Глава 16 знакомство с двоюродным дедушкой
Однажды я посетила выставку молодых художников в престижном выставочном зале. Не нашла там ни личностей, ни чувств, ни мысли. На огромных полотнах убогая мазня. Бесспорно, абстрактная живопись имеет права на существование, но в ней все же что-то должно быть от автора. Она может быть интересна по композиции, по цвету, может быть случайной удачей художника. Здесь же была скучная, невыразительная бессмыслица, которая родилась от отсутствия мастерства и полной духовной нищеты.
У меня тут же сложился стишок: «Ребята, ведь все это голый король! Бездарно и пусто! Душевная голь. Никто никогда вас не вспомнит, друзья! Ведь вас просто нет, вас запомнить нельзя!»
На обратном пути я зашла в Украинский художественный музей, чтоб «заесть» неприятное впечатление.
Там открылась выставка известного украинского художника Александра Мурашко, ученика И.Репина. Это была старая добрая школа реализма, высокого мастерства. Здесь было в пейзажах настроение, на портретах личности.
Мое внимание привлек портрет молодого человека. Господи, как же он похож на моего дядьку Юру! Тонкое лицо, нервная рука, внутреннее напряжение. Удивительный портрет!
Подошла ближе: «Портрет художника Григория Цысса» (1897). Григорий Цысс! А ведь я что-то мельком слышала о нем от бабушки. Я стала копать.
Посмотрела в запаснике музея несколько портретов его кисти. Подержала в руках альбом с его работами. Прочитала о нем статьи. Даже позвонила в Полтавский художественный музей, где хранится большая коллекция его работ.
Сын Ивана Даниловича Цысса Григорий, старший двоюродный брат моего деда Дмитрия Александровича, учился в Петербургской Академии художеств у И.Репина.
Будучи студентом, по рекомендации Репина он отправился в Англию, где на заказ богатой семьи выполнил ряд портретов. И тем не менее, у него, по видимому, не было средств закончить Академию. Он вернулся в Полтаву и связал с родным городом свою жизнь и творчество. Как пишут о нем искусствоведы, он был достойным учеником Репина, унаследовавшим его школу портретной живописи. Его работы представляют целую галерею образов полтавчан первой трети 20го столетия: художников, представителей местной интеллигенции.
У Григория Ивановича было много учеников ставших известными советскими художниками.
Я хотела съездить в Полтаву познакомиться ближе с его творчеством, но так и не собралась. Спросила по телефону у директора музея, известно ли что-нибудь о его семье. Похоже, он был одинок. На фотографиях в музейном альбоме у него грустное уставшее лицо.
Умер он в 1935 году совсем еще не старым.
Но Цыссовские гены творчества продолжают жить в следующих поколениях. Зоин сын Дима стал пианистом, дочка Тани, то есть я, художником, Димина дочь Светлана тоже художник. Ее дочь Сандра - начинающая актриса. Сложилась бы жизнь сына Аллы Виктора иначе, возможно он стал бы музыкантом. К счастью, гены переносят не только болезни.
продолжение http://www.stihi.ru/2020/01/09/5414
Свидетельство о публикации №120010906027