Тонкие планы
В средние века женщина полагалась сосудом греха, то есть, жадным и ненасытным в блуде чудовищем. В наше время мужчины считают то же самое своими достоинствами. У каждого такого мифа есть как адепты – так и жертвы. Современный мужчина доводит себя до нервных срывов сначала в желании соответствовать мифу, а потом – в невозможности избавиться от привычек и зависимостей, которые он полагает имманентно присущими его полу.
Говорят, инстинкт размножения, кроме всего прочего, ужасно жесток. Да, на первый взгляд, с этим можно согласиться. Ну ладно, у нас, Хомо Сапиенс, есть свобода выбора: - хочу – размножаюсь, хочу – в монастырь могу уйти… Хотя решиться трудно: - уж больно привлекателен сам акт размножения для нашего брата. А паукам, например, каково! Для того, чтобы выполнить завет “Плодитесь и размножайтесь!”, самцу-пауку приходится идти на смертельный подвиг: - в поход за самкой. Паучиха крупнее его раза в три, и съест возлюбленного практически наверняка. Да и органов, при помощи которых испытывают наслаждение, у пауков не имеется: всего лишь пара клешней особой формы, именуемые бульбусами. В них он набирает сперму и отправляется на свой – зачастую последний в жизни – подвиг: - за генетическим бессмертием. Встретив самку, он начинает посылать отвлекающие сигналы, исполняя перед ней гипнотизирующие пассы, в процессе которых иные умудряются опутать паучиху паутиной, чтобы, выйдя из транса, она не сожрала его немедленно. А всего-то удовольствия – поскорее выдавить из шприца-бульбуса семенной материал! Просто, можно сказать, никакого удовольствия. Работа. Чисто волевой акт. О сигналах пауков, призванных отвлечь самку, здесь разговаривать не будем. Заметим только, что такими же отвлекающими сигналами переполнена жизнь не только пауков, но и нас, Хомо Сапиенс. Практически все искусства, зодчество, науки и религии можно сравнить с этими сигналами, неявно говорящими о размножении, а воспринимаемыми как что-то иное, и, зачастую, высшее, чем размножение. Но, как ни смешно, на самом деле именно этим высшим они и являются: - исполнением Воли Творца: - к творчеству. Мы созданы по образу и подобию Бога. Он творит своей Волей. Значит, у нас тоже имеется орган Воли. И находится он в сексуальном центре. В том, которым каждый способен творить, даже если он больше ни на что не способен.
КУЛЬТУРНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СИГНАЛЫ
У Довлатова есть замечательное наблюдение:
“-У любого животного есть сексуальные признаки. (Это помимо органов) У рыб-самцов – какие-то чешуйки на брюхе. У насекомых – детали окраски. У обезьян – чудовищные мозоли на заду. У петуха, допустим, - хвост. Вот и приглядываешься к окружающим – а где твой хвост? И без труда этот хвост обнаруживаешь.
У одного – это деньги. У другого – юмор. У третьего – учтивость, такт. У четвертого – приятная внешность. У пятого – душа. И лишь у самых беззаботных – просто фаллос. Член как таковой.”
Итак, присмотримся к развевающимся повсюду хвостам. Проанализируем отвлекающие пассы, производимые каждым из нас помимо своего намерения. Какие сигналы нас научает подавать общество, а какие – посылаются нашей сущностью, независимо от культуры, среды и образования? Что мы сообщаем, так сказать, о Боге в себе, а что – о своем культурном окружении?
