Тайное и явное Философское эссе
ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
ЭССЕ
Человек скрывает и таит в себе намного большее по своему значению чем то что он открыто декларирует, утверждает и провозглашает во всеуслышание сколь бы самому этому человеку ни казалось что все как раз наоборот.
Тайное значительнее явного и важнее явного в нашей жизни во много раз.
С понимания этого и с погружения в глубины «тайного» в человеке и началась между прочим та большая русская литература которую знает и уважает весь мир.
Правда Пушкину значение «тайного» в жизни и психике человека было еще мало понятно.
У Пушкина человек что думает то и говорит, так считает нужным так и поступает и действует в соответствии со своими реальными и открытыми своими убеждениями.
Пушкинский человек - очень простой и очень честный человек. А потому и - человек светлый. Без «темной стороны души.»
Но уже Гоголь ощутил «тайного» человека в окружающей жизни… Ощутил однако прежде всего – ощутил его в себе самом. Это очень властно сказалось на всем том что Гоголь написал.
Гоголевские герои в подавляющем своем большинстве - его собственные кошмары и видения, таинственные эманации его души и сознания, всего сокровенного скрытого и больного в нем самом.
Поэтому Гоголь и глубоко страдал когда наконец осознал природу своего творчества - когда понял что Акакий Акакиевич или Хлестаков или Ноздрев Коробочка Плюшкин и Чичиков - части его собственной души, ее отражения и преображения в реальном мире которые он сам же и выпустил «на волю» в творчестве.
Выпустил «гулять по миру» и материализовываться в нем как им угодно…. В этом и состояли истоки мук Гоголя в конце жизни.
Достоевский же с открытия «подпольного человека» человека, сугубо «тайного» и официально как бы и не существующего и начал свои великие свершения в русской и мировой литературе.
И с Достоевского русская литература далеко не случайно и стала по настоящему всемирной по своему значению.
Кстати ведь и Лев Толстой срывал с человека все и всяческие «покровы» - мнимых возвышенных убеждений, правил приличий, светскости, образованности, высокой культуры и показной нравственности - и потому и Лев Толстой обнажил в человеке «тайное» и тщательно замаскированное «душевное дно.»
Не надо думать конечно что «двойное дно» в человеке открыли и обнажили только в России и только в рамках ее большой литературы.
Фрейд а потом и Карл Юнг по новому и удивительно глубоко раскрыли и в Европе «тайное» в человеке и его психике в своем психоанализе.
Бессознательного и «подпольного» в человеке утонченно касались в своем гениальном творчестве Пруст и Джойс, а вслед за ними и многие другие выдающиеся европейские авторы.
------------------------------------
Можно подумать что с этого открытия «тайного» в человеке началась новая эра в культуре и жизни человека и общества.
Однако ничего подобного отнюдь не произошло в реальности.
Наша общечеловеческая культура остается показной искусственной и «парадной» во всех своих проявлениях.
Современная «высокая» культура - своего официальная выставка достижений человечества… И она есть по сути и содержанию своему некое Всемирное подобие былой Выставке Достижений Народного Хозяйства в СССР - вот мы что умеем, вот что у нас есть… Пусть и в единственном «опытном» экземпляре…
Это на самом деле печально и комично одновременно.
Говорят например и «звонят во все концы» мира при помощи массовых средств информации - великий пианист такой-то, великий шахматист такой-то…
А кто может разобрать хоть одну шахматную партию этого великого шахматиста и оценить ее как вершину шахматного искусства?
Кто может реально отличить игру великого пианиста от игры «среднего пианиста» и кто ходит действительно на концерты этого великого пианиста не следуя моде и «грому аплодисментов» в прессе, а по велению души?
Таких людей ничтожно малое число.
Но надо «звонить во все колокола» о том что есть у нас великие шахматисты и великие пианисты - и звонят…. И создают два великих имени своим «великим звоном»… А могли бы создать и «десять таких имен» … Запросто.
Но «десятке великих» имен и людей было бы тесно на своем Пьедестале.
Поэтому в каждой области предполагается только один гений …
У нас с России этот выбор «единственного и неповторимого» гения национальной культуры в каждой области науки и культуры просто на ладони.
В литературе – это естественно Пушкин.
В музыке - Чайковский. В военной искусстве - Суровов. В науке - Менделеев…. И так далее…
Им и воздвигаются памятники в сердцах людей и на площадях городов.
Однако все это именуются очень хорошо и точно простым русским словом - КЛЮКВА.
