Восточный фронт Победы

Приближающееся 75-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне вновь и вновь поднимает, казалось бы, давно решенный вопрос о том, кто же действительно победил, кому принадлежит священное право утверждать свою определяющую роль в разгроме фашизма. Для нас, наследников той Победы, этого вопроса нет в принципе. Почти 30 миллионов жизней, которые отдал наш народ – живут огненной памятью в наших сердцах. Однако, есть еще и та сторона, Германия, где к событиям на Восточном фронте приковано немало внимания: Третий Рейх прекратил существование 9 мая 1945 года по причине взятия Берлина Красной Армией, а потому для немцев попытаться дать свою оценку тем событиям, а может и пересмотреть кое-какие, не совсем привлекательные исторические моменты – задача на будущее. Кинематограф здесь играет важнейшую роль. В свою очередь – нам, в России, нужно следить за всеми этими попытками пересмотра и успевать на них реагировать.

Немецкий фильм о событиях на восточном фронте – «Наши матери, наши отцы» (2013 г., режиссер Филипп Кадельбах) по-прежнему один из самых интересных взглядов на нашу великую войну с той стороны. Пересматривая этот фильм, в очередной раз убеждаешься, что вот эти пятеро друзей-немцев, чья судьба раскрывается на фоне войны - это настоящие товарищи, "эхте камераден". С ними не страшно разделять тяготы боев и лишений. Они благородны, преданны своей дружбе, уважают противника. Надо отдать должное: советские солдаты, особенно комиссары-коммунисты, показаны очень достойно, изображены героями, не знающими страха. А в наступлении, на заключительном этапе войны, красноармейцы великодушны и милосердны. Судьба разбрасывает пятерых друзей: кого - на фронт, а кому-то устраивает испытания в тылу. Они крепко держатся за свою довоенную дружбу, пересматривая каждый на своем боевом посту фото, где все пятеро вместе... Немцам удалось снять неплохую картину, в которой нет идеализации и чрезмерной героизации войны. Попавший в немецкий штрафбат из-за нежелания убивать всех подряд главный герой - находится в жестоком конфликте со своим командиром, немцем, чьи взгляды - это уродливое воплощение отупляющей геббельсовской пропаганды, в которую он сам демонстративно не верит, но только использует её для издевательств над своими подчиненными. Главный герой не смог до конца пронести благородство и аристократизм офицера - несправедливый, захватнический характер войны для Германии предопределил судьбы её военной интеллигенции на фронте. Она была так или иначе ликвидирована: от простых офицеров, не желавших просто так стрелять в гражданских - до заговора Штауфенберга. По итогам расследования этого заговора было уничтожено множество высших чинов Третьего Рейха, осуждавших в том числе и звериную жестокость на советско-германском фронте как несовместимую с правилами ведения войны вообще.

Однако для русского зрителя все эти факты не так уж важны. Мы в России хорошо представляем себе военную историю тех лет, она прописана кровью в судьбах наших предков, которые 75 лет назад отстояли саму нашу жизнь, добили озверевшую гадину фашизма в её собственном логове, как писали об этом факте газеты и плакаты военных лет. Мы знаем цену своей победе, в то время как перед немцами явно стоит задача максимально заретушировать свои преступления, попытаться объясниться перед потомками за поражение: виноваты, судя по фильму - то грязь на проклятом русском бездорожье, то неожиданные морозы в конце ноября, то плохое командование, то подлецы внутри Вермахта, помешавшие благородным его представителям достойно и без жестокостей включить восточные земли в состав Рейха. С крестьянами под Смоленском главные герои охотно делятся консервами, грабеж, если и показан, то ненавязчиво, без массовых разрушений и насилия, строго в рамках обмена с местным русским населением продуктами.

Примечательно другое. Понимая и принимая во внимание все вышеизложенное, неизбежно проникаешься сочувствием к пятерым друзьям из фильма. И вовсе не потому, что они как-то особенно хорошо играют свои роли и не потому, что они раскрывают какую-то дополнительную, притягательную правду на летопись войны, делающую немцев вообще чуть привлекательнее. Совсем не поэтому. Главная причина в сопоставлении и сравнении - а именно - отсутствие на нашем, отечественном экране образов простых, суровых к себе, благородных по отношению к согражданам героев. Героев, незаметно совершающих подвиг во имя Родины, во имя дружбы и во имя человечности. Переодетые в советские гимнастерки и изображающие патриотические страдания звезды российского экрана - это все те же сверкающие пластиком искусственности и самолюбования импланты в отечественном публичном пространстве. Мы не видим их героями, не хотим ассоциировать их со своими предками - и значит, с собой. Мы ищем и ждем в русских фильмах своих отцов, дедов и прадедов, очень простых, живых, настоящих и великих потому, что они смогли в этой своей простоте - оказаться выше западных представлений о нас как о примитивных варварах с востока.

