Предновогоднее
Сиянье лунное струится,
на лапы елей серебром,
переливаясь снег искрится.
Готова встретить Новый год
столь мной любимая природа.
Решимость сделать шаг вперёд
осуществляется безмолвно.
Рябины зимней красота
хранит былое алым цветом.
Слепит нагая чистота
ветвей в извилисто воздетом.
Любуюсь взмахами крыла
предвосхищения повтора.
Хрустальный лёд сковав озёра
припоминает зеркала.
Структура сознания
Сознание как психическое состояние является динамичным. Одно и то же его содержание время от времени может появляться в сознании или исчезать, становиться более или менее отчетливо осознаваемым. По мнению А. Н. Леонтьева, необходимо различать актуально осознаваемое содержание сознания и его содержание, которое лишь оказывается в сознании. Актуально человек осознает только то содержание сознания, которое является предметом целенаправленной активности человека, занимает структурное место непосредственной цели внутреннего или внешнего действия в системе деятельности. Для того чтобы просто быть сознательно контролируемым, т.е. «оказываться осознанным», данное содержание может выступать лишь в виде фона, на котором осуществляется деятельность, но не обязательно в качестве цели или содержания выполняемого действия.
А. Н. Леонтьев допускает, что осознаваемыми время от времени могут становиться не только действия, но и операции, т.е. способы выполнения действия. Если человек осваивает какую-то новую операцию или се выполнение по каким-либо причинам нарушается, то такая операция временно может стать осознаваемой. Кроме того, сознательной («оказывающейся осознаваемой» — по приведенному выше определению) автор называет операцию, которая сформировалась на основе выполняемого сознательного действия, путем его автоматизации. Операции такого рода являются результатом «последующей передачи процесса, первоначально построенного на высшем уровне, на нижележащие уровни»[1].
Сознание не является однородным или единым по структуре. В нем можно выделить, по меньшей мере, три составляющие или три уровня сознания: полу сознание, обычное (повседневное) сознание человека и апперцепцию.
К выводу о том, что уровни сознания действительно существуют, ученые пришли давно — еще тогда, когда наряду с сознанием было признано существование бессознательного в психике человека. Уже в это время (XVII— XVIII вв.) возник вопрос о том, как происходит переход от бессознательного к сознанию и, наоборот — от сознания к бессознательному. То, что такой переход действительно время от времени происходит, доказывается случаями утраты и возникновения сознания, с которыми в своей жизни неоднократно сталкивается каждый человек (например, когда он засыпает или просыпается).
Полусознание представляет собой такое состояние, находясь в котором, человек может воспринимать то, что происходит с ним и вокруг него, имеет ощущения и образы происходящего. Но при этом он не в состоянии разумно (осознанно, волевым образом) реагировать на то, что происходит, так как в данный момент у него как бы отсутствует воля, способность принимать правильные (разумные) решения и выполнять их. Примерами таких состояний являются известные каждому человеку моменты в жизни, когда он находится в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием, засыпает или просыпается. В это время человек может воспринимать речь, отвечать на обращенные к нему вопросы, но выполнить какие-либо практические, целенаправленные действия и контролировать их не может. Другими примерами полусознания могут выступать состояния, возникающие у человека под влиянием сильно действующих психотропных веществ (наркотиков, алкоголя и др.), а также под воздействием гипноза.
Находясь на этом уровне сознания, человек в состоянии припоминать и описывать то, что происходило с ним раньше, но делает это не вполне уверенно, недостаточно точно и с большим трудом. Например, человек может вспомнить какой-то эпизод из своей жизни, кое-что из содержания своих сновидений, но быть при этом не вполне уверенным в том, действительно ли это происходило с ним или только кажется (приснилось, почудилось). Образы, мысли, чувства человека в этом случае могут спонтанно то появляться, то исчезать из сознания, и этот процесс человек также не в состоянии будет контролировать (управлять им по желанию). В одни моменты человек может быть в состоянии описывать содержание своего сознания, в другие моменты быть не в состоянии это сделать. Данный уровень сознания, занимая промежуточное место между сознанием и бессознательным, может называться по-разному: предсознание, подсознание, полусо- знание (см. «гипноз», «делириум» и «предсознание» в словаре терминов).
Обычным сознанием называют его состояние, в котором человек повседневно находится большую часть времени бодрствования, — когда он вполне здоров и находится в нормальном «расположении духа». Это состояние характеризуется способностью человека принимать и выполнять разумные решения, т.е. связано с разумом и волей. Через данное, типичное состояние сознания и предлагается характерное определение сознания, в том числе то, которое в развернутом виде было приведено в предыдущем параграфе.
