Россыпи тишины...

Царственно бледный лес
- В инее, - пал на землю
Спутником тайных месс
В облаке капли белой…

- Россыпи! - тишины
Золота бледных лилий
Душу мою прожгли -
В белой и чёрной лире…

Блеск, - несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точках угла пространства…

Где же безумный мир
Видел такое чудо,
Чтобы слепой зимы
Ярость сжималась в людях…











На - Конкурс Вернисаж - 3 (Клуб Золотое Сечение) http://www.stihi.ru/2019/12/26/5193



























9...
Царственно бледный лес
В инее, - пал на землю, -
- Облаком тайных месс, -
Спутником капли белой…

- Россыпи! - тишины, -
В золоте бледных лилий
Душу мою нашли -
…Белой и чёрной лире -

Блеск, - несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точках угла пространства…

Где же безумный мир
Видел такое чудо -
Ярость слепой зимы,
Чтобы сжималась в людях…

8...
Царственно бледный лес
В инее пал на землю
- Облаком вечных месс, -
Странником капли белой…

Россыпи! - тишины, -
В золоте бледных линий
Душу мою зажгли -
Белых и чёрных лилий

Блеск, - несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точках угла пространства…

Где же безумный мир
Видел такое чудо:
Ярость седой зимы,
Чтобы сжималась в людях…

7...
Царственно бледный лес
В инее пал на землю
- Зеркалом вечных месс, -
Странником капли белой…

Россыпи! - тишины, -
Чёрных и белых линий
Душу мою сожгли
В золоте… - бледных лилий

Блеск, несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точках угла пространства…

Где же безумный мир
Видел такое чудо:
Чтобы седой зимы,
Ярость сжималась в людях…

6...
Царственно-белый лес
В инее пал на землю
- Зеркалом до небес, -
Влагою капли белой…

Россыпи! - на губах,
Чёрных как смоль снежинок
Душ… и речной туман
Золота бледных лилий…

Блеск, несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точках угла пространства…

Где же безумный мир
Видел такое чудо,
Где у седой зимы
Ярость сжималась в людях…

5...
Царственно-белый лес
В инее пал на землю
- Зеркалом до небес, -
Влагою капли белой…

Россыпи! - на губах,
Чёрных как смоль снежинок
Душ… и речной туман
Золота бледных линий…

Блеск, несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точку угла пространства…

Как же безумный мир
Видел такое чудо,
Где у седой зимы
Ярость рождалась в людях…

4...
Царственно-белый лес
В инее пал на землю
- Зеркалом до небес, -
Влагою капли белой…

Россыпи! - на губах,
Чёрных как смоль снежинок
Душ… и речной туман
Золота бледной лиры…

Блеск, несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точку угла пространства…

Где же безумец-мир
Видел такое чудо,
Чтоб у седой зимы
Ярость сжималась в людях…

3...
Царственно-белый лес
В инее пал на землю
- Зеркалом у небес, -
Влагою капли белой…

Россыпи! - на губах,
Чёрных как смоль снежинок
Душ… и речной туман
Золота бледных лилий…

Блеск, несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точках угла пространства…

Ты ли безумец был, -
Видя такое чудо, -
Где у седой зимы
Ярость сжималась в людях…

2...
Царственно-белый лес
В инее пал на землю-
Зеркало - до небес -
Влагою капли белой…

Россыпи! - на губах,
Чёрных как смоль снежинок
Душ… и речной туман
Золота бледных льдинок…

Блеск, несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лист
В точку угла пространства…

Где ты безумец был, -
Видя земное чудо, -
Чтобы седой зимы
Ярость сжималась в людях…

1...
Царственно-белый снег
Инеем пал на землю.
Плачут берёзы - в след -
Падают капли белы, -

Россыпи на губах
Чёрных как смоль снежинок
Душ, что накрыл туман
Золота, - белых льдинок

Блеск, несказанно чист -
- Господи! - как же страшно… -
Катится рыжий лист
Точки в углу пространства.

