Игнатий Богоносец - что он ввёл?

ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ – ЧТО ОН ВВЁЛ?

- собеседования начётчиков неторопливые


1 - Кто антифоны ввёл?

Сократ Схоластик пишет, что Игнатий Богоносец ввёл в Антиохийской Церкви антифонное пение: «Игнатий... видел ангелов, славословящих Святую Троицу антифонными песнопениями, и образ сего пения перенёс в Антиохийскую Церковь, а от неё это предание распространилось по всем Церквам» (Socr. Schol. Hist. eccl. VI 8). Он говорил о пении с «попеременно звучащими гимнами» (;;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;;).


- Кто антифоны ввёл? Епископ Антиохьи,
Игнатий Богоносец нареченный.
Сократ Схоластик сказом описал,
Как ангелов подслушал хор: по двое,
То справа, слева – пели славу ввысь.
Затем обычай сей, как птицею, разнёсся
По всем общинам, и к равнинам русским
Пришёл с каноном – Византии дар.

- Поверить рад, но сам скажу иное:
Жрецов египетских сам слышал Моисей,
Они двухорно воспевали гимны.
Затем так иудеи – жён, мужей
Бывали хоры. Пели переменно.
Царь Соломон ко Храму пригласил
Два хора – пели, скажем, диапсалмы.
А греки знали несколько хоров,
Когда ко Аполлону воззвывали.

- Так что ж, Сократ Схоластик – сочинил?

- Скорей, не сочинил, но правду описал он.
Святой Игнатий воспарил умом
В такую близость ангелов, что слышал
Двухорие, сиречь суть антифон.
Ты сам подумай, мир всегда двоичен:
Вот у тебя есть правая рука,
Но есть и левая, два уха, две ноги же,
Цел род людской надвое разделён.
Попарно всё. Так в пении всё то же.
Суть Двоицы – творенья различать,
Душою к небу, а ногами в землю,
Рассвет встречать, но растворяться в ночь,
Есть вдох и выдох, слово и молчанье…
Вот так и здесь: звук-против-звук,
Вот в чём есть корни в слове «антифоны».
Но Тройственное свято – лишь оно
Венчает и суммирует всю Тайну,
Которую познать нам не дано.
Удел наш мал и царственно велик:
Рождённые от семени мужского,
Мы повторяем дважды – всклад ума,
Для знаменья, для Духа Всесвятого.

2 – А кто соборность ввёл?

Первым христианским богословом, использовавшим термин «кафолическая церковь» (;;;;;;;; ;;;;;;;;), был Игнатий Богоносец. В "Послании к Смирнской Церкви" (гл. VIII) он провозгласил: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Исус Христос, там и кафолическая церковь». Слово ;;;;;;;; (вселенская, католическая, кафолическая) передаётся в церковнославянской традиции как «соборная».


- Ну вот ещё вопрос: что означает слово,
Которое сбивает многим ум? Игнатий
Сказал по-эллински. Но, захватив его,
Владыки Рима смяли «кафоличность»
В какой-то студень, растворили суть,
Измыслив для всевластья оправданье.
Уж сколь веков, как остриё копья,
То слово ранит, губит. Мы ж «соборность»
Восприняли… Что думаешь о том?

- Ты прав, мой брат. Что думать, слёз немало
Столетья проливали об одном:
Игнатий Богоносец «кафоличность»
Повывел ведь из двух прекрасных слов.
«Каф олон» означает «ко всецелу»,
«Согласно целому», «по целому всему».
Достаточно, чтоб Церковью сбываться,
Быть тут епископу, мирянину, Христу.
Христу во Евхаристии (Он в Духе).
Так в шишке вся содержится сосна,
И всякая сосна, как капля моря:
Да, пусть мала она физически, слаба,
Но суть содержит, силу Океана.
Пусть капель много – все они одно.
Вот отчего славяне так сумели
Всю тайну эллинских созвучий передать
Премудро ясно, написав «соборность».
Не властвовать, не тленным управлять,
Суть кафоличности – в соборности, в единстве
Епископа, народа и Христа.


1 января 2020 года – в ожидании дня священномученика Игнатия Богоносца 2 января (по новому стилю).


Рецензии