Безразличие мягко, сострадание жестко
Вот мы и вышли из сострадания, граничащего с величайшей жестокостью, которое оказалось чудовищным безразличием, а теперь терпим жестокость в надежде на то, что когда-нибудь за ней откроется истинное сострадание. 12.11.2016
Человек, какой бы ни был, всё-таки да сжалится когда-нибудь. Демоны не сжалятся никогда. Безразличие - сдача человека на откуп демонам, которых, может быть, он и заслуживает, потому что каждый из нас вполне заслуживает ада. И это будет даже справедливо, только не милостивно. Милость Божия действует через людей, через их жалостливые, сострадательные сердца. В этом мире нет ни ангелов, ни демонов, но и ангелы, и демоны здесь действуют через людей. Однако, нет и не может быть никакой милости там, где нет веры. Что такое неверие? Это согласие и смирение с небытием, которым закончится эта жизнь. А если она перетечет в небытие, значит, она сама небытие и есть. Но так как никакого небытия нет, а есть адский кошмар, вот в такой адский безсмысленный кошмар и превращается жизнь неверующего человека. И в жизни этой сострадание превращается в величайшую жестокость, потому что неверующий человек, ограждаемый от страдания, движется в ад по кратчайшей траектории, а значит, жалея его счастье и покой, ты всего лишь проявляешь к нему полнейшее безразличие. Это и есть правда отношений в неверующих семьях и родах, где, если вглядеться получше, нет ни родителей, ни детей, ни жён, ни мужей, ни братьев, ни сестёр - нет ничего, кроме чертей в образе людей. И об этом люди знают, догадываются, об этом снимают фильмы и пишут книги, об этом ещё Гоголь писал в своих "Мёртвых душах"... И парадокс состоит в том, что чтобы вывести человека из этого страшного мира, нужно отнестись к нему как бы жестоко, перестав его ограждать от различного рода скорбей и лишений, чтобы попав под их град, испытав ущемление всех своих страстей, он бы вдруг ощутил смысл происходящего и какую-то странную, неожиданную и небывалую надежду на продолжение бытия в совершенно ином порядке вещей, где он будет вознаграждён за все скорби этой жизни и все её лишения. "Даждь кровь - приими дух", - таков принцип осмысленной жизни, и человек начинает понимать, почему так "жестоко" Церковь обрекает своих прихожан на отстаивание двух или даже трехчасовых служб, рождение детей - "сколько Бог даст", добровольное занятие последних мест на социальной лестнице, нелёгкий, а часто и грубый физический труд - как ни удивительно, но всё это и есть путь к подлинному человеческому счастью, которое не бывает лёгким, всё это имеет смысл и ведёт нас к блаженству, к таким благам, которые мы не можем ни помыслить, ни представить, о которых нигде никогда не слышали и никто не сможет их выразить и описать. Их можно только испытать самому. На земле же даётся их предощущение - искренним христианам в глубине тягот и скорбей или в кратких промежутках между ними, на молитве, в таинствах, в кругу семьи, во встрече с музыкой, со святыней, просто с искренней человеческой душой - всегда неожиданно, непредсказуемо, паче чаяния, неизвестно откуда, но абсолютно реально - реальнее некуда. 3.01.2020
https://proza.ru/2022/10/21/1090
https:// ridero.ru/books/kommentarii_k_probleskam_mikushevicha/ - бумажный вариант книги
Свидетельство о публикации №120010310635