А4. Экспертный обзор Ивана Нечипорука

Эксперт оценивал анонимные произведения. Имена авторов внесены в обзор ведущим конкурса.

******

Дорогие друзья!

Честно признаться, я не ожидал такого уровня. Сами понимаете, сетевая литература носит весьма фривольный характер, поэтому я был настроен на слабый уровень. Но, слава Богу, я ошибся!  Давно мне не приходилось сталкиваться с таким подбором авторов. Даже если мне не вполне понравились несколько стихотворений, ни в коем случае не умаляет авторов. ВСЕ АВТОРЫ, представленные в этой подборке – весьма талантливые люди. Желаю творческого долголетия всем. И прошу простить за предвзятость и субъективизм. Не будем забывать: «А судьи кто?». А судьи такие же люди, со своими слабостями, со своими предпочтениями.

Все просто молодцы! С Новым Годом, друзья, и Рождеством Христовым! Новых успехов!

С теплом, Ваш Иван Нечипорук. Донбасс, Горловка.

1.
Ирина Полюшко
Санькин зонт

Зонтик. Обычный чёрный.
Санька. Простой пацан.
Сдали. Зачёты — к чёрту!
Дождик, как в барабан

Лупит. Бегут девчонки,
Жмутся под чудо-гриб.
Смеха раскаты звонки.
Что нам ангина-грипп!

Зонтик — мишенью в тире
Ливня, но горд и крут.
Стать бы ему пошире!
Вряд ли, не парашют.

Тесно! Зато есть повод
Ближе к руке прильнуть.
Санька красив и молод,
Жаль, что женат чуть-чуть...

Годы слились с дождями.
Мыслей и дней поток...
Санька уже не с нами.
Лучшим — пораньше срок.

Небу в его чертогах
Тоже нужны врачи.
Будет полегче Богу
Души людей лечить.

Это наивно, глупо?
Вдарил в мозги озон?
Ночи уютный купол,
Словно знакомый зонт.

Хороший слог, интересные рифмы, не всегда точные, но хорошо продуманные. Иногда текст не очень поэтичен из-за рубленных фраз, но в общем очень хороший подход, человечный, я бы сказал. Форма, содержание – очень интересны. И само произведение по хорошему трепещущее, чувственное.

2.
Светлана Тимашева
Медуза

Толкает память в дебри - спасу нет,
неважно, что пытливый ум рассеян...
Блестит луна ценнейшей из монет,
надраенной смотрителем музея.
Сбивается, считая звёзды ночь,
рассыпанные щедро, словно мелочь,
как умопомрачительно давно
мы чувствами играли неумело.
Но счастье, раком свистнув на горе,
попятилось, желаньями напичкав,
большое чувство отсырело спичкой,
и ни дымить не хочет, ни гореть.
Не думали, не ведали мы, что,
от частых ссор, слабея, рвутся узы...
на берегу души, познавшей шторм,
лежит любовь застывшею медузой.

С первых строк понятно, очень мощный язык, очень мощный потенциал. Замечательный образный ряд. Сравнения, уподобления, эпитеты – всё точно вымерено. Рифмы автор умело подбирает, здесь они, как на подбор: не набившие оскомину, свежие и чёткие.
Учитывая, что с 2013 года я занимаюсь таким явлением, как нумизматизмы в поэзии, готов посотрудничать с автором в следующем тематическом альманахе «Поэтическая номисма» – это будет уже 4 альманах.

3.
Николай Четверг

Когда кругом ворюги и жульё

Когда кругом ворюги и жульё
не сохранишь сокровище своё,
как ни старайся: огненная грива
издалека царапает глаза,
фигура и лицо срывают тормоза
и сносят крышу даже у счастливых
в законном браке или просто так…
А случаем обласканный дурак
от счастья глух и слеп, и знать не хочет -
не навсегда подарки крымской ночи.

Опять найдется слабое звено
в цепочке страстных клятв и обещаний,
разбавленных массандровским вином
до лёгкости прощений и прощаний.

И всё, что потеряешь вместе с ней,
издалека - бессмысленно и странно.
...пожизненный маяк унылых дней
в кромешности людского океана.

Очень свободная рифмовка, придающая стихотворению некую лёгкость, фривольность. Стихотворение, состоявшееся на авторских ассоциациях. Не очень удачный образ, по моему мнению «фигура и лицо срывают тормоза», но всё это субъективно, и в принципе, а почему бы и нет? Тут дело эстетического восприятия, вкуса.  Очень удачная концовка, которая делает произведение мощным.

4.
Татьяна Павлова Яснецкая

Подари

Сфер небесных божественный житель,
обитатель таинственных ниш,
ангел радостный, ангел-хранитель,
голос мой недостойный услышь.

Подари мне звезду без названья -
я придумаю имя сама,
чтоб звучало оно, как признанье
и ночами сводило с ума.