А на самом деле что мы имеем в жизни? - Бедная жизнь очень бедных, безумно богатая жизнь безумно богатых, разбогатевших в своем ВЕЛИКОМ ВОРОВСТВЕ на развалинах былого СССР…
И никакой в сущности особой культуры у нас и нет… Ни в «высших слоях» общества ни в «низших» его слоях…
Какая у нас культура? - Книги не читают… Их не хранят и в сущности не любят. Современные книжные шкафы не даже не продаются в мебельных магазинах. Нет спроса. У всех в домах - только компьютеры..
А по компьютеру что смотрят обычные люди? - Бесконечные фильмы и спортивные соревнования…
Разве это культура?
Современная жизнь упростилась. Но упростилась потому что «тайный» человек и «подпольный человек» вышли на свободу из своих подземелий, вышли на арену истории…
Во второй половине Х1Х столетия «тайного» человека и «подпольного человека» распознали в литературе и культуре.
На рубеже Х1Х и ХХ веков он уже заявил о себе во всеуслышание… Стал возвышать голос в обществе, заявил о себе в искусстве - тем же футуризмом в поэзии, кубизмом в живописи - творил восстания якобы «во имя равенства и свободы» в социальном мире…
И победил в России в 1917-ом году.
Да победил тогда в 10917-ом году в России именно самый маленький человек и «подпольный человек» злобный и полный амбиций, мучаемый своими обидами на «притеснителей», ничтожный безграмотный и бесконечно тупой.
Создал этот человек путем казней и пыток державу современного Чингиз Хана (Иосифа Сталина) в которой больше было от какого-нибудь древнего Персидского Царства чем от мифического Мирового Коммунизма (по Марксу).
Не прошло и века как все царство «Чингисхана с телеграфом» под названием СССР развалилось.
Но «тайные» люди никуда не ушли. «Подпольный человек» просто перестал быть «подпольным» - он стал явным и властвующим…
По итогам приватизации в России верхушка былых «подпольных людей» обрела несметные богатства и стала править всем российским миром по своему усмотрению…
Они превратились в «эффективных собственников» - перевели капиталы за рубеж… Распродали за бесценок «не корысти ради» как говаривал Отец Федор у Ильфа и Петрова приватизированные советские предприятия…
А потом и «остепенились»… Поползли как змеи в период спаривания в Государственную Думу и на местные крупные управленческие должности…
Какая культура может быть в такой стране?
Кого волнует в России например что писателям в своем большинстве (причем настоящим писателям обществом признанным) не на что сейчас жить…
Ты как писатель допустим востребован своим обществом и своими читателями... Твои стихи и твою прозу широко читают люди…
Но ведь они находят теперь твои стихи и твою прозу уже в основном в Интернете и на своих электронных устройствах.. И не платят ни копейки за прочтение того что ты пишешь..
А это не так просто - писать настоящие стихи, настоящую прозу… Жизнь уходит на это, силы души и здоровье телесное… Все уходит.
Но ни Государство ни Общество твоя писательская человеческая судьба не волнует.
Читатель доволен твоими стихами прочитанными в Интернете. И не купит твою поэтическую книгу на бумаге даже за мизерные деньги..
Зачем ему тратить на это даже и мелкие деньги? - Надо будет ему приобщиться к поэзии - снова заглянет в тот же всесильный Интернет….
А Государство что же? - Государство нынешнее усердно кормит своих чиновников и своих бизнесменов. Ему не до литературы и не до поддержки каких-то там писателей….
В отчасти все таки независимых от власти средствах массовой информации нередко эффектно разыгрывается «карта» диких высказываний нынешних сытых чиновников, выходцев из прошлого «подпольного мира»…
Чего только эти чиновники в порыве откровенности порой ни говорят!
Просто фантастические высказывания приводятся в прессе временами выдающие всю безграничную наглость этого «чиновничьего царства» насевшего на всю нашу страну..
Запомнилось мне например одно высказывание какого-то карельского регионального лидера - о нынешней народной бедности и путях ее преодоления…
Есть конечно - говорил этот «лидер» - нашему народу нечего… Но скоро же весна, пойдет крапива… Можно будет собирать ее по оврагам и супы крапивные варить… Станет легче.
И о чем он думал этот «управленец» когда такое во всеуслышание говорил? О своем далеком голодном послевоенном детстве?
Когда его нищая деревенская бабушка собирала по канавам крапиву и варила ему любимому своему «мальчоночке» жидкие какие-то крапивные щи? - Трогательное воспоминание обнаглевшего негодяя «при власти»!
И как будто бы вся страна наша готова собирать крапиву на заре третьего тысячелетия по всем оврагам истории и без конца…
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США, «АРГАМАК», «КУБАНЬ», «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЮНОСТЬ», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ», «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «ГРАФИТ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «ФОРМА СЛОВА», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ) , «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ (К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №120010304346