Самыми культурно обусловленными сигналами я бы назвала те, что можно отнести к группе “ответы на незаданные вопросы”. Поведение, к примеру. Однажды вычитала на сайте “Анекдот.ру” историю о человеке, который приехал в Америку и попросил у своего товарища разрешения проехаться на его “Порше”. Промчавшись по автобану, подрезая и обгоняя всех на своем пути, он лихо затормозил у места назначения и победительно посмотрел на своего товарища, владельца машины, молча сидевшего всю дорогу на соседнем сидении. Тот кротко сказал: - “Хорошо ездишь. Как негр”. Какой же негритянский не любит быстрой езды! Обычно сигналы о собственной крутизне, посылаемые столь заметным образом, свойственны тем, кто ощущает, что его угнетают. Напрашивается сравнение со знаменитой русской удалью. И там, и там рабство кончилось сравнительно недавно, и значительные следы его остались в культурном бэкграунде. В частности, в песнях – одном из мощнейших носителей эмоциональной информации. (Отступление: о неукротимой природе горцев. Когда-то у меня был товарищ, чеченец. Он мне много и с гордостью рассказывал о неповторимой чеченской культуре. Пел песню: - “Какая Марья без Ивана, какой чеченец без ножа”. Рассказывал, что чеченский язык уникален: - общие корни он имеет только с баскским языком, причем Баскония находится на огромном расстоянии от Чечни. И тоже в горах. Сравнительно недавно я разговаривала с филологами, объяснявшими этот феномен тем, что большинство горских народов являются потомками разбитых армий, загнанных в горы, которые никому не были нужны, а военные действия там были невозможны. Этим и объясняется родство в языках столь удаленных друг от друга горных народов. Можно представить себе эти остатки армии, разбившие себе биваки в горах, умыкавшие для себя женщин, совершающие набеги на окрестных мирных жителей – по праву воюющей стороны… Готовящиеся к реваншу. Культивирующие военную дисциплину: - кровная месть. Плохие солдаты не нужны. Подчиняющиеся старейшим. Воспевающие походы, набеги, месть, непреклонность, военную хитрость и коварство. Каким образом право проигравшего, но не сдавшегося на что угодно может стать национальной чертой? Из-за искусства. Эпос. Народные песни. Передача на эмоциональном уровне менталитета воина давно забытого сражения. Песни – средство гипнотического внушения. Единственное, что можно сделать с национальным менталитетом – испортить его песни. На тот же мотив придумать слова, даже слегка, или издевательски – похожие, но с другим смыслом. Для начала – абсурдным. Разбить эмоциональную цепочку. Разбить Образ Самого Себя, сформированный этим путем. Все остальное – взывание к логике, человеколюбию или чему угодно еще – будет неэффективно. Никто, например, не анализировал песни балканских народов? Очень поучительное занятие.)
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СУЩНОСТЬ
Видимо, однажды такая штука – кодирование песнями – была произведена с женщинами. Сколько нам известно разнообразных песен о женской доле! Во всех них неявно задается программа женского счастья – и женского стереотипа поведения. Одна моя приятельница, женщина сложной судьбы, неоднократно грозилась оторвать “Евтуху” яйца за песню “Ах, я сама, наверно, виновата, что нет любви хорошей у меня!”. Бедняжка так старалась ее найти, так искала инструкций, что невольно заметила то, что вовсе не так очевидно. Кодируют! Программируют! И кто – “Евтух”! А никакая не женщина делится своими переживаниями! Впрочем, началось это не сейчас. Практически все культуры и цивилизации, известные нам, относятся к эпохе патриархата. И песни, соответственно, тоже. О матриархате говорится как о примитивном строе. Серьезные исследования устоев матриархата нам практически неизвестны, да теперешнему обществу они и неинтересны. Однако, мне – интересно.
Один мой товарищ однажды сформулировал понятия Исторического и Логического. “Смотри, - говорил он, - все, что мы наблюдаем, это – результат борьбы с неблагоприятными условиями. Представь себе, что растение посадили в чахлую почву, подвергали его воздействиям зноя и холода, и то чахлое создание, которое мы в результате видим – это Историческое растение. Мы знаем, что если его посадить в тучную почву, удобрять и поливать, дать ему все то, что ему необходимо, то это будет несравненно более красивое, крепкое и плодоносное – так сказать, Логическое растение. Но то же самое относится и к человечеству. Те воздействия, к которым мы привыкли представляют собой смесь необходимых и вредоносных. Тот человек, которого мы называем человеком – это Исторический человек. Что будет, если исключить вредоносные влияния? Как выявить в нас Логического человека, несравненно более свободного, красивого и творческого? Для начала надо классифицировать воздействия по объективным критериям и определить, какие из них – действительно вредоносны…Я полагаю, что утверждение, что если человеку дать все, что ему нужно, то он так и будет слоняться от хрустальной распивочной до алмазной закусочной, является ложью. Верно это может быть только для особого сорта Исторического человека, да и то не всегда…” Товарищ этот давно исчез из поля моего зрения – а задача – осталась. Она возвращается по разным каналам и фонит в разных вопросах, которые рано или поздно приходят в голову. Например, свобода. Что такое свобода? Если я думаю о последствиях своего поступка, то я поступаю как свободный человек, или как раб обстоятельств? Если не думаю – то как свободный человек, или как раб своих страстей? Заложенной в меня программы? Что я вообще знаю о том, как быть свободным? Яркий пример – “освобождение женщин”. Яростное и абсурдное отстаивание Прав на Равенство с мужчинами. Ведь женщины и мужчины – разные! Значит у них должна быть разная свобода. Соответствующая их Логическому Человеку.
КОДИРОВАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ, КОГДА НЕТ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
Впрочем, пока мы можем заняться лишь рассмотрением Исторического человека. Конкретно, Исторической женщины. Гай Юлий Цезарь у Уайлдера говорит: - “после общения со многими женщинами, как и с рабами, остается ощущение, что долго боролся с ними, напрягая все свои силы – душевные и физические”. С рабами я не общалась, но от общения со многими женщинами у меня остается то же ощущение. С мужчинами, впрочем, тоже. Приходится преодолевать три вещи: - вялое вежливое безучастие (пластилиновая преграда), неожиданная и неоправданная защита (лучшее нападение) и лживость. Один из моих мужей, оправдывая свое право на ложь, выражался так: - “Право уворачиваться от ударов – привилегия раба”. Точнее, я думаю, будет формулировка: - “Право ожидать ударов – привилегия раба”. Возвращаясь к запрограммированности, заметим, что практически все “женские” песни сориентированы на это ожидание. Привилегию раба… Удары судьбы. Несчастливая любовь… Другая вещь: - жалость. Заметьте, кому-то ведь однажды оказалось необходимым, чтобы вся советская страна многие годы слушала пение: - “В селах Рязанщины, в селах Смоленщины слово “люблю” непривычно для женщины. Там, бесконечно и верно любя, женщина скажет “Жалею тебя””. Казалось бы, ничего особенного, подумаешь, описываются какие-то особенности русского говора. Но все гораздо серьезнее. Дело в том, что жалость – одна из самых коварных вещей. В отличие от сочувствия, которое происходит здесь и сейчас и направлено и на положительную и на отрицательную часть переживаемого, жалость имеет три компоненты: - а) воспоминание о себе в сходной ситуации; б) сочувствие отрицательному подмножеству переживаемых вещей и с) нежелание, чтобы с жалеющим происходило то же самое. Таким образом происходит ориентирование на пониженный эмоциональный фон и размазывание внимания между давно прошедшим прошлым и несуществующим будущим. Кто-то метко выразился, что единственное, что можно отнять у человека, это – его настоящее. Заставить его решать задачи несуществующих измерений. (Есть множество автоматов, ориентирующих на это. Пример: - “Я же вам говорил, что надо делать…”. Казалось бы решается насущная задача: - убедить в том, что нечто все-таки надо делать. Однако, при рассмотрении, оказывается, что разговор идет о прошлом (“Я говорил”) – и о будущем (“Надо делать”). К решению задачи настоящего момента этот автомат отношения не имеет. Настоящее представленно единственно позой говорящего: - “О, как я красив, проклятый!”) Так что обсуждаемая песенка, при всей кажущейся безобидности, занималась серьезнейшим делом: - программированием того, чтО женщины должны называть любовью. В том числе и любовью к себе. В текстах теперешних суфражисток очень хорошо видны результаты этого брейнуошинга. Превалирует тема собственной попранности и жалости к самой себе. С каким бы драйвом, с какой бы претензией на крутизну это ни излагалось. Всегда имеется неприязнь к чему-то со стороны мужчин, имевшему место в прошлом – и опасение, чтобы это же не повторилось в будущем. Проблема настоящего таким образом искажается, делая упор не на Свободу а на рассмотрение обидчиков-Мужчин и желание делать то же, что и они.
КОДИРОВАНИЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА НЕТ “Я”, А ЕСТЬ “МЫ” И “ОНИ”
ВЫБРОШЕННЫЕ ДАРЫ
Так что жалость – опаснейшая машинка. От общения с возлюбленным пробуждается самое лучшее в человеке, а от жалости, от желания соответствовать невысказанным и подразумеваемым ожиданиям, люди делают друг другу страшные невидимые подарки: - ограничивают свои проявления тем, что, как они полагают, ожидает от них возлюбленный. Не зря же попрекают друг друга: - “Я тебе все лучшее отдала, а ты…” Окружающие и не подозревают, какие огромные, а главное, бессмысленные жертвы им были принесены. Отдают, а никто не приобретает. Пути человеческие усеяны этими невидимыми выброшенными дарами, которые, самое смешное, никого не сделали счастливее. Клайв Льюис в “Письмах Баламута” говорит, что задача бесов – отнять у человека все, дав взамен – НИЧТО. Жалость – прекрасный инструмент. Так же как и требование благодарности, ориентированное на прошлое и будущее. Это все – суррогаты сочувствия, единственно правильного состояния человека. Основанные на лжи и страхе. Лжи о себе и страхе не соответствовать чужим ожиданиям. Основанные на иллюзиях будущего и неумении пользоваться настоящим. Не зря же Мефистофель заключил с Фаустом договор, что служить ему будет до тех пор, пока тот не произнесет: - “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”. До тех пор, пока нет настоящего, а есть прошлое и будущее, желания и их лихорадочное утоление, - дьявол с нами.
Становится понятно, почему искусство имеет корнем слово “искус”. Искушение. Практически, искусство и есть то самое, чем нас можно обольстить. При помощи чего происходит это самое промывание мозгов. И диаметрально противоположной ему вещью является творчество. Это – то, что человек Делает. Сам. Выполняя Волю Творца. И самые эфемерные акты творчества дают гораздо больше настоящей Силы, чем самые долговечные. Примеры – пение, танец. Они происходят здесь и сейчас.
ПОКУПКИ
Но человека можно обмануть, купить и напугать. Мы рассмотрели несколько способов обмана, лишающего человека реальности. Существуют также покупки, причем, чаще всего за вполне реальные вещи расплачиваются – словами. Как в песне:
Я назову тебя солнышком,
Только ты раньше вставай.
Я назову тебя радугой,
Только везде успевай…
Но ведь самые реальные и лучшие в мире вещи – ум, красота, молодость, здоровье, таланты, Любовь – даются человеку бесплатно. За реальные вещи платить не надо. А все платят, и заставляют платить… Отдают все – и тут же требуют обратно. Причем, самой мелкой монетой. Бывает, лгут о себе, что они хуже, чем они есть – из страха, что их достоинствами будут злоупотреблять. Из странного представления о том, что их хорошее отношение нужно заработать… Имея в виду прошлые свои заслуги и откладывая на будущее свои благодеяния. Пренебрегая настоящим… Когда-то я разговаривала с одним из своих родственников о том, как я представляю себе настоящую работу. Я говорила, что она должна быть радостью. – “Ты не понимаешь, - отвечал мне собеседник, - работа – это мука! Мучение, постоянное и ежедневное!”. Такого я не хотела. И до сих пор не хочу. Зачем свое настоящее превращать в ад? Я вполне согласна с тем шахом, который, когда его упрекнули в чрезмерном пристрастии к хорошей кухне, ответил: - “Я не думаю, что все радости жизни добрый Господь придумал исключительно для соблазнения грешников”. Единственное, что надо уметь – это правильно пользоваться настоящим. Без оттенков сознания хищника. Без жадности, без желания набрать впрок и пользоваться помаленьку. Без страха, что отнимут. Со смирением пользоваться. Глядите, ему Господь предоставляет вкусную еду, а он – Ему это все швыряет в бороду: - “Нет! Я хочу хлеба с водой! А то еще привыкну – а Ты мне больше не дашь! Я тебя знаю, негодяй!”. Господь дает ему возможность жить и радоваться настоящему мгновению, а в ответ – опять истерика: - “Нет! Я должен мучиться от работы! Я не должен привыкать к радости! Я должен думать о прошлом – что не заслужил радости, - и о будущем: - как мне ее придется в муках заработать! А Здесь и Сейчас ее быть не должно! Сгинь! Рассыпься! Я выполняю свой Долг!”. Предвидение Настоящей Радости – где-то там, в бесконечно удаленной точке, - превращает настоящее мгновение – в ничто. В паузу между замыслом и осуществлением. Вся жизнь превращается в этот зияющий зазор между замыслом – и осуществлением. А всего-то, что нужно для этого: - обман, покупка и страх как методы вместо реального Настоящего использовать несуществующие Прошлое и Будущее. Особенно это разрушительно для Любви.
