Религия арабов времен джахилии

Религия арабов времен джахилии (невежества),
до прихода Пророка Мухаммада, мир ему
и благословение Аллаха.

(Отрывок из книги)

Многобожие и поклонение идолам легли в основу религии
людей, живших в эпоху джахилийи73, которые утверждали,
что исповедуют религию пророка Ибрахима (мир ему).

Они придерживались определённых традиций и выполняли
известные обряды поклонения идолам.

Поклонение арабов идолам характеризовалось нижеследующими
чертами.

1. Они проводили много времени у идолов, обращались
к ним за помощью, называли их по именам, молили о спасении
в трудных обстоятельствах и просили их об удовлетворении
своих нужд, будучи убеждёнными в том, что идолы способны
ходатайствовать за них пред Аллахом, тем самым способствуя
осуществлению для них того, чего они желали.

2. Они совершали к идолам паломничества и обходили вокруг
них, выражая им свою покорность и кланяясь перед ними
до земли.

3. Они старались умилостивить идолов, делая им всевозможные
подарки и жертвоприношения и при этом называя их по именам.

4. Попытки задабривания идолов находили своё выражение
в том, что многобожники выделяли им по своему усмотрению
часть своей еды и питья, а также часть урожая и скота.

Удивительно, но часть из этого они выделяли и для Аллаха.
При этом они часто отдавали идолам то, что предназначалось
Аллаху, поступая так в силу разных причин, но никогда
не отдавали Аллаху того, что предназначалось идолам.

5. Один из способов приближения к идолам состоял в том,
что многобжники давали обеты выделять им часть урожая
и скота.

6. Кроме того, среди арабов было принято гадать по стрелам
(азлям), точнее говоря, по специальным стрелам без оперения,
которые были трёх видов: на стрелах одного вида было
написано либо “да”, либо “нет”, либо не было вообще никаких
надписей.

7. Они прибегали к гаданию по таким стрелам, когда хотели
отправиться в путешествие, заключить брак или предпринять
ещё что-нибудь важное для них.

Если выпадала стрела со словом "да", они осуществляли
задуманное, а если на ней было написано "нет", то
откладывали дело до следующего года, а потом гадали снова.

Второй вид стрел предназначался для гаданий по спорным
вопросам, связанным с водой и вирой за кровь79, а на стрелах
третьего вида было написано "из вас", "не из вас" или
"присоединён".

8. В случае возникновения сомнений относительно
происхождения кого-либо из них они приходили к идолу Хубала,
приводили с собой сто верблюдов и отдавали их тому, кто
занимался гаданиями по стрелам.

С помощью этих стрел они делили мясо забиваемых ими
верблюдов.

9. Кроме того, они верили в то, что говорили им прорицатели,
гадатели и астрологи.

Прорицателем (кахин) являлся человек, занимавшийся
предсказанием будущего событий и утверждавший, что обладает
знанием всевозможных тайн.

Одни прорицатели утверждали, что в подчинении у них находится
джинн, который сообщает им различные известия,

- другие заявляли, что благодаря дарованной им
проницательности они способны постигать сокрытое,

- третьи же претендовали на обладание способностью познания
происходящего с помощью анализа всевозможных причин и
предпосылок, о которых они узнавали из слов людей, задававших
им вопросы, и на основании которых они делали выводы о том,
что должно было произойти в том или ином месте, опираясь на
знание о словах, действиях или состоянии того, кто обращался
к ним с вопросами.

Гадатели также утверждали, что могут узнать, где произошла
кража, где находятся украденные вещи, заблудившиеся животные
и так далее.

Что же касается астрологов, то они занимались наблюдением за
небесными светилами, вычисляя их орбиты и время появления
для того, чтобы с помощью этого узнавать о грядущих событиях.

Вера в сообщения астрологов по сути дела является верой
в небесные светила в целом, частью которой была вера арабов
в отдельные звёзды и планеты. Вот почему они говорили: "Нам
был послан дождь благодаря такой-то планете".81

10. Кроме того, они верили в дурные предзнаменования.

Так, например, они приносили птицу или приводили антилопу и
пугали её, и если после этого птица или животное бросалось
направо, они осуществляли задуманное, считая, что это обещает
им благо, если же птица (животное) летела (бросалось) налево,
люди отказывались от своих планов, считая это дурным знаком.

И когда птица или животное встречались на их пути, они также
усматривали в этом дурной знак.

Сродни подобным верованиям было то, что для защиты от всего
дурного они привязывали в определённых местах заячью лапку,
 
- и то, что считали неблагоприятными некоторые дни и месяцы
- и считали дурным предзнаменованием некоторых животных,
места и женщин.

Кроме того, они верили в то, что сова предвещает несчастье82,
а также считали, что убитый не находит себе покоя до тех пор,
пока за него не отомстят, и что дух его вселяется в сову,
которая летает по пустыням, повторяя: "Я хочу пить!" – или:
"Напоите меня!" – когда же за убитого мстят, он успокаивается
и обретает отдохновение.

Арабы, жившие в эпоху джахилийи, верили во всё это, но вместе
с тем в чём-то продолжали придерживаться и религии Ибрахима,
не отказываясь от неё окончательно. Так, они чтили Каабу и
совершали обходы вокруг неё, совершали хаджж и умру, стояли
на Арафате, останавливались в Муздалифе и совершали
жертвоприношения, но при этом во всё вносили какие-то
новшества.

=Отрывок из Книги аль-Мубаракфури
"Жизнь Пророка, мир ему и
благословение Аллаха". стр 33-42

=Подборка Тины АНСАРОВОЙ

-------------

73 - Джахилийа – невежество. Имеется в виду доисламская эпоха.

79 - Иначе говоря, компенсацией за убийство, ранение или нанесение
увечья.

81 - См."Сахих" Муслима с комментариями ан-Навави, "Книга веры",
«Глава, в которой разъясняется, что не верует тот, кто говорит:
"Нам был послан дождь благодаря появлению (такой-то) планеты", 1/59»

82 - Если сова садилась на чей-либо дом, считалось, что скоро
там кто-то умрёт.


Рецензии