Апперцепцией называют состояние сознания высшей степени ясности. Оно возникает у человека сравнительно редко и существует, как правило, недолгое время. Это состояние сознания характеризуется высокой степенью ясности того, что происходит с человеком и вокруг него, повышенной и устойчивой концентрацией внимания на чем-либо, способностью принимать наиболее разумные, самые правильные решения, полностью контролировать происходящее. Находясь в состоянии апперцепции, человек способен принимать решения, связанные с наиболее сложными проблемами и вопросами в его жизни.
Апперцепция представляет собой самую высокую точку, в которой но уровню развития может временно оказаться сознание человека. Данный термин ввел в научный оборот немецкий ученый Г. Лейбниц, а далее его использовали в работах И. Гербарт и В. Вундт. Они понимали под апперцепцией наиболее яркое, отчетливое состояние сознания человека, при котором он лучше всего воспринимает и глубже всего понимает то, что происходит с ним и вокруг него, а также наиболее точно и правильно может описать происходящее.
Апперцепция включает не все содержание сознания человека, а лишь его наиболее отчетливую часть, например, то, на что в данный момент направлено, на чем сконцентрировано внимание человека. Апперцепция — эго состояние сознания, в котором человек может находиться лишь в тем моменты или эпизоды своей жизни, когда он полностью здоров, бодр, спокоен, положительно эмоционально настроен и очень заинтересован (мотивирован) чем- либо.
Апперцепция — многозначный термин. Он широко использовался в психологии XVIII и XIX вв. в следующих основных значениях: 1) совершенно ясное, особо четкое состояние сознания, мышления или внимания человека. Учение Г. Лейбница, с именем которого связывается введение понятия апперцепции в научный оборот, в свое время называлось монадологией. В данном учении термином «апперцепция» Лейбниц обозначил высшую степень психической активности, высшее состояние, в котором может находиться сознание человека; 2) спонтанная активность души (в учениях X. Вольфа и И. Канта); 3) особого рода внутренняя сила, направляющая ход психических процессов. К примеру, в учении В. Вундта под апперцепцией понимался активный процесс организации «элементов сознания» в единое целое, куда включались ощущения, мысли и чувства. Апперцепция, но Вундту, в свою очередь управляется со стороны воли человека; 4) для И. Гер- барта апперцепция выступала как фундаментальный процесс приобретения человеком знаний, при котором воспринимаемые свойства нового объекта, события или идеи соединяются (ассимилируются) с уже существующими знаниями. Для обозначения ранее приобретенных знаний Гербарт использовал словосочетание «апперцептивная масса».
Хотя в настоящее время термин «апперцепция» во всех указанных выше его значениях используется сравнительно редко, однако соответствующие ему явления до сих пор привлекают к себе внимание ученых, в последнее время — когнитивных психологов (см. «апперцепция» и другие связанные с данным понятием статьи, а также «гербартионизм» в словаре терминов).
Сравнительно редкое употребление понятия «апперцепция» в настоящее время связано, во-первых, с отсутствием точного, однозначного определения апперцепции (как показывает сделанная выше вставка, характеристика через апперцепцию высшего уровня сознания человека — лишь один из многих вариантов определения и употребления в научной литературе данного понятия). Во-вторых, когда в XVIII—XIX вв. психология называлась наукой о сознании и затем в течение длительного времени оставалась таковой, понятие апперцепции было востребовано. Однако, как только психология перестала называться наукой исключительно о сознании, термин «апперцепция», характеризующий в основном только сознание человека, стал использоваться в ней все реже и реже.
До сих пор мы обсуждали только сознательные и бессознательные процессы. К). Б. Гипненрейтер высказывает и обосновывает мысль о существовании и так называемых «надсознательных» психических процессов. К ним она относит следующие процессы: творческого мышления, переживания человеком большого горя или значительных жизненных событий, кризисов личностного развития, «кризисов чувств» и др. Эти процессы, по мнению автора, отличаются от процессов, относящихся к сознанию или бессознательному, следующими особенностями. Человек изначально не знает конечного результата, к которому приведет соответствующий процесс. Неизвестен, кроме того, момент, когда этот процесс закончится. Такие процессы по содержанию и временным масштабам «крупнее всего того, что может вместить сознание». Проходя через сознание «отдельными своими участками», они, как целое, находятся за его пределами.
Говоря о сознании как об особом состоянии психики человека, следует это состояние понимать не как статичное, а динамическое, т.е. как такое, которое, не оставаясь постоянным, время от времени может изменяться. Непрерывность и изменчивость состояния сознания позволила в свое время известному психологу У. Джемсу ввести в научный оборот понятие «поток сознания».
