Божий человек

Я столкнулся с этим парадоксом ещё в средине-конце 90-х, когда увлекался Шри
Чинмоем. Суть его в том, что человек тем свободней, чем точнее он следует воле
Всевышнего – казалось бы, внешней по отношению к нему. Но любой парадокс решается
путём введения некоторого дополнительного признака. В данном случае – это
введение деления на высшее и низшее "я" в человеке.

Высшее "Я" или сверх-душа (санскр. param-atma), как её иногда называют
("искра Божья", ядро души) – это одна из ипостасей Всевышнего, соответствующая
христианскому Богу-Сыну. Она незримо присутствует в сердце каждого живого
существа и даже атома, поскольку атомам присуще внутреннее движение-жизнь.

Парам-атму ("высшее дыхание") сокращённо называют Атманом (с большой буквы).
Атман входит в состав Троицы "Атман-Брахман-Бхагаван", в которой Брахман
соответствует безличному Святому Духу, а Бхагаван – Богу-Отцу.

Бога-Отца сравнивают с солнцем, светом которого является Святой Дух.
Но поскольку свет имеет корпускулярно-волновую природу, то для корпускул
вводится дополнительное обозначение – Атман, который в каком-то смысле можно
считать солнцем в миниатюре. Так становится понятной неделимость Троицы
"солнце-свет-фотоны".

Как видим, главное отличие Троицы "Атман-Брахман-Бхагаван" от Троицы Отец-Сын-Дух
состоит не в порядке слагаемых, а в признании ядра каждого живого существа Сыном
Божьим. А Словом или Логосом его называют ещё и потому, что мы воспринимаем Его
преимущественно в виде голоса совести.

И тогда получается очень красивая перефразировка: "В начале была Совесть,
и Совесть была у Бога, и Совесть была Богом". Поэтому совестливый человек –
божий человек.

(2020)


Рецензии