Где ты художник был
Видя такое чудо,
Чтобы седой зимы
Ярость сжималась в людях…


Рецензии
Хотите рецензию? «У меня их есть». Понимаю, что Вам интереснее услышать замечания по технике. Но я думаю: зачем обсуждать её, так сказать, отдельно? Ведь главное – мысль автора. И если эта мысль – не алмаз, а стекло, то имеет ли смысл это стекло вставлять в золотую оправу? Если только есть желание втереть очки на конкурсе? Там же такой плебс, проглотит…

1. Автор принципиально не хочет банального описательства. Только намёки, никакой конкретики. Всё стихотворение – набор ассоциаций, которые может вызвать любой зимний пейзаж, не обязательно Саврасовский. Тогда вообще зачем браться? Поэтому, первую оценку и поставила самую низкую. Если бы можно было поставить «0» - поставила бы, без зазрения совести.

2. Автор явно делал упор на художественность, но эта оценка – дама капризная. Можно, и переборщить до несварения желудка, что я и наблюдаю. Во первых, общая стилистика – экзальтация, которая была в моде «серебряного века». Как это выглядит сейчас? Наверное, как жалкая подделка, в худшем варианте – пародия. Восклицания («Россыпи!», «Господи!») выглядят довольно пошло, и напоминают кривляния Вертинского. Но у того хоть клоунский наряд был, и этот антураж спускал на тормозах все переборы. А тут – эпатаж в чистом виде, как у мадам Орлович из «Покровских ворот». Вообще, весь текст просится в интермедию: под звуки фортепьяно и пантомиму печального Пьеро – прочитать с надрывам эти «сокровенные» строки!..))) Поэтому, и вторая оценка – низкая. Хотели высокой поэзии, а получили на выходе – пошленькую вещицу.

Тут ещё масса вещей… Например, «тайные мессы» - это «дьявольские мессы» имеются в виду? Другого ничего на ум не приходит, тем более на фоне православного храма. Конструкция: «лес… пал на землю спутником… месс» - какое-то извращение сознания. Можно пасть на землю жертвой, но не спутником.

Или вот это (просто обалдеть!): «россыпи тишины золота бледных лилий». Во первых, повтор слова «бледный» (был бледным лес, теперь бледные лилии). Россыпи – кого-чего? Пожалуйста, вот вам: тишины, золота, лилий… И этот букет прожёг душу поэту, да не просто так, а «в чёрной и белой лире» - одновременно. Лира такая у поэта – черна и белая. Если у поэта было бы две лиры – я бы поняла его смятение, а так – не понимаю. Не может быть человек одновременно – и арием, и африканцем.

А вот ещё одна перловочка:

«Падает рыжий лис
В точках угла пространства…»

« Рыжий лис» воспринимается буквально. Уважаемый автор, если хотите выразиться иносказательно (аллегорически-метафорически), тогда укажите причастие: «рыжий лис листвы», «рыжий лис теней», и проч. Но всё равно «рыжий лис», если он ОДИН, то падает в одном месте, а не в «точках». Про «угол пространства» - это к землемеру, я такое понять не могу… И ещё: «в облаке капли» - не могу себе представить облако одной капли, не для моих плебейских мозгов.

3. И наконец, Ваша любимая оценка за технику. Тут Вы собаку съели… А я по-простому. Ничего не буду говорить за ритмику и метрику. Сбоев нет, и ладно…

«Царственно бледный лес
- В инее, - пал на землю
Спутником тайных месс
В облаке капли белой…»

Тут тире должно быть в конце первой строки, а не в начале второй. Вообще, тире ставится в начале строки, открывая прямую речь. После «в инее» зачем-то запятая? Странная пунктуация…

- Россыпи! - тишины
Золота бледных лилий
Душу мою прожгли -
В белой и чёрной лире…

Навязчивая фонетика: «ол-бле-лили-ли-ло-ли» - в общем, напоминает блеяние козы… Очень неудачная рифма: «тишины-прожгли».

