно от двух других пространств - совершенно абсурдно, оно само по себе выдаёт нам апорию и всё потому, что это пространство никогда не существует само по себе. Его ни в коем случае нельзя так брать - в абсолютно отдельном смысле. Как мы уже показали, мир относительных движений и относительных предметов ничем не связан, кроме сущностных связей и если последние отбросить, то он превращается в чистый произвол. Будем считать это первым типом апорий - оторванное ото всего "ничто", делимое до бесконечности.
      Второй же тип апорий образуется либо из того, что пространству сущностей приписывается пространство "ничто" (как в "Просяном зёрнышке"), либо из того, что пространство "ничто" выдаётся за пространство сущности (как в "Ахилле и черепахе", где Зенон подменил релятивную, фиктивную связь Ахилла и черепахи - сущностной). Эти аберации с Зеноном происходили потому, что он не удерживал различия. Не мог промыслить различие до конца. А спутывал два разных плана - предмета или пространства.
       Единственная апория, в которой Зенон попытался рассмотреть пространство самого движения или подлинное пространство - "Стрела" - будет ещё нами разбираться впереди, но уже и теперь можно заранее сказать, что эта апория также совершила "подлог", опираясь на неверные определения "покоя" и "движения", и также незаконно перевернула их местами, не справившись с некоторыми элементарными проблемами диалектики.

       А теперь вернёмся к цитате Спинозы, приведённой в начале нашего раздела и попытаемся понять её для тренировки нашего ума. Вот эта фраза, привожу её ещё раз:
"Если вы делите всё протяжение, то можете ли вы часть, отделённую вашим разумом, и по природе отделить от всех его частей?". Кто может сказать ЧТО доказывает Спиноза этим своим положением?
       И до каких пор продлится та ситуация, когда мы не умея прочитывать уже написанные более глубокие мысли философов о пространстве и времени, всё ещё верещим по поводу Зенона, что он неразрешим???

       Ответ - что дал нам Спиноза: в этом кратком положении Спиноза полностью опроверг и "Дихотомию" и "Палку". Сейчас покажем как.
       Спиноза проясняет для нас, что есть пространство как "только мыслимое нами" и есть "реальное пространство", и если в первом мы можем разделив отрезок пополам, мысленно отделить его от второй половины, то в реальном пространстве мы этого сделать не можем. Иначе между ними тоже образуется пространство, которое есть "что"? Поэтому когда мы занимаемся математикой и бесконечным делением, то мы неосознанно совершаем операции, в которых опираемся на реальное пространство - мысленно делим его на целое и части, и также мысленно перемещаем эти части как угодно. Но Спиноза законно спрашивает - перемещаем "где"?
        Значит, вся наша математика может работать лишь до тех пор пока негласно имеет фоном реальное пространство, а как только мы пытаемся это реальное пространство абсолютно изъять, и оказываемся в одной "чистой логике" - мы получаем "мысленное безумие".

        Можно и ещё более конкретно разъяснить спинозовское положение, для тех, кто не понимает так. Зайдём по-другому. "Дихотомия" или "бесконечное деление отрезка пополам" предполагает, что как бы не сокращалось расстояние между концами отрезка, оно никогда не исчерпывается, но это говорит иными словами лишь о том, что между двумя любыми точками математического пространства всегда будет ещё какое-то пространство, никогда не охватываемое этими дискретными точками.
        Так исправленный - промысленный до конца Зенон подтверждает положение Спинозы. Не только Спиноза опровергает Зенона (его выводы), но и верно понятый Зенон (направленный в другую сторону  и продолженный в своих рассуждениях) - в точности совпадает со Спинозой. Итак, концы совпадают и мысли работают друг для друга.
        ЭТО Я НАЗЫВАЮ ФИЛОСОФИЕЙ.

       


Рецензии