Вот оно небо...
ночью-то - розовое, голубое
сквозь серебристую дымку...
Ветки, как графика кистью китайской древнего времени...
Эту картинку
над янтарями,
топазами,
александритами фонарей -
всею душой обнимаю...
Пою под сурдинку:
хлеба
хватает,
не надо покоя,
плесени рая,
воля над теменем -
от вдохновения
милостью Божьей...
Кроны небесными якорями
в стих мой врастают
готовыми фразами...
Не до царей
пред лицом откровения,
перед рождением стихотворения,
бьющего током молитвенной дрожи...
Свидетельство о публикации №119122403450
Максим Печерник 24.12.2019 16:44 Заявить о нарушении
плесени рая, - через запятую, это уже можно прочесть не как синоним покоя, а как самостоятельный образ: плесень рая - не сам рай, а лживое, из корыстных побуждений
вокруг рая людьми далёкими от Бога разведённым, вымышленным, насаждённым в сознание тёмных слоёв населения - таких большинство. Ты же "Юдоль" мою рецензировал:
Рецензия на «Юдоль» (Василий Муратовский)
...Вася, у тебя это, похоже, одна из любимых мыслей (точнее сказать, осязающая интуиция):
"грядущей правотою вечных слов светает
жизнь прошлая"
...Я тебя ощутил и до того, как прочитал "Юдоль" и "Неба синь...", а сейчас, прочитав, ощущаю и то, с какою силой (не нашёл более точного слова, а потому говорю: силой) ты с себя спрашиваешь... Знаешь, я это называю "мандельштамовским ударом" — когда в стихотворение вкладываешь всего себя — такого, каков ты есть сейчас, и прорываешься к духу своему, и на меньшее никак не согласен... Я это — понимаю, мне это — близко...
Ночной Дозорный 27.02.2009 23:45
Вот отрывок из "Юдоли":
Вокруг – в нетленном хороводе Осип,
Анна и Марина,
Борис, Арсений, Владислав, Иосиф,
поющие начало света
за концом лица,
что выпадает из яйца
уклада жизни, для выеданья, выпивания удобного,
в ту сферу –
веру,
где не встретишь бытового,
пищевого,
яйцеподобного
предмета,
ибо
задето
хвостиком юдоли писка: «Ты – не рыба,
и – не в мясе…»,
лицо –
яйцо
с уклона разложения по полкам –
проспект распада –
вдруг катится, не испугавшись волка
в бабушкиной рясе,
кричащего: «Не надо,
чадо!
Повиновенье – рай.
В хор славящих порядок существующий ступай,
о смертном думай часе,
побойся ада».
Не испугавшись каждый день звучащей сказки этой,
раздвинув храп, из Гефсиманского пришедший сада,
яйцо с птенцом завещанного духа,
сошедшее с придуманных орбит,
как Богом сотворённая планета –
лицо, осуществляя лик, –
ярчайший миг!
Да видит око, и да слышит ухо! –
юдолью катится в рождение поэта –
закал орешка (ах! – не ох!) калёного,
ломающего зубы преподобного
порядка, брюхом
освящённого;
любая жизнь для власти данной нам юдоли –
лаваш, лепёшка, баурсак, кулич, маца;
у места лобного всегда встречаешь поле
серпа и молота
с носителями распорядок нарушающего голода
духовного,
в них ощущенье веры молодо
и в дверь железную блестящего тельца
(юдоли сей отца),
сжимающие гнев верёвочный, сердца
стучащие,
неровные…
О, вещие! Любовь хранящие!
Вне ящиков,
экранами и волнами снабжённых,
прокажённых
проспектами решений идеальных,
социальных;
вышеозначенного вящие,
вне ящиков
вещаний –
обещаний
и подвальных,
набитых атрибутами обрядов
ритуальных,
вы, ростом взглядов
проводящие
в юдоль язык Творца,
чья суть и крошевом и месивом не перемолота,
есмь настоящие!
Ты же хорошо знаешь моё отношение к церковному раю, и отношение Иисуса (верёвочный бич) к торговцам в храме. Вот бухгалтерия построенная на святых именах и есть - плесень рая. Теория отдыха в раю после подневольного труда на земле - плесень рая... Приношения Богу - повышающие достаток священнослужителей - плесень рая... Приношения успокаивающие на время угрызения совести людей, живущих беззаконием - плесень рая... А если прочесть (такое прочтение здесь имеет место) плесень рая, как синоним, отождествление с покоем, то и "верёвочный бич в руке Христа, и Его предложение "второго поприща", и молитва в час мирного сна учеников в Гефсиманском саду - это не есть покой, "радостное подражание" Иисусу по Мандельштаму - не есть покой, Голгофа - не есть покой, бичевание и оплёвывание толпой - не есть покой, а без них (страданий и сострадания)- нет рая по Иисусу Христу, нет Воскрешения и по Достоевскому нет рая без эшафота и острога, и по Муратовскому - пушистый рай - плесень... У Цветаевой в "Новогоднем":
Сколько раз на школьном табурете:
Что за горы там? Какие реки?
Хороши ландшафты без туристов?
Не ошиблась, Райнер — рай — гористый,
Грозовой? Не притязаний вдовьих —
Не один ведь рай, над ним другой ведь
Рай? Террасами? Сужу по Татрам —
Рай не может не амфитеатром
Быть. (А занавес над кем-то спущен…)
Не ошиблась, Райнер, Бог — растущий
Баобаб? Не Золотой Людовик —
Не один ведь Бог? Над ним другой ведь
Бог?
Придираться к нарушению поэтом общепринятой стилистики - не умно.
Что с тобой? Я тебя чем обидел? Благодарен тебе за всё доброе (его очень много),
ничего против тебя не имею, вкусы могут быть разными, кому-то Ахматова ближе Цветаевой, Пастернак ближе Мандельштама, Кушнер ближе Бродского - это нормально!
Давай, не грусти, не обижайся, не болей! Обнимаю! Твой друг - Вася Муратовский
Василий Муратовский 25.12.2019 10:52 Заявить о нарушении
В "Вот оно небо..." не только нет такой подговленности, но и есть дисбаланс в образах духовной тематики. Ну, на мой взгляд. И мне казалось, что я вполне убедительно мотивировал эту точку зрения...
Но — вижу — не так уж и убедительно)))
Обид у меня нет, на этот счёт даже и думать не моги. Напротив, мне досадно, что я своей критикой невольно порчу предновогоднее настроение другу, так что вот сегодня с утра решил исправиться и на старое твоё стихотворение написал, и с большим удовольствием, заслуженный высокий отклик...
Однако же в целом у меня с начала месяца настроение взять тайм-аут от сайта. (Опять же ни с какими обидами на кого-либо и уж тем более на тебя не связанное.)
...Так что налаживай наконец почту, ага? Будем списываться как списывались...
Максим Печерник 25.12.2019 11:16 Заявить о нарушении
Василий Муратовский 25.12.2019 11:31 Заявить о нарушении