Уход в монастырь
(1885-1965)
Род Мягких идет с начала 18 века. Помещик Попов любил крепостных девок и частенько их «проведывал».
Наша прародительница была молодой здоровой дворовой девкой – «кровь с молоком». Она рожала от помещика детей и просто не кормила их. Дети, а это были девочки, умирали.
Но в начале 18 века она рожает мальчика. Мальчик был настолько красив и похож на барина, что сердце его дрогнуло. Помещик приказывает ей кормить ребенка и дает ему имя и фамилию. Дети мужского пола должны были иметь фамилию.
В связи с тем, что девка была очень крупная и необъятная в ширину и все дворовые называли ее «девка мягкая», мальчику дали фамилию Мягкий, a имя Филипп.
Филипп по приказу Попова получает неплохое образование.
Но происхождение Филиппа неоднозначно. В период его зачатия наша прародительница встречалась с цыганом по фамилии Романов (однофамилец рода царей).
У не была сильная любовь с этим цыганом. Хотя она одновременно жила и с цыганом и барином. Она была любимицей барина, поэтому, практически, ее связь была таковой – вечером с барином, а ночью с любовником, цыганом.
Помещик Попов об этом, как всегда, узнал последним. Но Филипп был очень похож на помещика, так что его сомнения отпали.
Хотя уже в 20 веке, в 1947 году родился мой брат Мягкий Яков, вылитый цыган. Сейчас генетики утверждают, что дети могут быть похожи на того мужчину, с которым женщина больше времени находится в половой близости.
Но мне, как потомку, хотелось бы, чтобы наш прародитель был рожден не по принуждению, а по любви, пусть даже с цыганом.
Цыган был кратковременным любовником нашей прародительницы, и его гены проявились только через несколько поколений.
Филипп научает грамоте всех своих детей. Но сбой в этой накатанной дорожке произошел на отце Ефима Андреевича.
Его мать влюбляется в приказчика помещика и отравляет своего законного мужа варениками, в которые добавляет яд. Ефим страшно возмущен фактом отравления своего деда и хочет отомстить своей бабке, но поздно, она уже к тому времени умерла.
Отец Ефима Андреевича остается сиротой. Его берет на воспитание дядька, один из внуков Филиппа, Деомид Карпович, который работал у помещика приемщиком хлеба.
Однажды у Деомида Карповича случается неприятность при исполнении своих обязанностей. Помещик его строго наказывает.
Деомид Карпович сетует: «Если бы я не был грамотным, то не было бы неприятного случая. Кто не грамотен, тот ничего не ведает и ничего не знает. Он спокоен».
С этого времени он не учит своих детей грамоте по принципу: «Меньше знаешь, спокойней живешь». Под эту «гребенку» попадает и отец Ефима Андреевича.
В дальнейшем Ефим так характеризует своего отца: «Отец мой был выше среднего роста, с орлиным носом, с рыжей бородой. По темпераменту сердит, полуграмотный, экономный до скупости, весьма трудолюбив, мудрый, несмотря на то, что нигде не учился».
После того, как помещик выгоняет Диомида Карповича со службы за провинность, он становится сельским писарем.
Отец Ефима живет у своего дядьки, пасет коров, работает по хозяйству. Вскоре он достигает призывного возраста.
Деомид Карпович совершает сделку. Сына завсклада по очереди должны были отправить служить в армию. Он дает Деомиду Карповичу лес на дом, за то, чтобы вместо его сына пошел служить отец Ефима. Дом, который построил из этого леса Диомид Карпович, стоит до сих пор.
В армии отец Ефима служит в артиллерии наводчиком, получает звание ефрейтора.
По возвращению с военной службы отец Ефима женится на Агафье Антоновне Острогляд, матери Ефима.
Они стали жить-поживать, налаживать хозяйство. Родились дети – Василиса, Ефим, Ефросинья, Филипп, Дмитрий, погибший в Великую Отечественную войну, Константин, Касьян и Корней. Ефиму, как более старшему, пришлось нянчить младших детей.
Отец получил 12 десятин (гектар) земли от общины по душевой.
Когда Ефим подрос, то косил траву по одной десятине в день. Отец купил ему большие грабли за 1 рубль, и Ефим носил их, надевши уздечку на шею.
Мать вязала носки всему своему большому семейству. Излишки сельскохозяйственной продукции продавали в город и имели немного денег.
Ефим отучился три года в церковно приходской школе, научился читать и пристрастился к чтению книг. Отец был очень недоволен этим, поэтому Ефиму приходилось прятаться и читать украдкой.
Ефим попросил мать, и она ему купила книгу «Житие святого Кирика и Улиты». Потом он достал книгу Мильтона «Потерянный и возвращенный рай». После этой книги Ефим заинтересовался самой Библией и достал «Новый завет» большого формата.
Кроме того Ефим пел в церковном хоре и читал «Псалтырь» над умершими по домам. Под книги постилали новые носовые платки, которые Ефим уносил с собой.
Также он читал по вечерам собравшимся бабам «Мытарства Феодоры блудницы». Бабы охали и вздыхали, дрожали от страха, чувствуя свою вину.
Затем Ефим купил «Молитвенник» в жестяном переплете и стал учить наизусть разные молитвы. Когда Ефим уходил из дома, он становился на колени и читал молитвы.
Часто совершал однодневные посты, а в дни Великого Поста – трехдневный пост. За что отец его очень бранил.
Пение религиозных гимнов в церковном хоре, длительные молитвы наедине на природе, чтение жития святых и Нового завета, участие в религиозных обрядах, соблюдение всех постов сформировали в Ефиме стойкие религиозные убеждения.
