Океан

Вереницы дней. Вереницы лет.
Ото всех вокруг я хранил секрет:
я летать мечтал, но ходил по дну.
Океан кипит — я опять тону.

Хоровод огней. Хоровод планет.
Я люблю тебя. Или всё же нет?
А была бы ты клеймена огнём
и за ночью ночь исчезала в нём,

ты была б тогда недостойна их —
вдохновенных слов и стихов моих;
только нет клейма на твоём плече.
Я не твой давно. Я давно ничей.

Не сумев тогда искупить свой грех,
ни себя раскрыв, ни тебя согрев,
я летать мечтал. Но опять на дне.
Вереницы лет. Вереницы дней.

Никаких утрат. Никаких оков.
Никаких людей. Никаких богов.
Только лунный свет на твоём окне.
Хоровод планет. Хоровод огней.

За огнями глаз естество мертво.
Естество твоё — это суть всего.
Не пылай, огонь, за моей спиной:
не иди со мной, не иди со мной.

Океан кипит. Я сокрыл свой грех
ото всех вокруг, абсолютно всех.
Я закрыл себя, и любви не жду.
Я давно в аду. Я давно в аду.

08. 01. 2020.


Рецензии
Очень красиво, поэтично, музыкально, ритмично. Чудесные рифмы.

Но мысль и суть от меня постоянно ускользала.

Пример #1:
А была бы ты клеймена огнём
и за ночью ночь исчезала в нём,
ты была б тогда недостойна их —
вдохновенных слов и стихов моих;

Не понятно.
Вдохновенные стихи должны пылать огнём, а она, клеймёная огнём, будет их не достойна?
Логичнее было бы:
"ты была б тогда предостойна их —"

Пример #2:
За огнями глаз естество мертво.
Естество твоё — это суть всего.

В моём пониманиии как раз наоборот: за огнями глаз должно сиять естество!
То есть, для меня, было бы естественнее:

Без огня в глазах — естество мертво.
Естество твоё — это суть всего.
– – –

Вами сознательно сделан повтор:
"не иди со мной, не иди со мной".
Почему-то напрашивается расширение в повторе:
"не иди со мной, не иди за мной".
– – –

А в этом повторе:
"Я давно в аду. Я давно в аду".
хочется усиления. Например:
"Я давно в аду. Навсегда в аду".

С уважением к Вашему таланту и творчеству,

Сальников Сергей Ссм52   18.01.2020 07:01     Заявить о нарушении
В очередной раз спасибо за рецензию!

Стихотворение довольно личное, но всё же большая часть образов перекликается либо с другими моими стихами, либо с какими-то явлениями мировой культуры.

Конкретно по приведённым вами примерам.

"Клеймена огнём", "нет клейма на плече" — безусловно, отсылка к Миледи Винтер и её клейму; конкретно по тексту — ЛГ в сердцах восклицает, что, мол, была бы его возлюбленная падшей, порочной женщиной, горе его не было бы так велико, и его стихов она была бы недостойна. Но от того, что она была абсолютно чиста, ему стократ больнее; тем паче, что, как становится ясно далее по тексту, он винит себя в том, что её с ним больше нет.

Со вторым примером вы практически попали в точку: за огнями её глаз сияло естество, но теперь там осталась лишь пустота; и то, что её естество было для ЛГ "сутью всего", определяет безнадежный и безысходный финал стихотворения.

Огонь, в свою очередь, символизирует нечто, что дарует спасение, хоть он и не является чем-то положительным сам по себе: в случае с первым примером он мог бы облегчить горе ЛГ, а в дальнейшем мог бы, будучи антиподом воды, спасти его от океана, в котором тот метафорично утопает. Но герой отказывается от этого спасения, поскольку оно ему уже не нужно. Здесь же отсылка к "Твин Пиксу" ("огонь, иди со мной!"), где образ огня также был окружён множеством символов и может трактоваться по-разному. Потому фраза и повторяется идентично.

Что касается концовки: мне кажется, повторяющий слово в слово одни и те же горькие слова человек — образ более мрачный и зловещий, чем тот, который предложили вы.

Но я своё мнение ни в коем случае не навязываю. Ещё раз спасибо за отзыв!

Эрулано   19.01.2020 00:11   Заявить о нарушении
С развёрнутым объяснением многое стало понятным. Спасибо.
Вполне приемлю созданную Вами картину и образы.

Хочется только заметить, что приняв решение сохранять привязку к оригиналам, автор ограничивает собственную свободу.
Создавать что-то, соблюдая определённые рамки — и легче и сложнее одновременно. Диалектика творчества.

А в стихотворчестве, порой простые мысли, заключённые в строчки стихотворения, оказываются втиснуты в прекрасную краткую форму; и от этого становятся концентрированными, но теряют прозрачность. А если было замешано что-то личное, то непосвящённый увидит вообще всё в искажённом свете, через призму собственного опыта.

Вспоминаются слова, приписываемые Горацию:
«Стараясь быть кратким — становлюсь непонятным».
– – –
Кто-то возразит и скажет, что стихи это особая область, в которой действуют свои законы, и главная цель поэзии — это затронуть струны души, раскачать её, лишить равнодушия, и заставить улыбаться или плакать.
Напрасно он будет возражать: я с этим согласен.

Перечитал Ваше стихотворение несколько раз — плакать не хочется, смеяться тем более, но струны оно трогает; исходит из него печальная красивая музыка, которая начинает резонировать внутри.

Сальников Сергей Ссм52   19.01.2020 23:44   Заявить о нарушении
К слову, я бы не сказал, что сохраняю "привязку" к оригиналам: по моему разумению, я заимствую подходящие по смыслу образы, когда это уместно, но вплетаю их в свои истории; в любом случае, я бы не назвал это рамками.

Помимо прочего, я ещё и попросту питаю слабость к подобным "отсылкам" (как в своём творчестве, так и в чужом): создаётся впечатление, будто сюжеты всех стихов, книг, фильмов и игр вкупе с реальными событиями составляют единую бесконечную историю, где цитаты Горация спокойно уживаются с цитатами из "Сильмариллиона" и того же "Твин Пикса".

И ещё раз спасибо!

Эрулано   22.01.2020 00:57   Заявить о нарушении
И Вам спасибо.
Мне понравились Ваши соображения о единой бесконечной истории.

Но есть такой момент сожаления, что если читатель не увидит, что образ в стихотворении содержит отсылку к «интересному элементу единой истории», то не случится полноценного восприятия образа. Получится, что старания автора окажутся напрасными, по крайней мере, по отношению к такому читателю. А читатель вполне может быть любознательным, и с интересом узнал бы подробности.

Поэтому я сторонник того, чтобы автор в примечаниях как-то раскрывал особенности своих «глубокомысленных» образов, содержащих «отсылки».

Сальников Сергей Ссм52   30.01.2020 04:44   Заявить о нарушении