За печаль, что мытарит с лихвою,
подари соловьиную трель,
шорох ветра под ветхой стрехою,
в полночь настежь открытую дверь.

Подари позабытую негу
с горьким привкусом для приверед,
с неизменным стремленьем к побегу
на свободу из жёстких тене;т.

Сшей суровыми нитками душу,
что кровит расползаясь по шву,
и я клятвы своей не нарушу -
быть живою, покуда живу.

Общее впечатление весьма хорошее.  Очень замечательная звукопись, особенно строки с глухими и шипящими звуками, которые не затмевают звучания стихов, а оставляют хорошее послевкусие (послезвучие?).  Может быть мне не вполне нравится слово тенЕт, я как радетель за ёфикацию русского языка, предпочитаю слово тенЁта, тенЁт. Но в принципе, ничего страшного, и такой вариант рифмы ради можно принять.

5.
Наринэ Карапетян

Мадонна Литта

Лет семи или вроде того, придя
в Эрмитаж, я могла простоять час битый
после зала, где мумии египтян,
перед золоторамной Мадонной Литта.
И сестра говорила: «Пойдем уже!
Посмотри только – солнце в окне какое!»
Но другое окно и другой сюжет
наполняли чудесным меня покоем.
И с тех пор мне хотелось всегда узнать,
что держало тогда неотступно рядом –
у холста, где прикрывшая веки мать
кормит грудью младенца с недетским взглядом?
И художник сказал, что разгадкой свет –
отовсюду он бьет, неземной творяще
эту сцену, пронзая плетенье лент
или детские пушкинские кудряшки.
А психолог писал, что щегол в руке
у ребенка – играет со зреньем в прятки:
то игрушкой замрет и начнет тускнеть,
то пичугой живой поглядит украдкой.
И недавно историк нашел исток
откровенья да Винчи: непостижимо
повторяет фигур очертанье то
фреску древних христиан в катакомбах Рима.
А когда я качала своих детей,
мне понятнее стала судьба бастарда –
и что было тягчайшею из потерь
разлученного с матерью Леонардо.
И Мадонна, цветение совершенств,
тайно видит: в Кло-Люс опустили шторы,
и душа живописца к родной душе
улетает щеглом в голубые горы.

Весьма хорош подход автора. Очень интересен сам сюжет. Текст, построенный на анжамбеманах, звучит немного прозаично, но это стихотворения не портит. Весьма смелые рифмы, хорошо продуманный текст. Впечатление от прочтения – глубокое и проникновенное ощущение чего-то возвышенного, вдохновенного.

6.
Галиаскарова Елена

Цветет жасмин

Цветет жасмин
Среди равнин,
В горах Китая...

Идет Лю Чин -
Собрать жасмин -
Цветки для чая.

Расцвел к утру
И ждет жару
Там одуванчик.

И на ветру
Склонил главу
Он, как болванчик.

Бежит река,
И облака
Несутся строем.

Собрав жасмин,
Уйдет Лю Чин,
Дожди накроют...

Стихотворение написано с некой игривостью. Игра звуков и рифм (не ради ли такой рифмовки писалось?) обращают внимание, цепляют. Обыграно вполне мастерски. Но как и положено игривому произведению, прочитал, и через мгновение забыл.

7.
Ольга Хворост
Звезда

Зелёной змеёй электричка вползает в май,
Затоптанный пассажирами, спит вокзал,
Мужик, переполненный нежностью через край,
Кассирше о чём-то пытается рассказать.

А той глубоко наплевать, почему он пьёт —
Уже рассветает и хочется спать давно,
А он ей в окошко бубнит про своё житьё.
А раньше когда-то ходили вдвоём в кино.

Когда-то, уже и не вспомнить в каком году,
Они целовались под ивами у пруда,
И он подарил ей на память с небес звезду —
Вот только зачем ей сегодня его звезда?

Она вышла замуж, растила цветы, детей,
Солила в кадушке арбузы, пекла блины,
Он после Афгана, гоняя своих чертей,
По чёрному зАпил в компании двух ханыг.

По пьяному делу распроданы ордена,
На грязном листочке ненужные адреса,
Как светлое что-то запомнилась та война -
Ведь дальше пошла только чёрная полоса.

Толпой пассажиров встречает вокзал рассвет,
С прощальным гудком разбегаются поезда...
А в небе висит и не падает много лет
Двоим так и не пригодившаяся звезда.

Тяжёлый ритм, тугая за счёт мужских окончаний рифмовка. Но всё впечатление восполняется  за счёт содержания. Вообще, психологизм стихотворения очень уровневый. По существу стихотворение философское, но с гражданским подтекстом. Очень сильные строки, особенно цепляет фраза «Как светлое что-то запомнилась та война». Я приятно растревожен этим стихотворением.