Но ведь как раз те солдаты-герои, навеки далеко стоящие от мира шоу-бизнеса, глянца, похождений напоказ - именно они наши предки, они - наше прошлое и вечное, смотрящее на нас с постаментов настоящее, а не покрашенные красной краской, картинно, заученно страдающие перед камерой "звезды".

Смотря фильм и глядя на пятерых друзей-немцев, наш взгляд зрителя в глубине души разворачивается и хочет поместить простую историю дружбы очень обычных, но потому и привлекательных людей - на свою сторону. Нам хочется увидеть героическую летопись своего народа, который и в мире, и в войне стоит перед нами во всей величественной преемственности своей истории. Немцам удалось создать мини-эпос в своем фильме. И нам сегодня катастрофические не хватает фильма о войне, где трагические повороты русской истории - это всё часть общего величия русской истории, а не признак внутренней ошибочности нашей тысячелетней цивилизации. Критически не хватает в отечественных киносюжетах именно такой логики: мы победители и мы сильны как раз потому, что такие характеры рождаются только внутри борьбы великих противоречий. На стыках великих сложностей рождается союз народов, бесстрашно стоящий насмерть пред лицом любого противника. Что это значит в вопросах конкретной, сюжетной реализации? Вкратце – необходимо избавиться от давно господствующей у нас в фильмах о Великой Отечественной войне доктрины противопоставления народа и государства, когда базовой фабулой фильма становится борьба между простым солдатом с его личными, индивидуальными человеческими качествами – и системой его принуждения в виде НКВД, заградотрядов, собственной пропагандистской машины. Таковы фильмы Михалкова и Бондарчука, «Апостол» с Е. Мироновым в главной роли, чуть меньше, но все же проявляется эта нелепая борьба в сериях фильмов «Мы из будущего». Абсурдно выглядит факт победы советского солдата в условиях его борьбы со своим государством на фронте. Непонятным кажется подвиг народа в таких условиях, он представляется чем-то надуманным, никогда не существовавшим. Но история наших семей говорит об обратном, поэтому сегодня наш народ не принимает фильмы с героями-индивидуалистами, с солдатами-звездами и супергероями, которые в одиночку, отрицая свой народ и свое государство, устройство своего государства тех лет – еще и успешно расправляются с врагом. Может быть поэтому немецкая история их матерей и их отцов отчего-то ближе нам, нам здесь, по эту сторону экрана. Немцы показали, что их предки, несмотря ни на что, несмотря на ужасы фашизма, преступления гитлеровского режима – не отворачиваются от своей родины, которая связала их дружбой. Их Германия, как бы ужасен не был её оскал в годы войны, остается их историей, и они любят её такой, какая она есть. Они прощают своей родине ее ошибки. Всей сразу – от правителей до самых низовых исполнителей кровавых преступлений. Это сыновнее прощение – выглядит в фильме красиво, притягательно, великодушно. Оставшиеся в живых персонажи в конце фильма снова вместе и как прежде соединены Германией, её историей и будущим.

Но ведь у нас гораздо меньше поводов, гораздо меньше случаев необходимости прощать свою страну. Мы спасли человечество не только от физической, но и от духовной смерти, которую нес гитлеровский фашизм в виде абсолютного пренебрежения к ценности человеческой жизни. Мы, наши солдаты – отстояли право человека во всем мире – быть сострадательным, милосердным, мы преодолели даже собственное абсолютно справедливое желание отмщения, сохраняя жизни многим и многим немцам, кровно виновным в преступлениях на нашей земле.

И наша задача сегодня в кинематографе, в любом изобразительном искусстве - не перехватить у немцев этот всепрощающий пафос, нет. Наша задача состоит в том, чтобы показать, как великая победоносная воля советского солдата родилась из его великодушного, милосердного принятия не только своей родины и своего народа, какие они есть. Наш солдат совершил подвиг и принятия мира вокруг, других народов такими, какие они есть! Пожалуй, этот подвиг будет очень сложно осмыслить в мононациональных странах Запада, может быть, сложно это сегодня осмыслить и нам. Но Победа, масштаб которой – вся Земля, всё человечество – могла быть достигнута только таким солдатом. Победив, мы приняли народы Европы вместе с их прошлым и оставили им их будущее. Мы освободили их не с целью насаждать им свою культуру и язык, не с целью эксплуатировать их как колонии. Мы освободили их для их будущего – ценой миллионов наших жизней. Об этом нельзя забывать сегодня никому – как в России, наследнице СССР, так и в Европе.

Немцы в своем фильме попытались создать притягательный образ своего народа, живущего преемственностью, верностью памяти. Но гораздо большее право на такой образ имеет по праву наша страна!


Рецензии
Мне интересно, близко, понятно. Те же мысли и чувства.Я не смогла бы выразить их так же проникновенно, как это сделали вы.Да, после просмотра новых фильмов о войне оставались в душе боль и тоска.Думалось: как же так?!Спасибо!..

Ланушка-Лана   15.04.2020 09:20     Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Алексей Индриков   27.04.2020 12:41   Заявить о нарушении