В общем случае поток сознания — это непрерывная, хаотичная и неорганизованная смена следующих друг за другом явлений в сознании человека: образов, мыслей, ощущений, чувств и т.п., происходящая без видимых на то причин, спонтанно, без определенной логики и последовательности. В специальном значении термин «поток сознания» использовался У. Джемсом как указание на то, что сознание человека состоит не из статичных, отделенных друг от друга элементов, как это предполагали сторонники структурализма, а представляет собой непрерывную последовательность, «поток» сменяющих друг друга состояний (ощущений, образов, мыслей, переживаний и т.п.). В учении Джемса «поток сознания» означал динамический, целостный, не разделимый на элементы и осознаваемый психологический опыт человека. С помощью понятия «поток сознания» Джемс противопоставил свою систему взглядов вундтовской теории сознания, представляющей его как статичную структуру и выделяющей в нем так называемые «элементы сознания». Джемс полагал, что таких элементов, к которым можно было бы свести сознание человека или вывести сознание из них, на самом деле не существует, что их выделение представляется искусственным и является ни чем иным, как следствием чрезмерно разборчивого, высокоорганизованного внимания самого исследователя- психолога, пользующегося методом интроспекции для изучения своего сознания.
«Поток сознания» нс только непрерывен, но целостен и целенаправлен. Его конечная цель, как и динамически меняющейся психики в целом, состоит в том, чтобы дать человеку возможность лучше приспособиться к окружающей среде, выжить в ней (отсюда предложение Джемса заменить структурную психологию на функциональную). При этом Джемс подчеркивал постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание (представление в сознании) даже привычных вещей постоянно меняется.
Иногда словосочетание «ноток сознания» используется также для обозначения устной речи или письма, которые не управляются какой-либо строгой логикой, не представляют собой стройной последовательности мыслей. «Поток сознания» нередко выступает как признак отклонений в психике человека, не имеющих, однако, характера серьезных психических заболеваний.
В настоящее время понятие «ноток сознания» рассматривается как термин, который лишь в общей, образной, метафорической форме передает то, что в действительности происходит в сознании человека, когда оно не подчиняется единой цели, не контролируется и не управляется волей. В этом его значении термин «поток сознания» используется не только в психологии, но также и в других областях знаний, например, в философии и художественной литературе.
Вопрос о содержании сознания человека необходимо решать, учитывая не только сто динамизм, но также существование этого сложного психического состояния на трех возможных уровнях. В зависимости от того, какой из этих уровней доминирует, содержание сознания человека может быть различным.
То или иное содержание может входить или нс входить в структуру сознания в зависимости от ряда обстоятельств, включая действующий в данный момент ведущий уровень регуляции психики и поведения, значимость соответствующего содержания для человека, место этого содержания в структуре деятельности человека, его психическое или физическое состояние.
В структуре сознания можно также выделить две основные части, одна из которых относится к осознанию человеком окружающего его мира, другая - к осознанию им самого себя. Эту, последнюю часть человеческого сознания называют самосознанием.
Самосознание можно определить как осознание человеком того, что касается лично его. Самосознание — структурно неоднородное и достаточно сложное образование. Оно включает в себя и осознание самого факта реального существования человека, и осознание им собственных ощущений, образов, мыслей и переживаний, и осознание своих типичных психических состояний, и осознание своих устойчивых психологических свойств. Все это, кроме того, может относиться к прошлому, настоящему или будущему человека.
Частью самосознания является самооценка человека, то есть его восприятие и оценка себя. Самооценка может быть нормальной, завышенной и заниженной. При нормальной самооценке человек воспринимает и оценивает себя в соответствие с тем, каков он на самом деле (как его воспринимают и оценивают другие люди). Завышенная самооценка превосходит действительные достоинства человека и преуменьшает недостатки. Заниженная самооценка, напротив, преувеличивает недостатки и недооценивает достоинства.
В структуру самосознания иногда включают уровень притязаний. Под ним понимаются успехи, на которые человек рассчитывает, включаясь в деятельность и исходя из оценки своих способностей и возможностей в этой деятельности. Как и самооценка уровень притязаний может оказаться адекватным, завышенным и заниженным. При адекватном уровне притязаний человек берется за решение сложных, но посильных задач, соответствующих его способностям и возможностям. Завышенный уровень притязаний проявляется в том, что человек выбирает для себя слишком сложные задачи и, как правило, с ними не справляется. Заниженный уровень притязаний характеризуется предпочтением сравнительно простых задач, с которыми человек легко, без особых усилий справляется.