Блеск, - несказанно чист
- Господи! - как же страшно
Падает рыжий лис
В точках угла пространства…

Тоже рифма не очень хороша: «страшно-пространства», если не сказать более….

Где же безумный мир
Видел такое чудо,
Чтобы слепой зимы
Ярость сжималась в людях…

Пожалуй, единственная строфа, выполненная достаточно чисто, во всех отношениях, если только закрыть глаза на инверсию.

Яна Тали   18.01.2020 11:57     Заявить о нарушении
Дорогая Яна!

Вы никогда не поверите, но мне кажется, что Вы добрая дывчина. Но почему-то, Вам обязательно надо быть злой.)
Безусловно, читатель, не обязан понимать то, что написано, если это написано настолько непонятно. Мне, кстати, и самому непонятно. И,

поверьте, это меня больше тревожит, нежели непонимание читателя, - как и его критика, в том числе. Однако замечу,

по Вашей критике, я не могу задуматься о том, чтобы что либо изменить. В этом смысле, хороша ли Ваша критика?

ПРОЙДЁМСЯ ПО ПУНКТАМ.

1. Автор поймал волну, встал на доску и покатался немного. После чего, попытался вспомнить то, что это было.

2. Воспоминания есть воспоминания. Кому-то нравится рок, а кому-то фолк. И т.д.
- Почему, храм православный? Почему вообще, храм?
- Почему мессы обязательно дьявольские?
- Как Вам думается если сравнить баптисткие песнопения (этакий рэпчик) и христианские литургии (на органе Баха), то какие эпитеты подошли бы каждой из них - зловещий - радостный - ?
- Не знаю, по мне так нормально читается рыжий лис (изначально был лист), потому как РЫЖИЙ.
- Мне думается, что белая и чёрная лира, эт как Инь и Ян.) Ага.

3. По технике, можно начать со второй строфы. В третьей строке, её немного качает:

- Россыпи! - тишины
Золота бледных лилий
Душу мою прожгли -
В белой и чёрной лире…

- ещё, кажется, что В - лишнее. И, сама строфа, интонационно идёт парно, - структурный параллелизм. Мне эт не особо нравится.
- В первой строфе, в третьей строке, слово СПУТНИКОМ - также не особо нравится.
- В третьей строфе, в четвёртой строке - множественное В ТОЧКАХ, всё думаю, может вернуть - В ТОЧКУ.
- В последней строфе, слово ЧТОБЫ, - аллитерационно липнет к ЧУДУ. - Небольшой фонетический диссонанс.

- Что касается рифмы (второй), которую Вы отметили, то она хороша. Было бы неправильно так:

Блеск, - несказанно чист
- Господи! - как же ясно
Падает рыжий лис
В точках угла пространства…

- хотя и можно. Что касается рифмы: ТИШИНЫ-ПРОЖГЛИ - Вы правы. Только дело не совсем в рифме, а в предлоге ПРА- ,  который, в тоже время, даёт не такой сильный диссонанс, чтобы отказаться от этого слова.

- В целом, как Вы думаете, для чего нужен эффект переноса?

Рихард Мор 2   19.01.2020 02:57   Заявить о нарушении
Мор Вы встаёте в привычную (традиционную) позу всех ГЛУХИХ авторов.
Им безразличны чужие замечания, они слышат только себя.
И мне очень жаль тратить на них своё личное время.
Всё, что я хотела сказать - сказала. Если не поняли: Ваша ахиллесова пята - стилистика (не путать с техникой). Восполнить пробел невозможно, если Вы не ощущаете в себе того, что я называю "вкусом". Это ещё можно назвать личным шармом.

