Красавицы образ так страстно увлёк. Кольцо сонетов
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
(А.С. Пушкин "Красавица".)
1.
Жемчужные серьги, жемчужные нити,
Жемчужное платье и красный атлас,
И тело Венеры, и лик Нефертити
О первенстве спорят и радуют глаз.
Жемчужная львица (за пафос простите):
И кровь голубая и жизнь удалась.
Уверенный взгляд – снисхождений не ждите
И свет лицемерный, и граф-ловелас.
Великим художникам юная дама
Самойлова Юлия Музой была.
И знати укор, и семейная драма
Ланиты румянят. Смела, весела;
Любовь ею правит, как зелья, бальзамы...
А фон, словно чёрные крылья орла.
2.
А фон, словно чёрные крылья орла,
И пламя, как будто из пасти дракона...
Бушует Везувий, сжигает дотла
Помпеи шедевры, скульптуры, колонны,
И древние храмы – в них вера жила...
Мольба и проклятия, раненых стоны,
И ужас в глазах: будто вечность ждала
Под грудами пепла... И плачут иконы...
Потомки скорбят, пламенеют сердца
Поэтов, художников. Кистью Брюллова
Сюжет оживает. Четыре лица
Графини Самойловой вписаны (к слову) –
В потухших глазах неизбежность конца...
Знамение божье ли, дама бедова?
3.
Знамение божье ли, дама бедова? –
Сгущаются тучи и штора – огнём.
Малышка прелестная в платьице новом
С балкона любуется резвым конём
И старшей сестрицей. И пёсик,– при нём
Ошейник "Samoylova". Стынут подковы –
Горяч вороной; но уздечки ремнём
Джованина гасит порывы; и снова
Прекраснейшей всадницы платья подол
И шлейф на скаку, словно флаг, разовьются...
И светится нимбом любви ореол.
Счастливые глазки сестрёнки, как блюдца,
Восторга полны... милый цветик расцвёл...
Такие мгновения свыше даются.
4.
Такие мгновения свыше даются
И кру́гом от счастья идёт голова,
Наряды парадные, мех, кружева
И складки шелко́вые струями льются.
К Богине склонён, прикоснувшись едва,
Арап онемевший – ручонки трясутся.
Джованины юной излишни слова;
И преданный пёсик. Секунды несутся...
Не мистика ль? – Тучи темнеют в окне;
Бордовая штора лишь фоном для платьев
И лиц вдохновлённых. Что грезится мне?
Прекрасная парочка в нежных объятьях,
В гармонии чувств на счастливой волне.
Всё в лучших традициях светских понятий.
5.
Всё в лучших традициях светских понятий:
Роскошный придворный кипит маскарад –
В диковинных масках, в изысканных платьях –
К султану склонился Меркурий, он рад
Царю доложить (негодуют собратья):
Самойлова бал покидает... Наград
И почестей от лицедеев – не сватья –
Графине не надобно... Как водопад,
Её отделяет багровая штора,
И тучи сгущаются над головой.
Нежна Амалиция – знает: Аврора
Их встретит прекрасной рассветной зарёй.
Без масок – вперёд с торжествующим взором
Навстречу судьбине дорогой прямой.
6.
Навстречу судьбине дорогой прямой...
Всегда ли прямая приводит нас к цели?
Поникли богини черты. Боже мой!
Долги... Разорилась графиня,– ужели?
Две дочери замужем – веет зимой
От некогда нежных и ласковых. Шмели
Так больно не жалят: наследство виной.
Везувий в душе; нет просвета в туннеле...
Что кроется в точках таинственных строк?
Предвидеть не сложно без карт и наитий:
Суды от мздоимцев, воспитанниц... Шок!..
Известный портрет... Но, уж вы извините –
Красавицы образ так страстно увлёк.
Жемчужные серьги, жемчужные нити!..
14.12. 2019г.
Сонеты написаны по картинам художников:
1. Бенуа Шарль-Митуар. "Юлия Павловна Самойлова";
2. Карл Брюллов. "Последний день Помпеи";
3. Карл Брюллов. "Всадница";
4. Карл Брюллов. "Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком";
5. Карл Брюллов. "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини";
6. Карл Брюллов. "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой".
Свидетельство о публикации №119122100102
а в "Последнем дне Помпеи" он действительно представил её в четырёх ипостасях.
Шелка, жемчуга, дети, собачка с ошейником, на котором написана её фамилия. Всё довольно подробно и осязаемо, можно даже не глядя на картину, себе её представить,
обладая,конечно, воображеним. Но к счастью, я это видела воочию. Спасибо за экскурс и напоминание.
Тамара Мурова 19.01.2020 18:42 Заявить о нарушении
На меня большое впечатление произвели и картины, и судьба этой женщины, и история двадцатилетних отношений с Карлом Брюлловым, который ценил не её титул и богатство, а просто любил женщину и в богатстве, и в бедности.
С Крещением Вас!
С уважением,
Сергей Григорьевич Марушко 19.01.2020 22:58 Заявить о нарушении