Важной частью самосознания человека являются образ «Я» и «Я»- концепция. Образ «Я» — это то, каким человек представляется себе в данный момент. В самосознании каждого человека одновременно присутствуют несколько образов «Я»: образ «Я» для себя, образ «Я» для других, зеркальный или отраженный образ «Я» и некоторые иные[2]. Образ «Я» для себя — это то, как сам человек видит или представляет себя. Образ «Я» для других — то, как сто воспринимают окружающие люди (таких образов может быть столько, сколько существует людей, по-разному воспринимающих данного человека). Зеркальный или отраженный образ «Я» включает в себя представление о том, как по мнению данного человека его видят и воспринимают другие люди.
«Я»-концепция — это тоже представление человека о себе, но в отличие от образа «Я», в который входит сложившееся в данный момент образ человека, в состав «Я»-концеиции включает обобщенное представление человека о себе в прошлом, настоящем или в будущем, а также некоторого рода идеальное (идеализированное) представление о себе. Другими словами, «Я»- концепция глубже и шире по объему и содержанию, чем образ «Я».
Многие психологи связывают вопрос научного изучения личности с исследованием того, что включается в понятие «Я». Знакомясь с существующими определениями данного понятия, имеющимися в научной литературе, мы не обнаруживаем единства мнений. Тем не менее, обобщение различных определений «Я» показывает, что в данное понятие во всевозможных его дефинициях включается то, что человек думает о себе, каким он себя представляет, что считает присущим ему как личности. «Я» нередко рассматривается как ключевая составляющая самосознания человека.
Сознание разных людей является индивидуально своеобразным и, вместе с тем, более или менее устойчивым. Это дает основание для выделения типов сознания. Типологию человеческих сознаний можно строить разными способами, беря за основу различные критерии. Например, имея в виду наличие разных уровней сознания и разницу между людьми в том, какой из них у того или иного человека чаще всего проявляется, можно выделить людей, которые значительную часть своего времени находятся в обычном состоянии сознания, редко оказываясь в полусознании или в состоянии апперцепции. Можно также представить людей, которые часто пребывают в состоянии апперцепции. Наконец, встречаются люди, которые чаще, чем другие, оказываются в состоянии иолусознания.
Сознание также можно разделять на типы, ориентируясь на его связь с работой правого или левого полушарий мозга. Один тип сознания в этом случае соотносится с речью и обработкой информации преимущественно в левом полушарии мозга, а второй — с восприятием и эмоциями, и связывается с активностью правого полушария мозга. Человека с типом сознания, который связан с доминированием левого полушария мозга, можно условно назвать рациональным, поскольку его поведение больше зависит от разума, чем от эмоций. Индивида с доминированием правого полушария мозга можно назвать эмоциональным или интуитивным, так как он в большинстве случаев, действуя, руководствуется чувствами, а не разумом.
В одной из работ американский психолог когнитивистского направления Е. Тульвинг предложил выделить три разновидности сознания: аноэтическое, поэтическое и автоноэтическое. Аноэтическое сознание (его также называют «незнающим») ограничено во времени своего существования и связано с осознанием только текущей ситуации. Данный тип сознания позволяет человеку фиксировать признаки окружения и реагировать только на сложившуюся обстановку.
Находясь в поэтическом состоянии сознания или в области так называемого «знающего» сознания, человек может осознавать объекты, события и их взаимосвязи при отсутствии в настоящем времени в непосредственном окружении соответствующих объектов или событий. Ноэтическое сознание представляет собой «более символический» тип сознания по сравнению с аноэ- тическим.
Самым сложными типом сознания является, по Тульвингу, автоиоэтичное («знающее себя») сознание, которое связано с эпизодической памятью. Авто- ноэтичное сознание необходимо для запоминания лично пережитых человеком событий. Использование автоноэтического сознания помогает человеку воспроизводить переживаемые события, факты из своей прошлой жизни (см. «сознание» и другие статьи на эту тему в словаре терминов).
В заключение, имея в виду замечание, которое в свое время высказал У. Джемс в адрес структурной психологии — о том, что сознание представляет собой не статичное образование, позволяющее изучать его структуру, а, скорее, динамичное явление («поток сознания», как его обозначил Джемс), рассуждения о структуре сознания, в том числе и приведенные выше, следует рассматривать как представляющие его строение, условно говоря, «в динамике», т.е. как изменяющиеся структурные составляющие сознания.
Таким образом, о структуре сознания человека с учетом сделанного выше замечания можно сказать следующее. [3]
шествовать и проявляться сознание: предсознание, обычное сознание и апперцепцию.
Свидетельство о публикации №119123007201
Валов Андрей 07.01.2020 00:09 Заявить о нарушении