Кроме того, Вы не чувствуете своих смысловых ляпов, пряча их, камуфлируя под нелепые ассоциации.
Скажу то, что уже говорила Лине Корочке: техника - дело простое и второстепенное. Овладеть навыками техники несложно. А вот стать поэтом - нужен особый склад души, особые интонации, умение формулировать.

Надо отдать Вам должное: Вы порой подмечаете в чужих текстах всякие нелепости, но не в своих. А довериться критику не хотите. Более того, начинаете обвинять критика - в неадекватности. Ваши выпады в мой адрес настолько бесцеремонны, что мне сразу расхотелось с Вами общаться. Извините, я продолжать знакомство не намерена. Просто примите мою рецензию, как акт доброй воли. И всего вам доброго.

Яна Тали   20.01.2020 15:48   Заявить о нарушении
Из моей итоговой рецы http://stihi.ru/rec.html?2020/01/17/1473 -

—–—–—–
Если пламя струится по коже мороз

—–
1. Первая строка (в названии хуже) - наша красотуля номеров 6-1-12 - расставленных по степени грубейших и ниже. - пункт 3.
—–—–—–

Из моей голосующей рецы 13 - http://stihi.ru/rec.html?2020/01/12/1393 -

—–—–—–
6- Скрипят по снегу дровни, едут
1 - Мороз. Из дымки – купол храма
12 - Трещит мороз, столбами дым-
—–—–—–

КОММЕНТАРИЙ. Немного неправ. Всё таки самая мягкая красотуля у 1 номера. А 12 и 6 - без разницы. Теперь цитирую Вас - один из Ваших странных выводов в этой ветке к которому можно отнестись более-менее конструктивно:

—–—–—–
Надо отдать Вам должное: Вы порой подмечаете в чужих текстах всякие нелепости, но не в своих. А довериться критику не хотите. Более того, начинаете обвинять критика - в неадекватности.
—–—–—–

- Дорогая Яна, я показал Вам пример того КАК конструктивно можно решать вопросы критики. Потому что Ваш метод - деструктивный.
- Уже только поэтому, доверять критике, - нелепо.
- В принципе, доверять критике, - не верно.
- Ибо вопрос, - "А судьи кто?" - не вчера родился.
- И Вы, повторю, не сказали ничего, что могло бы подвигнуть меня изменить хоть что-то.
- Потому что, Вы не сказали ничего, кроме того, что Вам не понравилось или Вам не понятно.
- В целом, Ваш ответ, безусловно - неадекватный, простите. Эт очевидно.
- Вы опять забываетесь. Но
- Один плюс есть, - спасибо за стилистику.

- Стилистика, относится к синтаксису, - к синтаксическому ритму. Я про неё забыл. Вы, напомнили. Спасибо!

- Если я вдруг напишу Вам рецензию на Ваш Зимний пейзаж (Яна Тали) http://stihi.ru/2019/12/27/3878 - где мне её оформить, здесь или у Вас?

Рихард Мор 2   20.01.2020 18:14   Заявить о нарушении
Прошу меня извинить. Я, действительно, ответила Вам не в русле мягкой беседы.
У меня накопилась горечь от всех дурацких разговоров... Особенно, от стычек с Т.И.
Да и Ваша любимица мне тоже успела нагадить. И я не понимаю, почему вдруг открылись эти шлюзы...
Наверное, потому что Вы назвали меня "доброй дывчиной", я на общем фоне восприняла это за издёвку. Простите ещё раз.

Конечно, Вы можете зайти ко мне и сказать всё, что считаете нужным.
Честно говоря, я задыхаюсь без нормальной критики, поэтому и возвращаюсь порой на конкурсы, хоть и зарекаюсь... Но каждый раз опять наступаю на грабли.

Яна Тали   20.01.2020 23:23   Заявить о нарушении
Ок. Ок.) Я буду думать, что написать. Не забывая, при этом за другой мини-разбор - http://stihi.ru/rec.html?2020/01/15/5607 - который может стать небольшой помехой к вбросу рецензии.

Рихард Мор 2   21.01.2020 00:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.