8.
Юрий Рехтер

В саду камней

В саду каменьев сижу безмолвно,
Восточный ветер качает тени,
Бездумно плещут о берег волны
В огне горючей зари вечерней.

Закат огнями на небе виснет,
Тревога душу камнями грузит
И растекаюсь по древу мыслью
Улиткой бледной на склоне Фудзи.

Весь погружён я в мечту о слове,
Хоть залегает во мне полмира
И, как на блюде мясного плова,
Блистают рифмы потоком жира.

Из тьмы далёкой выходят звёзды
И подавляют бескрайним светом,
Я опечален - а может поздно
На все вопросы давать ответы?

Вода нахлынет слезой солёной,
Тоска ворвётся нежданной гостьей
И строчки песни моей схоронит
В саду каменьев, как на погосте.

Интересный текст, как перебирание чёток. Слова, звуки, смысловая нагрузка, всё так философски-медитативно.  Сравнения, образы, эпитеты – всё сработано, как надо.
И в то же время слово каменья меня смущает. Каменья – это всё-таки больше относится к полудрагоценным и драгоценным камням… В то время как название определяет правильное произношение слова, в тексте оно не прозвучало. Каменья – отдаёт архаикой и немного умаляет общее впечатление, но совсем немного.

9.
Илина Гумер

Мои война и мир

Но что же, что же случилось с моим Пьером Безуховым?
Ведь был же он когда-то ясноглазым и темноволосым...
А теперь мы эфир, как звери в вольере, неистово нюхаем,
втягивая, втягивая запахи чутким звериным носом, –

не летит ли пряная весточка по эфирной траншее?..
не пахну;ло ли в воздухе зимнем незабытой любовью?..
И вот я будто обнимаю тихо-тихо его за шею...
И вот я будто прикасаюсь нежно-нежно губами к его надбровью...

Жаль, что это лишь игры не в меру пылкого разума
да провокации чересчур податливого эфира...
А ведь могли сложиться в жизни всеми своими пазлами...
Но вместо пазлов – лишь щели зияющие да дыры...

Интересное обыгрывание названия и использование имени героя толстовского романа.  Ритм стихотворения немного натянутый, глуховатый.  Рифмы – на нужном уровне, и точные, и не затёртые. Общее впечатление очень приятное. Сознание задерживается на содержании, и возвращается опять к строкам, ещё раз прочувствовать музыку этого ритма.

10.
Эдмар

Режим

Меня легко убить, но не тебе!
Взгляни на черепа - тебя здесь много.
В клинке твоём, поверь, так мало проку -
Броня моя, как сталь. Ещё далёко
Убийца редкий мой (пока в себе).
А ты приходишь часто, что неплохо.

Тебя легко убить, особо мне:
Мои клыки - мечи, а когти - пики;
Я пламя, заливающее крики!
Пугаю - душегуб я, только тихий -
Несильно придушу, и в полусне,
Пожалуй, не поймёшь финал интриги.

В котором мой цветочек золотой -
Лениво расцветает, будто внове,
Испив твоей, из вен текущей, крови;
Займётся чёрным светом, и покроет
Пещеру жгучий мрак... Ты был живой -
Остынешь золотым, включая брови.

А мне шутить с тобой с очередным -
Целёхонек слуга в драконьем теле...
Убийца мой придёт не ради денег -
Цветок сгубить. Убив, не канителясь,
Дракона - станет мной. Таков режим...
Цвети, моя единственная прелесть!

Первый ассоциативный образ – готика. Учитывая, что фентези и магический реализм настолько вжились в сознание читателя и писателя, то в целом произведение воспринимается легко. Но в технике есть небольшие «слабинки».  Это иногда очень заезженные рифмы (себе-тебе, крови-брови),  это чрезмерная недосказанность, мешающая восприятию образов.  Но есть и приятные находки и среди рифм, и среди сравнений, и эпитетов, и оксюморонов…
А субъективно – это мне интересно, вполне приемлемо.

11.
Светлана Разумова 2

Внутренний зверь

Что ты скребёшься, мой внутренний зверь,
По стенкам сознания остекленевшего?
Окна открыты, распахнута дверь —
Беги из меня, здесь тебе делать нечего.

Чуешь, как пахнет свобода извне?
И ноздри вбирают движения воздуха.
Ну же, вперёд! Не горюй обо мне.
Ведь завтра, возможно, уже будет поздно. Как

раненый зверь, аритмичен мой пульс,
И мечутся мысли мышами летучими.
Высь набирай, не глотай только пуль
От ангелов смерти, зависших над кручами.

Да не смотри по-щенячьи в глаза
Циничному миру. Судьбу не испытывай.
Лишь навсегда этот дом не бросай —
Я окна и дверь оставляю открытыми.