Он был уверен, что, ведя такую праведную жизнь, он рано или поздно, будет причислен к лику святых, а после его смерти его святые мощи будут исцелять немощных и больных, как Николай чудотворец.
Хотя, читая книгу Робертсона «История христианской церкви», Ефим узнал, что на Никейском Соборе в 325 году, разбирая вопрос о троичности Бога, Прий отрицал триединство Бога. В разгоревшемся споре Николай Чудотворец набросился на Прия, бил его по щекам, потом сломал ему ребра. После этого Прия отправили в ссылку, где он и умер.
В молитвах Ефим просил знамения у Бога. Он решил, что если он пройдет зимой по снегу вокруг дома и не почувствует холода, то таким образом Бог дает ему знамение, что Ефим стал святым. Но его эксперименты провалились. Он чувствовал сильный холод и со двора бежал на печку, отогревать застывшие ноги.
Но Ефим не терял надежды на подобные достижения. Он пришел к выводу, что пока он грешник, но вскоре станет святым, и после его смерти останутся его чудотворные мощи.
Он стал усиленно читать «Новый завет», где нашел такие слова, сказанные Иисусом Христом: «Всякий, кто оставит отца и мать, или жену и детей, или землю ради имени моего, тот получит во стократ и наследует жизнь вечную».
Эти слова Ефим понял так, что нужно оставить все мирское и идти в монастырь. Только там можно обрести жизнь вечную, в «мире» же – никогда. Ефим решает пойти в мужской монастырь в Новый Афон.
Но здесь стал вопрос в другой плоскости, а именно, где взять деньги на проезд в Новый Афон.
«Я знал, что мой отец денег не даст, а даже наоборот запретит мне ехать в монастырь. Поэтому нужно будет сделать это тайно», писал в своей автобиографии Ефим.
В это время Ефим очень сильно сдружился с Калеником Гордеевичем Зиновьевым, с которым пели псалмы в церкви.
Коленик имел бакалейную лавку. Ефим помогал ему торговать, при этом он съедал немало пряников.
Коленик был женат. Жена его была весьма сварливой бабой. Вдруг она неожиданно умирает. В селе подозревают, что Коленик убил свою жену. Ее откапывают и врачи устанавливают путем вскрытия, что она умерла естественной смертью.
После этого случая друзья решают тайно уехать в Новый Афон в мужской монастырь.
«Отец у меня скупенький. Когда он излишки хлеба и продуктов продавал, то в платок завязывал и в кошель, а потом под потолок в просо прятал. У нас крыша из просяных снопов сложена. Я проследил его схрон и частенько четвертной оттуда тягал. Теперь мне тоже нужно его кошель немного облегчить, чтобы на дорогу денег добыть», так Ефим думал перед отъездом.
Ефим так и сделал. Но паспорта не было. Нужно было на новую хитрость пойти, чтобы отец даже не заподозрил о намерениях друзей.
Ефим отцу говорит: «Тату, Вы завтра в Васильевку едите подать отдать, так возьмите меня с собой». «А остальное по приезду в Васильевку сделаю», подумал Ефим.
Когда отец приехал в Васильевку и к россправе подъехали, то отец взял податную книжку и к старшине направился, а Ефим в бричке остался отца доглядать.
Тут он ему и говорит: «Тату, скажите старшине, чтобы он мне паспорт выписал, когда я к нему обращусь. Может быть, мне поехать куда-нибудь придется».
Отец нахмурился и отвечает Ефиму: «На что тебе?».
Ефим продолжает настаивать: «Тату, мне уже 18 лет, а я, как маленький, паспортом похвалиться перед хлопцами и девчатами не могу».
А тут писарь вмешался: «Хлопец здоровый. Дадим ему не сумлевайтесь».
Отец на эти слова только рукой махнул, мол, делайте, что хотите, только отстаньте.
Впоследствии Ефим сходил в Васильевку и получил паспорт.
По приходу он проверил свою кассу. Потом пошел к .Коленику сговориться, когда выезжать?
Он тоже был уже готов. Он продал свою бакалейную лавку и выручил 700 рублей.
С вечера они наняли подводу за 1 руб., чтобы утром отвезли их до станции Попово.
Теперь перед Ефимом стоял вопрос особого характера, как отчалить из дома, чтобы отец не увидел.
Утром надел на себя двое брюк, несколько рубах, в школьную сумку положил кусок хлеба и несколько кусков сахара непиленного, разноцветную рубаху, которую в лавке купил. Но уйти и не попрощаться с матерью Ефим не мог.
К тому же он хотел, чтобы она еще денег на дорогу дала. А она услыхала, что Ефим в хате возится и зовет его.
Ефиму пришлось все рассказать. Отца как раз не было дома. Мать начала плакать, а потом видит, что Ефим не на шутку собрался. Благословила и от себя еще четвертак дала.
Ефим говорит матери: «Бог меня этой ночью благословил. Ты слышала, я выходил ночью во двор.
Я видел такой сон, как будто гремит гром, я смотрю на небо. А там тучи. Из-за туч свет идет. Тучи совсем разошлись и я вижу во свете астральный силуэт Иисуса Христа. Он прострел руку ко мне, как бы благословляя меня, и сказал всего два слова: «Молись Богу». Я упал на колени.
Я проснулся и вышел во двор, посмотрел на небо. Ничего более не увидел. Но понял одно – Богу угодно, чтобы я в монастыре молился. Он меня избрал для молитвы».
Август 2017
Свидетельство о публикации №120011205680