Глава Ваехи. О равенстве

Когда Яаков благословлял своих детей, он раскрывал значимость всех ветвей дерева. Каждое колено играло свою, особую роль в еврейском народе - в зависимости от положения этой ветви на древе Израиля. Яаков понимал духовный смысл местоположения каждой ветви. Поэтому и смог благословить своих сыновей в соответствии с той духовной силой, которой наделил каждое колено Творец.

Эта «схема» раскрывает нам в общих чертах «механизмы» получения каждым коленом только ему предназначенной духовной энергии. Теперь нам ясно, почему Яаков благословил на царство Иегуду. Потому что именно его ветвь (колено) снабжалась от корней той духовной силой, которая поддерживала царскую власть. По той же причине было заведомо предрешено падение династии Хасмонеев - они принадлежали колену Леви и не могли черпать необходимую царям духовную энергию. Эта энергия к их ветви просто не поступала.

Судьба рода Хасмонеев - яркое подтверждение тому, что еврейские цари могли править еврейской страной, только если у них была прямая духовная связь с Творцом. Пути, по которым осуществляется эта связь - предопределены. И человеку не дано изменить это предопределение.

Но, позвольте! - скажут мне. - Как же быть с весьма распространенным утверждением, что все люди равны перед Всевышним? Разве не открыты перед каждым из нас любые возможности? Чтобы добиться успеха в жизни, требуется лишь талант и умение его развить. Побеждают - лучшие… Концепция, согласно которой каждому колену (определенной группе людей) отведена своя, особая роль - противоречит идее равенства. Она, по меньшей мере - не демократична. И что тогда говорить о принципах справедливости?..

Чтобы понять, как доктрина равенства проявляется в духовном аспекте, посмотрим, как она «ведет себя» в аспекте физическом.

Допустим, владельцу торговой фирмы требуется грузчик. Свои услуги предлагают ему щуплый человек невысокого роста и могучий, рослый силач. Будет ли нарушением равноправия, если хозяин предпочтет взять на работу силача?

Или - другая ситуация. На математический факультет университета, к примеру, принимают не всех желающих, но тех, главным образом, у кого выявляется склонность и способности к точным наукам…

Когда выбирают президента страны, сила мышц и даже способности к математике уже не имеют такого значения. Тут требуется сумма многих качеств…

Иначе говоря, наше представление о том, что все люди «от природы» - равны, не выдерживает проверки на практике.

Мне возразят: никто и не утверждает, что люди рождаются с одинаковыми физическими данными. Но вот духовно… В этом люди - равны.

Если посмотреть на вещи объективно, придется признать, что и представление о духовном равенстве базируется на проблематичных предположениях. Вопрос, пожалуй, лишь в том, что духовные различия тяжелее принять, чем физические. Попробуем разобраться, почему…

Если логично утверждение, что физические возможности разных людей - не равны, откуда же берется предположение, что наши души имеют одинаковый «вес» и равноценны по качеству? Разве не очевидно, что если бы наши души вдруг стали бы видимыми, одни были бы «длинными», другие - «короткими», одни поднимались бы ввысь, другие парили бы над самой землей?

Этот урок и преподал нам Яаков с помощью своих благословений.

Он продемонстрировал, что в духовном смысле нельзя поставить знак равенство между коленами. В этом они так же отличаются друг от друга, как вообще люди различаются внешними физическими данными. Это означает, что каждое колено выполняет в этом мире определенную миссию. И заменить одно другим - невозможно. Народ не выбирает «лучшего» царя, потому что выполнять это духовное предназначение должен тот, кого избрал для такой роли Всевышний.

Однако это вовсе не означает, что еврейский мир не признает принципа равенства. Именно Тора - тот самый источник, откуда взят принцип равенства перед судом. Более того, концепция равенства провозглашена в еврейском мировоззрении в самом фундаментальном смысле этого понятия.

В Торе сказано, что все люди созданы по образу Всевышнего. То есть - все они равноценны в Его глазах. Творец в равной мере заинтересован в каждом своем создании. Он посылает каждого из нас в этот мир с определенной миссией и внимательно следит за ее выполнением. Но такое, определяемое по значимости, «духовное равенство» душ вовсе не подразумевает, что все человеческие души наделены одинаковым потенциалом, и в состоянии выполнять одни и те же «поручения». Наилучшим образом эту ситуацию отражает модель, представляющая любовь родителей к детям. Отец и мать любят каждого своего ребенка, но это не мешает им оценивать сыновей и дочерей в соответствии с их способностями и потенциальными возможностями.

Есть и более глубокая причина, почему нам трудно принять идею духовного неравенства.

Эта причина состоит в том, что мы неправильно оцениваем роли тела и души в человеке. Некоторое представление об «удельном весе» тела и души дает нам диалог Всевышнего с Моше у горящего куста: «...И сказал Он (Всевышний) - не подходи сюда, сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь - земля святая» (Шемот, гл. 3, ст. 4-5).