В принципе, есть спорные места и в ритмике, и в рифмовке. Но в целом, очень интересная форма стихотворения,  особенно анжамбеман между второй и третьей строфами, образовавший сложную рифму, показывают, насколько автор мастерски владеет пером. Тема может и избитая, но ведь концовка всё решает в пользу автора.

12.
Диана Беребицкая

Парижу

Пасмурный, сизый, сиреневый,
Снившийся... Как ты живёшь,
Мой поседевший до времени,
Нетерпеливый Гаврош?

Пылкий, циничный, прижимистый,
Даром что нынче богат,
Вдруг – невозможным транжирою –
Вечер бросаешь к ногам.

И обольстительно-ласково
Тайны касаешься: той,
Что бережет за подвязкою
Каждый балкон кружевной,

И притворившийся крышею
Брошенный рыцарский шлем,
И пешеход, оступившийся
В свет Елисейских полей.

Страстью безудержной, душною,
Вышедшей из берегов,
Шторами скромно притушенной
Или бесстыдно нагой

Свет изливается, пенится,
Соткан из солнечных струй,
Лёгким, игристым, и перистым
Все наполняет вокруг,

Будто разгадка. И символом
Сказки без тьмы и потерь –
Башня – на старте, бессильная
Прочь от тебя улететь.

Автор умеет работать с неточными рифмами, и поэтому всё произведение основывается на свежих находках. Шлем-полей, струй – вокруг, может кто-то и скажет, что это не рифма, а мне кажется – это именно смело и органично для данного стихотворения. Лёгкая ритмика делает произведение почти воздушным.

13.
Михаил Белоногов

Клюква

Филька, чёрт, теперь пляши
на костях, на крышке гроба –
был кураж больной души
земледельца-хлебороба,

победителя-солдата,
хулигана-выпивохи…
в грунт врезается лопата
под сочувственные вздохи…

совесть – мудрая волчица,
всё расслышит чутким ухом.
мать – кормилица-землица
всё же стала сыну пухом.

в тех местах, где зреет клюква,
так случается нередко –
оступился и каюк вам –
подшутил болотный дедко…

Очень интересное и певучее стихотворение, хорошие сравнения и эпитеты. Рифмы – хороши, но вот ритм первой и последующих строф  сбивает весь настрой, когда чередование муж.-жен. рифм заканчиваются на первой строфе и далее идут одни женские.
А вообще, лексика хорошо подобрана, оправдано, стилизованно.

14.
Ольга Светова

Потом...

Я помню страхи самых юных лет, -
Запретов мир был попросту несносен:
Вот это можно, а вот это - нет!
Потом, потом, когда настанет осень,

Когда зажжётся новая звезда
И журавли потянутся обратно.
Потом, когда наступят холода,
Когда на солнце потемнеют пятна.

Всё - завтра, через день, чуть погодя...
А на дворе давно уж правит осень,
Взбухают капли серого дождя
И умирают, разбиваясь оземь.

Потом... И всё идёт своим путём,
Фатально мчится время, как цунами,
И обещание «Потом, потом...»
Всю жизнь упрямо следует за нами.

Хорошая, не заумная философия жизни. Форма стихотворения выдержана кондово. Рифмы, ритм оточены. Концовка стихотворения вполне стреляющая, но по моему мнению, самая сильная строфа в произведении – вторая, с её журавлями и пятнами на солнце, очень близкие образы, это солнечное сплетение стихотворения.

15.
Владимир Осипёнок

Чёрное болото

Хилые сосёнки, как детей ручонки,
По'днятые к богу за спасеньем ввысь.
Торф, багульник, вереск... Утром две сестрёнки
За созревшей клюквой гатью подались.

Говорят, болотник - чёрт обжил болото.
Под ногой трясина ходит ходуном.
А на дальних кочках (как насыпал кто-то)
Россыпи рубинов - ягоды кругом.

Разорвался сфагнум и разверзлась багна...
Как буйки лукошки плавают в грязи'.
Извлекли баграми тельцы за рубахи
Мужики-сельчане в лыжах из лозы.

Ждут два платья в маки девочек в сельмаге,
Что купить мечтали, клюкву распродав.
Извелась от горя мама-бедолага...
Чёрное болото - страшная беда.

Трагическое, по существу, произведение. Зримый образ сосенок с первой строки задаёт тон стихам.  Это что-то в духе народных преданий, или даже бунинского «Дурмана». То что в третьей строфе вкрались очень слабые рифма багна-рубаха, общего впечатления не портит, в принципе в остальном автор нигде не сфальшивил

16.
Борис Балицкий

хочется-не хочется

...а мне уже не хочется
от чайника свистящего,
от абажура жёлтого куда-то уходить,
к плечу прижавшись тёплому
ловить твоё дыхание,
и пальцами под кофточкой легонечко шалить.
Мне хочется.

Так хочется!
Раздеть тебя притихшую,
губами пересохшими ловить тугой сосок,
и, уложив покорную,
тонуть в тебе, счастливейшим,
забыв дышать, и чувствуя, как плавится висок.

