А пароход с Одессы плыл

       Недавно   вся   страна   посмотрела    (неслучайно    показанную    к  новогоднему  столу)    комедию  «Одесский  пароход»  -  откровенную   буффонаду  с   чётко  читаемым   явным   русофобским   стёбом   над   советской   эпохой,   сотканном  на   попурри   из   анекдотов   Михаила   Маньевича  Жванецкого    (видимо  без  такой “приправы”   ни   одного   фильма   о    советском  времени   уже   никогда   в   прокат  не   выпустят).   Невольно   задаёшься   вопросом  -    "А   для  кого  это   снято?"  Ответ   очевиден  -   для   поколения    «Comedy   Club»,   вписывающихся    в   мир   героев   “Дома – 2”,   или   «Реальных   пацанов»  и  им   подобных.  Ведь   фон  выткан  так,  что   молодёжь   искренне   верит   -   какое   же    счастье,  что  они  не   родились   в   то  кошмарное    время.   Если   даже   актёры-современники   так   его   изображают,   радуясь,  что  оно  наконец-то   закончилось,   пафосно   и   мастерски   оплевав   это   время  с   ног  до  головы,  сделав  из  него  карикатуру   и   посмешище.   Жванецкий    сконструировал  вымышленные    ситуации  - а  кино   должно   было   подать   эти   картинки,   как   воплощение   реальности.  Все  должны  были  узнать   в   них  себя -   но  почему-то  никто  не  узнал.  Сцена  с   телефонным  разговором  доведена  до   абсурда.  У  молодёжи   реально   возникает  впечатление,  что   в   СССР   только  по   батареям   отопления    и   перестукивались.   Откуда   им  знать,   что   телефоны  тогда   работали  вполне  нормально,   в   соответствии   с   уровнем  технического   прогресса  (что  был  во  всём  мире).  ЧП   в самолёте   ну   никак   не   соответствует   реальности  того  времени.   Статистика   показывает,   что   это   сейчас  опасно  летать  на   самолётах,  а  тогда   как раз   всё  было  вполне  надёжно.   Система   гражданской   авиации   по  уровню  квалификации  лётного  состава  и   качеству  технического   обслуживания,   не   вызывала   никаких   опасений   и   аэрофобий.  Но   авторы   ничего   не   говорят  о   нынешнем   времени  (когда   летать  -   что  играть  “В   русскую   рулетку”).   Весь   их   злобный   сарказм   нацелен   в   советское   прошлое…
             А   вот   финал   фильма    понравился.   Это   когда    камера   “отъезжает”  от   старенького   Михаил   Маньевича,   сгорбившегося   в   одесской   подворотне,   который   с   печалью   посмотрев   на   эту   вакханалию   грустными  глазами,   собрав    оставшиеся  рукописи  в  хрестоматийный    портфель,   не   говоря  ни  слова,  тихо   уходит  из  кадра    в   арку   псевдо-одесского    дворика,   в   котором   рабочие   разбирают   мосфильмовские    декорации   “старой   Одессы”.   Его  фигура была  не   просто  грустной  -  она  была   трагической.  Его Одессу  ( "жемчужину   у   моря",   неповторимый    бриллиант   СССР)   уничтожили   не   современники  -   её   уничтожил   он   сам  и   ему   подобные  (и   те, кто  писал,  и  те,  кто смеялся   над   написанным).   Так   же   активно   принимал  участие  Жванецкий   и   в   уничтожении   Советского   Союза  -  страны,   в   высмеивании   которой   он  так  здорово  преуспел.  Под   видом    борьбы    с   недостатками  -
выполнял   идеологический   заказ.  А   когда    "трое  из  ларца"  подписали  Беловежское  соглашение,  то   помог  им   уничтожить   свой  дом  - СССР.   Который,   несомненно,  по-своему  любил.   Он  может   быть   так   и   не   хотел,   но  вот    так  получилось.   Сейчас   понимаешь, что   юмором   Жванецкого    воспользовалась   постсоветская  «элита»,   которая   над  всей  страной  и   народом  смеялась   и   в   итоге  пришла  к   власти.  И  уже   тогда   был  этот  водораздел.  И  все,  кто  надо,  его  понимали,  и   скармливали   народу   его    бесконечное   шоу. Ведь  когда  Жванецкий   читал   свои   монологи  - зал  ухохатывался...  А   Запад   тихо  потешался  над   нами   когда   мы    аплодировали  шуткам   над  собой.   Зря   что ли   Автор   этих   шуток   был   удостоен   Премии  Президента  РФ…  Будучи   человеком  умным,   Жванецкий   всё    это   понимает.  Но  громко   молчит.  Ибо   это  означает  отречься  от  самого  себя - того,  который  и  стал   знаменитым  благодаря    разрушительной   силе   своего  сатирического   таланта.   А  отрекаясь  -  покаяться.   Но  не  по  силам   это   Михал   Маньевичу.   Потому   так   безнадёжна  и   опустошена   его  походка,   а   в   его   прощальном   взгляде   -  немая    просьба  о  прощении…