Почему Всевышний обратился к Моше с такой неожиданной просьбой?

Дело в том, - объясняет рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го - начало 19-го вв.; в 19 лет стал «ближайшим учеником» Виленского Гаона), комментируя фрагмент на эту тему из книги Зоѓар, - что тело, которое позволяет душе существовать в физическом мире, называют «обувью души». Всевышний велел Моше снять «обувь», то есть - «сбросить свою телесную оболочку», чтобы разговаривать с Ним на уровне души. Творец хотел, чтобы пророчество, полученное душой Моше в момент, когда он находился рядом с Кисэ а-Кавод (Троном Всевышнего), было воспринято им в «чистом» виде, «не замутненном» искажениями, которые может придать ему телесная оболочка. В том-то, кстати говоря, и заключалась главная особенность пророческого дара Моше - он обладал способностью как бы отделить свою душу от тела и мог контактировать с Творцом, «поднимаясь» в духовные миры…
Современная цивилизация в понимании законов физического мира достигла неслыханных высот. Но прогресс имеет и свою «обратную сторону». Именно отсюда проистекают роковые ошибки, сыгравшие негативную роль в истории человечества.

Почему мы должны подчиняться законам мудрецов, которые жили задолго до нас и даже не догадывались о том, что преодолевать расстояния, например, можно на самолетах? Они понятия не имели о телефонах, радио, автомобилях и т.п. Способны ли они знать о жизни что-то - лучше нас?

Но не будем забывать, что мы специализируемся на познании физического мира, то есть - сосредоточены лишь на «обуви».

Яакова мало интересовала подобного рода информация. Он всецело посвятил себя достижению духовных целей и не хотел тратить на «полировку обуви» свое время. Весь его интеллектуальный потенциал реализовывался в изучении законов, по которым жила его душа.

В Талмуде говорится о том, что мир (в том виде, в котором он нам знаком) будет существовать шесть тысяч лет: две тысячи лет - в неразберихе и путанице; еще две тысячи будут годами Торы; последние две тысячи лет станут «днями Машиаха» (тракат Санѓедрин, лист 97).

Метафора, изображающая еврейский народ в виде ветвистого дерева, раскрывает «структурное устройство» еврейского народа. Его духовная сущность в историческом аспекте наиболее точно отражена в ином образе: еврейский народ на разных этапах своего существования как бы составляет единую человеческую фигуру. В Танахе (в книге Пророков) читаем: «И вы - овцы стада Моего… Вы - Адам...» (книга пророка Иехезкеля, гл. 34, ст. 31). Наши учителя поясняют: если еврейский народ Творец называет Адамом, это значит, что другие народы - не Адам. И в этом нет расового пренебрежения, - говорят Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.). - Это всего лишь подразумевает, что все евреи на протяжении своей истории как бы становятся частями тела одного человека - Адама. Историческое развитие других народов происходит совершенно иначе.

Итак, если мы возьмем за основу эту новую для нас метафору, получится, что евреи, которые жили в эпоху формирования еврейского народа, в самом начале еврейской истории, и ясно понимали, что происходит, это - «голова фигуры Адама». Наше же поколение, живущее на завершающем этапе истории человечества, в конце последних двух тысяч лет (см. выше) - это «стопы». Иными словами - мы полностью погружены в физический аспект существования («обувь») и духовного видения лишены.

Ноги, сами по себе не приведут к реализации предназначения. Направление ногам задает голова. Если ноги - надежны, они выполнят приказ головы и тело окажется в нужном месте. Но если ноги голове не подчиняются, у тела нет ни малейшего шанса попасть туда, где ему надо быть. Если же ноги двигаются в «избранном» ими направлении, что будет с телом - предугадать вообще невозможно…

Первые поколения евреев ощущали, если можно так выразиться, духовные миры и знали направление, куда мы должны следовать (вплоть до наших дней). Они оставили нам в наследие детальные указания - настолько подробные, что даже с нашим очень и очень ограниченным духовным видением, следуя им, мы могли бы не сбиться с пути.

В заключение обзора отметим, что наша недельная глава завершает книгу Берешит, в которой детально описывается, как должна устанавливаться духовная связь с Творцом. Во многих обзорах этого годового цикла мы говорили о том, что эта работа основана на взаимодействии, сотрудничестве Всевышнего с человеком.

Нашим праотцам и праматерям удалось «наладить» взаимодействие с Творцом, и для нас это - бесценный подарок. Нынешним поколениям следует лишь понять, что мы способны приблизиться к Источнику жизни, только через них, осваивая их мудрость. Это - единственный способ реализовать заложенный в нас потенциал. Лишь следуя их указаниям, мы можем испытывать уверенность, что выполняем свое предназначение в этом мире.


Рецензии