Мне хочется быть ласковым,
уступчивым и бережным,
чтоб не спугнуть то нежное, что в доме родилось,
под тихими касаньями
со стонами - со всхлипами,
и что слезами сладкими на грудь мне пролилось.

Хороший тон, ритм. Набор холостых строк, немного умаляет  структуру произведения, уж лучше бы оно было просто белым стихом. Но, ритм спасает всё, стихотворение состоялось благодаря образному языку и удивительно точному ритму. Снимаю шляпу!
 
17.
Марина Быстрова-Докс

ВИНА

Порой в мою душу, в реальность и сны
Вторгается чувство щемящей вины,
Как будто за то, что дорога трудна,
В ответе не Бог, не судьба – я одна.

За то, что, застряв в бесконечном кругу,
Унять хода времени я не могу,
За то, что стареют сады и дома,
И даже за то, что старею сама.

Как будто гиганты на риск свой и страх
Оставили ношу на хрупких плечах,
И мне наказанием небо грозит
За бегство Атлантов и Кариатид.

За боль никому не угодной страны,
Я тоже пронизана чувством вины,
Как будто за мир в непрерывной войне
Ответить придётся не миру, а мне.

Очень гражданственная философия. Ритмика стихотворения соответствует настроению, мужская рифмовка благодаря смежным рифмам звучит идеально. Очень зримо передаваемые образы. И не смотря на то, что рифмы вполне знакомые и предугадываемые, те не менее, стихотворение вышло на славу. Концовка – словно выстрел в упор.

18.
Евгений Аксельрод

Ностальгия

Ты часто говорила мне «Не надо!»,
Когда я дань безумствам отдавал –
Шёл на грозу, гулял под снегопадом,
В пучину моря в сильный шторм нырял.

Я обожал неистовства природы,
Хоть от природы робок был и тих, –
Энергию впитав от непогоды,
Выплескивал её в негромкий стих.

...Прошли года. Теперь навстречу вьюгам
И грозам мне не хочется бежать,
Милей в окно смотреть в часы досуга
Иль на диване с книжкою лежать.

Почти всегда я дома вечерами
И больше никуда уже не мчусь,
Забыты встречи с шумными друзьями,
Затихли всплески буйств и бури чувств.

Но ты как будто этому не рада,
Хотя должна быть рада, чёрт возьми!
Всё чаще говоришь теперь мне: «Надо!»
«Вставай!», «Сходи!», «Придумай!», «Обними...»

И я встаю, иду и обнимаю, –
Я принимаю правила игры,
Но часто с ностальгией вспоминаю
Твоё «Не надо!» славной той поры.

Неплохое стихотворение. Хорошо продуманное, но не до конца отшлифованное. В принципе я бы особо не стал придираться к злоупотреблению глагольными рифмами, но мне, как поклоннику малых форм, кажется, что стихотворение слегка затянуто, и поэтому основная идея размыта многословием. Пару строф я бы сократил.

19.
Змей Горыныч 3

Дерево.

"С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу." Фридрих Ницше

Всякий живущий хоть раз начинал с нуля,
С маленькой споры, зародыша, семяпочки...
Оси абсцисс, ординат приняла земля,
Ось аппликат пробивает ветра и почву.

Корни и ветви не ищут ни ад, ни рай -
Тянут в пространство звено за звеном фрактала.
Знаешь, как хладные воды нутром вбирать,
Чтобы под ласкою света творить крахмалы?

Как разворачивать зонт листовых пластин,
В жаркой молитве вплетаясь в небесный купол...
Но и не только: у жадных корней в горсти
Нежная сеть микориз разлагает трупы

И не спеша растворяет их плоть и соль...
В чем же божественный замысел, мне присущий?
Лишь проводящие трубки по телу вдоль,
По древесине из тьмы к высоте зовущей?

Солнечный сок от листвы утекает вниз...
Так под покровами вечно идет работа.
А по наплывам коры копошится жизнь:
Птицы шумливые ищут жучков щекотно,

И мураши выпасают зеленых тлей,
И червячок шелковинку свивает в кокон...
Собран весь мир на единый небесный клей
И существует в стремлении встречных токов.

Что ты поймешь? Может, скажешь: "Дышать легко!" -
Мимо, внизу, пробираясь подлеском редким...
Может, еще по стволу проведешь рукой
Или на посох дорожный сломаешь ветку.

Довольно интересное стихотворение. Почти дидактическое, словно поэтический кодекс биологии (ботаники), но до последней строфы. Именно окончание делает стихотворение Поэзией с большой буквы. Очень хороши и свежи рифмы, и язык, я бы сказал, весьма доступный обывателю (не скурившему свой букварь в школе).