                Органично   со   Жванецким  в   фильме   уживается  М. Ефремов,   которому   для   роли   пропащего   пьяницы,   его пропитой   физиономии,  похоже   и   грим   не   понадобился.   Он   тоже   известен   своей  ненавистью  к  России  во  все  её  исторические  времена.  Но   до   Михаил   Маньевича   ему   далеко.   Жванецкий    неоднократно   выступал  на  ТВ  перед   “западными   товарищами”  и   если   ему   было   выгодно  говорить  гадости  про  Россию  и  её народ,  он  это   спокойно  и  делал…   А  его  слова   о  желании  покончить  с    Россией  и   увидеть  вместо  неё   пустое  место: (https://youtu.be/OdloXHUKLO4)...    А   его  трусливое   и  мерзкое   выступление   на  " YouTube"  о   событиях   в   Одессе  -   ни   одного   осуждения   украинских   властей  и   националистов-бандеровцев,   сжегших   граждан  2-го мая…
                После   распада   СССР   у   многих   здравомыслящих   людей   Жванецкий   начал   вызывать    неприятное  чувство брезгливости.   Ведь   страну,  в  которой  ты  живёшь,  надо  хотя   бы  уважать.  Какая  бы  она  ни  была  -  но  это  твоя Родина,   а   не    постоянно   стебаться   над   ней  и  над людьми.... С  таким  высокомерием   и   наглостью...  И   Жванецкий   всегда   стебался  над   нами,  только  раньше мы  этого   не   понимали.  Только  сейчас   доходить   стало...  Дежурный   по  стране,  так   сказать...   А   многие  до  сих   пор   смеются…   не   задумываясь...       Жванецкий  любил  говорить: -   «Либо  наша  жизнь  станет  лучше, либо  мои  произведения   будут  бессмертными». Жизнь  не  стала  лучше,  а    его   шутки   уже давно  не  смешат  так,  как  раньше.   Вообще  не  смешат. Протухли,   несмотря   на   обилие   нафталина.  Его    юмор   утратил   снисходительность  и  симпатию   к   Героям,   превратившись  в   глумливый    стёб  и   пасквиль...  Говорят, что  второго Жванецкого   никогда   не   будет.  Конечно,   не   будет.  Для  этого  нужно  просто  вернуть  то  время  -  а   оно   было   симпатично – но  только  в  талантливых   воспоминаниях  о  нём…  Сегодняшний   Жванецкий   нечитабелен.  Он  продукт  СССР  и  прежним   почитателям  его   шутки   больше  не  интересны,   а  новые зрители  равнодушны.  За   30  лет   постсовковой    жизни  он   так  ничего   стоящего   и   не   написал.  Разве   не   весело  живем  -   или   Миссия   завершена?...
       Да,   фильм   за   бывшую   Одессу!   Только  мы   не   увидели   ни   реквиема  по  былому   величию,   ни   искромётного   одесского   юмора.   Воспоминание  о  приморском  городе,  вошедшего   в   фольклор,   существует  лишь  в   нашем   воображении.    Нет   больше  славной   Одессы.   Да   и одесситов   настоящих   больше  нет  -  последних   сожгли   2-го   мая,   или   посадили   в   тюрьмы   в   2014 г.    Остались  только   торгаши    на   Привозе,   молча   взирающие  на  факельные   шествия   фашиствующих   бесов…
              Ну  актеры – это   понятно. У   них   работа  такая - сыграть   то,  что   написано   в   сценарии.   Вот   они   и  играют.  Собрали   плеяду   лучших   актеров   нынешнего  кино,  невнятно  и    наигранно     что-то   пробормотать   в   эпизодической   роли,   лягнув   наше   прошлое,  отрабатывая   свой   новогодний   грант.  Но   хороший   актёр   несколько   раз   подумает  -  а   стоит   ли   сниматься   в   том,   или   ином   фильме.   Или   сообразит   “по   ходу   пьесы” ,   что  попал   “не   в   ту   степь”.    Поэтому   актёрам   должно   быть  стыдно  за   это  лицедейство   и   беспомощность   в   воплощении   даже   такого  скудного   материала    из    заезженных    юмористических   миниатюр  на   злобу   вчерашнего  дня…
             А  пароход   с   Одессы   плыл... -  Я   прекрасно   знаю,   что   пароходы   ходят...  Но   "ЭТО”   именно   “поплыло”,  и   затонуло,   едва  отчалив... Поэтому  и  нет  ничего  глупее,  чем   искать   хоть   какой-то   смысл   в   этом ФИЛЬМЕ!    Хотели   снять  новогодний   капустник,  а    получилась  прокисшая  окрошка,   да   ещё   и  без  кваса…   с   назойливо   упрощенным    скольжением    по    юмору…   Уже   по   рекламе    было   видно  и    ясно,  что  это  “труп”  фильма,  корявый   памятник   российской   комедии,   вернее   надгробие,   и   неутешительный   диагноз   нашему   обществу…



            


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.