Занятие 11. Глагольная рифма
В. Онуфриев в "Словаре разновидностей рифмы пишет: "Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву - зову, жить - тужить. Так как придумать глагольную рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть, шуметь - лететь. Да, прав был В.В. Онуфриев: глагольных рифм много и рифмовать глаголы легко. Но ведь нетрудно рифмовать и прилагательные "прекрасный - страстный - опасный - ужасный", или наречия "прекрасно - страстно - опасно - ужасно". Да, и если уж совсем начистоту, 99% существительных рифмуется элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
Сейчас стихи пишет каждый третий, каждый пятый считает себя уже состоявшимся поэтом. Поэтому, почти любую рифму (а не только глагольную) можно назвать "банальной", "затёртой до дыр". И мало найдётся современных поэтов, которые способны придумать десяток - другой рифм, ранее никем не применявшихся.
А что же делать начинающему поэту?
Вообще избегать глагольных рифм, или, не слушая критиков использовать их в своих произведениях постоянно? Нужно помнить, что в мире не существует стопроцентных истин. Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор в своей работе попытается использовать все разнообразные способы и версии стихосложения, все многовековые поэтические наработки. Нельзя отказываться от любых достижений поэзии, это в любом случае движение назад. Давно известно, что можно научиться стихосложению, но нельзя научиться поэзии (слова "талант от Бога" - актуальны всегда.).
Но вернёмся к глагольным рифмам. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждого слова на уместность использования в данном стихотворении и многое другое, без всего этого поэзия выглядит очень бледно. Глагол создаёт ДВИЖЕНИЕ в стихе, он - динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов эта нежность будет созерцательной, сухой и бездушной. И лишь глагол способен заставить строку, предложение, мысль работать в полную силу
ПОЭТОМУ:
1. Не уходите от глагольной рифмы, но и не злоупотребляйте ею. Всегда и во всём надо придерживаться меры.
2. Но если уж вы ввели в строфу глагольную рифму, то она должна быть точной и по возможности богатой (жить - ворожить - служить - тужить, петь - скрипеть - сопеть и т. д.).
Старайтесь избегать "бедных" глагольных рифм типа "вершить - крутить", "лепить - сообщить". Одна "бедная" глагольная рифма может свести "на нет" достоинства любого стихотворения.
3. Очень выразительны строки, где глагол рифмуется с другими частями речи
(обнимать - мать, ходить - нить).
4. Избегайте похожих и однокорневых рифм: побежал - рассказал, знает - узнает, любит - не любит, перегрузка - разгрузка. В хороших стихах они вообще недопустимы.
4. Не забывайте, что такие рифмы, как: мне - тебе, твоих - моих - своих очень портят любые стихи.
По большому счёту такие словосочетания и не являются рифмами.
5. Старайтесь уходить от избитых и стёртых рифм: Родина - смородина - уродина; любовь - вновь - кровь. Розы - морозы - слёзы.
6."Поздравляю - желаю" - убийственная рифма. Старайтесь никогда её не использовать.
7. Если в первой строфе вы применили смежную или кольцевую рифмовку, она должна идти до конца стихотворения.
Начинающий поэт должен избегать стихов с использованием неточных рифм. В противном случае он может привыкнуть к неряшливой рифме, и техника правильного и свободного рифмования останется для него недоступной. Укрепившись же в точной рифме, поэт безопасно для своего творчества сможет вводить неточные рифмы.
Статья "О глагольной рифме" - статья собирательная. В ней использованы мнения и выдержки из текста таких известных авторов, как В. Онофриев, А. Всегдар, М. Гаспаров.
Свидетельство о публикации №119122402169