20.
Селена Ка

Метаморфозное

Что ты ищешь в замёрзшем седом краю,
где изнанка и мрачная суть зимы,
где утрачены время и здравый смысл? –
мне осипшие ветры в ночи поют. –
Здесь не греют огни и снега – стекло,
здесь не люди, а «белые ходоки».
Мир, затянутый в тёмную глубь тоски,
словно замер: ослеп, онемел, оглох.

— Так случилось: я жил не тужил и вдруг
сам себя потерял, да не вспомнить – где.
Вроде город вчерашний, пейзажи те,
но чужая зима, и она – недуг.
Нет знакомых дорог, голосов, примет,
безусловные истины нагло врут.
Исказился привычный земной маршрут.
В ледяном зазеркалье неверный свет.
Как спастись и вернуться?

— Нельзя уже…
Ни сбежать, ни исчезнуть – пройти сполна.

— Эта жуткая чёрная белизна
снегопада и в воздухе, и в душе!
Постигаю заснеженных глыб минор,
коды холода, вьюги и «дней сурка».
Потерпеть до весны. Выживать. Но как?
…Превращаюсь.
Я холод.
И ветер.
Норд.

Автор хорошо работает с рифмой, очень умело рифмуя разные части речи, а это говорит о высоком уровне. Очень интересен образный ряд,  ассоциативные аллюзии и отсылки,  оксюмороны и эпитеты, всё это наполняет стихотворение жизнью, делает его колоритным,  почти осязаемым.

21.
Ольга Флярковская

Марья

Стал клубочек маленьким – с гулькину головку.
Долго ль нитка тянется? Долго, далеко...
Невзлюбили сношеньку гордую золовки,
Зашептались в горнице, рот прикрыв рукой.

– Ишь, какие очи... Голуб'ы да тихоньки...
Так цветёт у озера сон-трава...
И пока мы, д'урищи, хаханьки да хиханьки –
У меньшого братика кругом голова!

– Брат Иван не пьёт-не ест, всё очелья дарит,
К празднику из города ей привёз ларец...
Только и без этого краше нету Марьи,
Шла, змея, лебёдушкой под венец.

– А всего приданого – только три рубашки,
Да цветной узорчатый поясок.
И на что позарился братец наш Ивашка?
Жизнь теперь под горку-то колесом...

Враз её спровадили. В деле подсобила
Теребень кабацкая – за винцо.
Старшая за Марьюшкой дверь крестом забила,
Низко плат надвинула, скрыв лицо.

Марья – прясть искусница! Братец, чуть не плача,
Взял клубок оставленный:
– К ней сведи!
Непростой клубочек тот: через ямы скачет,
Днём и ночью светится впереди.

На пути встречаются кручи да овраги,
Топи да брусничники, синие леса...
Сёстры в тех чащобинах – чёрные коряги.
Не простила Марья их, чудная краса.

Нить на совесть спрядена... Держит путь Ивашка.
Коротко ли, долго ли, век ли, два...
А всего приданого было три рубашки,
Да в лесу у озера сон-трава...

Интересная стилизация под сказку-былину. Хорошая лексика, сдобренная диалектизмами и просторечьем, и ритм подобран удачно. Недосказанность сюжета – даёт возможность читателю стать соавтором.

22.
Жиль Де Брюн

Узкоколейка

В унылом краю
зарастает узкоколейка.
Гибнут ненужные люди и-мне-налей-ка.
И даже песни о них потом не поют.

Обходчик-лешак
палит по небесным белкам.
Самогон нечист и в стаканах досадно мелко.
Все пьяно каются, а потом грешат.

И нет никого,
кто на дни разменяет вечность,
отменит судьбу и приросшие к душам вещи,
добудет солнце из хмари над головой.

Здесь лес - Монферран,
а трясина - почти Трезини.
Здесь лось на путях глупо сватается к дрезине,
словно ещё ни разу не умирал.

Очень интересная форма строф,  не нарушающая ритм произведения. Хороший образный ряд, сравнения и уподобления. Очень интересные и необычные рифмы не могут не радовать. Произведение целостное и состоявшееся по всем параметрам.

23.
Елена Элентух

Последний
*
Последний убитый в последней войне,
что видишь, дружище, в небесном окне?

Внизу подо мною уже не земля.
Ни гор, ни лесов, ни морей. Всё поля
покрытые пеплом, ни капли воды,
страшны и безвидны. Могилы видны -
там детские кости белее снегов,
там черные кости убитых врагов,
иссохший стервятник, истлевший шакал.
Вот всё, что в небесном окне увидал.

А есть ли надежда?

Да как ей не быть?
Я матери имя не смог позабыть.
Я помню разрывы и запах ружья.
Я помню овраг, где убили меня.
Любимую помню и тяжесть детей.
Я помню, что думал – умру без затей.
Откинусь на травы, остыну в росе
и… помнить не буду,
как мертвые все.