БЕСЫ – УЧИТЕЛЯ.
Когда-то в “Литературке” я прочитала юмореску о том, что влюбленные говорят и думают:
ОН (О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные…) ЭКСТАЗНАЯ ГЕРЛА! ПОЙДЕМ, ПОТРЯСЕМСЯ?
И т.д.
Бедные испуганные влюбленные! Они так боятся, что их смогут заподозрить в том, что они в действительности другие, что их, уязвимых, тепленьких, сейчас начнут использовать, что превращаются в таких же хищников друг для друга. И даже для себя. Господь дает нам Радость. А потом являются бесы – и учат, как ей пользоваться, а иначе - сжирают. Не жди. Не бойся. Не проси.
Одна моя знакомая говорила, что все ее романы были мучительными, полными тайных слез – лишь из-за того, что она полагала, что возлюбленный должен сам догадаться о ее скрываемых чувствах – и сделать первый шаг. Первый сказать о своей любви. И это ожидание, надежды, страх, что не скажет, отчаяние что вот, опять не сказал, - так перевешивали в ее душе чувство радости от его присутствия, что ее общество становилось невыносимым даже для нее самой. Человек в таком состоянии превращается в лакуну. В сосущую пустоту. В отсутствие Настоящего. И все это держится на страхе. Право ожидать ударов – привиления раба.
Вот, на мой взгляд, примерно так выглядит Исторический человек. В частности, Историческая женщина. Современная Историческая женщина за свободу принимает рабское следование мужскому стереотипу полового поведения. . Желая освобождения, мы требовали равноправия с мужчинами в обществе. Был пройден великий путь - от избирательного права и права на работу до признания права нежной девы рассказать грязный анекдот и освоения гусарских замашек. Наконец, все пришло к своему логическому завершению. Новое поколение ходит в мешковатых штанишках, пользуется духами “унисекс” и прыгает с мостов вниз головой. В силу желания, чтобы признали их право не только ожидать, но и наносить удары. Задача подлинного освобождения, то есть, полного выхода из сферы законов рабства – так и не решена. Да и не может быть решена, пока человечество можно обмануть, купить и напугать.
У того же Довлатова есть еще одно хорошее наблюдение:
-Противоположностью любви является вовсе не ненависть. И даже не равнодушие. Противиположностью любви является ложь.
ИЛЛЮЗИЯ ВРЕМЕНИ
Иногда я ловлю себя на странной мысли: - а что, если и Время – всего лишь бесовская заморочка? Очередная иллюзия? Если это понятие с такой эффективностью применяется бесами для своих целей, нельзя ли попробовать обходиться просто без него? Если просто делать что угодно тут же, не откладывая на потом – может, Время потеряет над нами свою власть? И будет только вечное Сейчас…
Закон земляники. Прием Руслана – комплименты с расчетом на то, что им постараются соответствовать, или будут смущены. Когда женщине говорят, что она умная, подразумевают, что она – круглая дура. Деньги – самый мощный галлюциноген. Закон, выведенный мной: свобода женщины – в игре. "...Живет, мол, гражданин такой, / Что не живет с своей женой, / А жить ему или не жить, / Должна общественность решить. / Нам убеждения велят / Повсюду вывесить плакат, / Плакат с протянутой рукой: / "А ты живешь с своей женой?" Внутренний человек и бесконечное разнообразие его поз. Как выделить настоящие? По оттенкам сознания хищника. Мои занятия музыкой: заставили вместо задачи разучивать пьесу решать другую задачу: играть три часа в день. Людмилина машинка: не бояться. Она все-таки боится, а затем изображает небоязнь именно того, чего боится. Рассмотрения каждого действия с точки зрения поставленной и решаемой в результате задачи – хорошее подспорье для выделения машинок, работающих на Чувстве Собственной Важности и Жалости к самому себе.
Свидетельство о публикации №120011200593