Стихотворение не плохое, смежные рифмы дистиха очень удачно подходят для диалога, но не всегда удачные рифмы, особенно слабо смотрятся быть-забыть и совершенно беспомощно ружья-меня. В принципе стихотворение состоялось, но синтаксическая инверсия концовки не очень удачна. Концовка получилась немного смазанной.

24.
Ольга Бесснежная

Побег

    Я выпил газированной воды
    под башней Белорусского вокзала...
    И. Бродский

Из-за угла несло нашатырём
и теснотой квартиры коммунальной.
От боли в голове не понимал я,
зачем проснулся вместе с декабрём
и женщиной, напялившей каре.
Не-помню-как-зовут спросила:
– Кто ты?
Прицельно с потолка светили споты,
напоминая о вчерашнем "кабаре".
Совсем не Лайза... Кажется, пора
изображать побег из Шоушенка.
– Скорей отсюда! – гнали прочь ступеньки.
Не оборачиваясь, вышел со двора:
– Ни грамма в рот!
– Намеренья тверды?! –
подначивала улица глумливо.
В ближайшем павильоне вместо пива
я выпил газированной воды.

Отличное произведение. Очень интересные отсылки и аллюзии. Сама структура произведения убедительна, не смотря на самоиронию лирического героя. Очень интересные рифмы, которые добавляют и лёгкости, и в то же время, остроты стихам. Очень зримая и осязаемая картинка.

25.
Речная Нимфа

Письмо Бо

Бо, я не верю, молюсь, но не верю.
Вот я стою за распахнутой дверью.
Жалко бренчу по карманам ключами,
словно пришла за чужими вещами.

Бо, мне так нравилось быть беззаботной
в доме, где шёлк мой, и долг мой, и кот мой.
Жить без печалей, любить нараспашку,
печь пироги или гладить рубашку.

Бо, это более странно, чем страшно -
звать тебя. Если просить, то ты дашь, но
это не будет на пользу, не будет...
Что мне с того, что советуют люди?

Бо, возвратись в этот мир ненадолго.
Просто приди за неотданным долгом.
Просто пройдись от роддома до кладбищ,
мимо всего, что назначено нам лишь.

Бо, может быть, ты простишь человека -
смарты от Apple, ботинки от Ecco.
Пусть даже этих страстей не остудишь,
знаю, ты точно простишь, не осудишь.

Бо, я ведь даже не знаю твой адрес...
Здесь на конверте лишь нимб твой и абрис.
Если без индекса - примут же, точно ведь?

Бо, здесь на почте ужасная очередь.

При всём неверии лирического героя, стихотворение весьма духовное. Очень интересный подобран ритм, смежная рифмовка, сдобренная хорошо продуманными рифмами: и сложными находками, и просто идеальными краесогласиями. Стихотворение не перегружено ни метафорами, ни мощными эпитетами, но оставляет глубокий след. Удивительное пост-ощущения после прочтения.

26.
Фидель Сагитов

Когда же наступит весна

Поздний вечер, темно, за окошком зима,
Но Али нет и нет, ты одна Фатима,
Небогата их жизнь, небогат и наряд,
И работе любой её муж был бы рад.

Мекка в прошлом, вдали, далеко и Багдад,
Где витии шумят, прав иль нет Мухаммад,
Ну а здесь тишина, где Али и она
Ждут Навруз, ждут когда же наступит весна.

А сегодня Шимон, их богатый сосед,
Ростовщик и купец сорока с лишним лет,
Его нанял к себе поработать в саду
И Али ей сказал: - Только к ночи приду.

Но она всё одна, и сомнений полна,
Ведь его нет и нет, уж на небе луна,
А луна холодна, равнодушно она
Льёт свой призрачный свет и кругом тишина.

Она слышит шаги - не послышалось ей,
Это он! Это он! Ведь из сотен людей
И из тысяч шагов их узнает она,
Даже если за окнами ночь так темна.

Улыбнулся Али: - Фатима, я пришёл.
Он к столу подошёл - пуст обеденный стол,
На него горстку фиников высыпал он:
- Это всё, что за труд заплатил мне Шимон.

Они двое в ночи, пусть их жизнь так бедна,
Она любит его, их любовь так нежна,
И как счастливы вместе, и он, и она...
...Приближался Навруз, приближалась весна.

В принципе, обыгрывание произведения на нескольких рифмах может быть весьма интересным явлением, но когда стихотворение насыщенно образами, метафорами, когда сюжет или мысль сражают наповал. Здесь же нет особого лоска слова, нет заряда. Просто растянутый заунывный сюжет.
 Но не буду говорить, что стихотворение не состоялось, просто это  моё субъективное восприятие.

27.
Неутомимый Читатель

Я помню...

Я помню, как утром ранним
Упала с небес звезда,
И я загадал желанье –
Быть вместе с тобой всегда.

Сверкнула опять в тумане
Звезда, хоть иссякла ночь,
И я загадал желанье –
Чтоб ты родила мне дочь.

Потом, сквозь восхода пламя,
Обрушился звездопад!
И я всё шептал желанья,
Поспешно и наугад.

Как много желаний было,
Как сладко они лили'сь!
Казалось бы, их хватило
На всю без остатка жизнь.

...С тех пор пролетели годы,
Пожухла надежд трава.
Из всех тех желаний вроде
Исполнилось только два.

Теперь мир до боли познан,
Получен на всё ответ,
И падают так же звёзды,
Вот только желаний нет.

Неплохо сработано стихотворение. Чёткий ритм, неплохие (пусть даже в некоторых случаях слабые) рифмы. Может слегка растянуто, но стихотворение получилось. Скорее всего недосказанность в последних строфах заставит читателя поднапрячь своё воображение, заставит задуматься, а это уже хорошо. Концовка – очень удачная.

28.
Елена Бланкет

Неподсудная-безрассудная...

Из какого вырвалась времени
безрассудная наша связь?
На каких весах, кем отмерена?
Не пойми откуда взялась
не по возрасту, не по чину и
всё в ней как-то наоборот.
Неподсудная, беспричинная
завязалась-сплелась...
Широт
и долгот не знает-не ведает -
беглой строчкою вопреки
километрам, годам, обетам и
окольцованности руки
сменит статус, градус, название,
то в опале, а то в чести.
Полонила души словами и
не позволит нас отпустить.

Автор смело подходит к строфике, умело используя анжамбеман, иногда даже в ущерб форме, не умаляющей, в принципе, структуры произведения. Очень интересен подход к сложным рифмам, весьма смелым. Особой сюжетности нет, есть просто интонации и ассоциации, которые делают всё стихотворение целостным.

29.
Александр Кременьч

Над скалой замка Иф

Виден с палубы верхней
Угрожающий риф.
Мы - российские стерхи
Над скалой замка Иф.

Наш сверкающий лайнер
Покидает Марсель;
Провожает нас тайны
И разлук цитадель.

Бесконечной тирадой
Волны бьются о твердь.
Отомщенье - награда
Пережившему смерть.

Слава промыслу Бога:
Месть - коварству заслон!
Там, в застенках острога,
Закалялся Эдмон...

Над зловещим утёсом,
Над кипящей волной
Он взлетел альбатросом:
Сильной птицей ночной.

Паруса "Фараона"
Надувает Зюйд-Вест.
Капитана Эдмона
Не предаст Южный Крест...

Дал корабль белоснежный
Ощутить в горле ком,
Нас промчав над прибрежным
Крепостным островком.

Стихотворение иллюстративное, как подпись к фото в глянцевом журнале. Авторские ассоциации, параллели с произведением А. Дюма. Но ничего глубокого в структуре текста не наблюдается, просто бреющий полёт стрижа над водой. Выполнено кондово, хорошо сработаны рифмы, ритмика, но синтаксис иногда страдает от лёгких инверсий. А вот образов, стилистических приёмов не хватает, всё очень поверхностно.

30.
Гера Шторм

Личный демон

            Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно…
                Шарль Бодлер

Они боялись тебя, хотели
закрыть в психушке, колоть уколы.
Оставить метки на юном теле,
вонзая в кожу разряды тока,
стирая в памяти даты, лица,
твоё взросление, детство, школу,
узлом надежным на пояснице
связав смирительный белый кокон.

Казенных выношенных рубашек
(твоими братьями по несчастью)
в достатке, чтоб не слететь с катушек.
…Там позволяют обнять руками
самих себя, утешая будто
в прикосновении с грубой бязью.
...Кого спасают они, опутав,
смотав таких же как ты, клубками,

поведал в детстве твой личный демон,
когда решили родные люди
закрыть вас вместе в одном дурдоме.
И ты от близких его стал прятать,
носить в кармане церковный ладан,
читать неистово, до абсурда
псалмы, но демон остался рядом.
…Он и сейчас у дверей палаты.

Само стихотворение весьма интересное, продуманно и окольцовано эпиграфом-концовкой. Но с рифмами дело не всегда хорошо. Ритмика стихотворения позволяет стихам быть белыми, без рифмы стихотворение может быть даже лучше звучало, но вот слабые рифмы  не вполне органичны. Хотя это весьма субъективно, а стихотворение вполне состоявшееся.

Мои фавориты:

         1 место: № 2
         2 место: №№ 14 и 24
         3 место:№№ 7, 17 и 20
         4 место №№ 5, 9, 12, 19.

            Все остальные условно 5 место.


Рецензии
Спасибо, Иван! Очень приятно было попасть в число избранных Вами, да еще прочесть такой благожелательный и вдумчивый обзор.
Удачного года Вам и всем участникам клуба!

Диана Беребицкая   07.01.2020 00:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.