Восточный фронт Победы
Немецкий фильм о событиях на восточном фронте – «Наши матери, наши отцы» (2013 г., режиссер Филипп Кадельбах) по-прежнему один из самых интересных взглядов на нашу великую войну с той стороны. Пересматривая этот фильм, в очередной раз убеждаешься, что вот эти пятеро друзей-немцев, чья судьба раскрывается на фоне войны - это настоящие товарищи, "эхте камераден". С ними не страшно разделять тяготы боев и лишений. Они благородны, преданны своей дружбе, уважают противника. Надо отдать должное: советские солдаты, особенно комиссары-коммунисты, показаны очень достойно, изображены героями, не знающими страха. А в наступлении, на заключительном этапе войны, красноармейцы великодушны и милосердны. Судьба разбрасывает пятерых друзей: кого - на фронт, а кому-то устраивает испытания в тылу. Они крепко держатся за свою довоенную дружбу, пересматривая каждый на своем боевом посту фото, где все пятеро вместе... Немцам удалось снять неплохую картину, в которой нет идеализации и чрезмерной героизации войны. Попавший в немецкий штрафбат из-за нежелания убивать всех подряд главный герой - находится в жестоком конфликте со своим командиром, немцем, чьи взгляды - это уродливое воплощение отупляющей геббельсовской пропаганды, в которую он сам демонстративно не верит, но только использует её для издевательств над своими подчиненными. Главный герой не смог до конца пронести благородство и аристократизм офицера - несправедливый, захватнический характер войны для Германии предопределил судьбы её военной интеллигенции на фронте. Она была так или иначе ликвидирована: от простых офицеров, не желавших просто так стрелять в гражданских - до заговора Штауфенберга. По итогам расследования этого заговора было уничтожено множество высших чинов Третьего Рейха, осуждавших в том числе и звериную жестокость на советско-германском фронте как несовместимую с правилами ведения войны вообще.
Однако для русского зрителя все эти факты не так уж важны. Мы в России хорошо представляем себе военную историю тех лет, она прописана кровью в судьбах наших предков, которые 75 лет назад отстояли саму нашу жизнь, добили озверевшую гадину фашизма в её собственном логове, как писали об этом факте газеты и плакаты военных лет. Мы знаем цену своей победе, в то время как перед немцами явно стоит задача максимально заретушировать свои преступления, попытаться объясниться перед потомками за поражение: виноваты, судя по фильму - то грязь на проклятом русском бездорожье, то неожиданные морозы в конце ноября, то плохое командование, то подлецы внутри Вермахта, помешавшие благородным его представителям достойно и без жестокостей включить восточные земли в состав Рейха. С крестьянами под Смоленском главные герои охотно делятся консервами, грабеж, если и показан, то ненавязчиво, без массовых разрушений и насилия, строго в рамках обмена с местным русским населением продуктами.
Примечательно другое. Понимая и принимая во внимание все вышеизложенное, неизбежно проникаешься сочувствием к пятерым друзьям из фильма. И вовсе не потому, что они как-то особенно хорошо играют свои роли и не потому, что они раскрывают какую-то дополнительную, притягательную правду на летопись войны, делающую немцев вообще чуть привлекательнее. Совсем не поэтому. Главная причина в сопоставлении и сравнении - а именно - отсутствие на нашем, отечественном экране образов простых, суровых к себе, благородных по отношению к согражданам героев. Героев, незаметно совершающих подвиг во имя Родины, во имя дружбы и во имя человечности. Переодетые в советские гимнастерки и изображающие патриотические страдания звезды российского экрана - это все те же сверкающие пластиком искусственности и самолюбования импланты в отечественном публичном пространстве. Мы не видим их героями, не хотим ассоциировать их со своими предками - и значит, с собой. Мы ищем и ждем в русских фильмах своих отцов, дедов и прадедов, очень простых, живых, настоящих и великих потому, что они смогли в этой своей простоте - оказаться выше западных представлений о нас как о примитивных варварах с востока.
Но ведь как раз те солдаты-герои, навеки далеко стоящие от мира шоу-бизнеса, глянца, похождений напоказ - именно они наши предки, они - наше прошлое и вечное, смотрящее на нас с постаментов настоящее, а не покрашенные красной краской, картинно, заученно страдающие перед камерой "звезды".
Смотря фильм и глядя на пятерых друзей-немцев, наш взгляд зрителя в глубине души разворачивается и хочет поместить простую историю дружбы очень обычных, но потому и привлекательных людей - на свою сторону. Нам хочется увидеть героическую летопись своего народа, который и в мире, и в войне стоит перед нами во всей величественной преемственности своей истории. Немцам удалось создать мини-эпос в своем фильме. И нам сегодня катастрофические не хватает фильма о войне, где трагические повороты русской истории - это всё часть общего величия русской истории, а не признак внутренней ошибочности нашей тысячелетней цивилизации. Критически не хватает в отечественных киносюжетах именно такой логики: мы победители и мы сильны как раз потому, что такие характеры рождаются только внутри борьбы великих противоречий. На стыках великих сложностей рождается союз народов, бесстрашно стоящий насмерть пред лицом любого противника. Что это значит в вопросах конкретной, сюжетной реализации? Вкратце – необходимо избавиться от давно господствующей у нас в фильмах о Великой Отечественной войне доктрины противопоставления народа и государства, когда базовой фабулой фильма становится борьба между простым солдатом с его личными, индивидуальными человеческими качествами – и системой его принуждения в виде НКВД, заградотрядов, собственной пропагандистской машины. Таковы фильмы Михалкова и Бондарчука, «Апостол» с Е. Мироновым в главной роли, чуть меньше, но все же проявляется эта нелепая борьба в сериях фильмов «Мы из будущего». Абсурдно выглядит факт победы советского солдата в условиях его борьбы со своим государством на фронте. Непонятным кажется подвиг народа в таких условиях, он представляется чем-то надуманным, никогда не существовавшим. Но история наших семей говорит об обратном, поэтому сегодня наш народ не принимает фильмы с героями-индивидуалистами, с солдатами-звездами и супергероями, которые в одиночку, отрицая свой народ и свое государство, устройство своего государства тех лет – еще и успешно расправляются с врагом. Может быть поэтому немецкая история их матерей и их отцов отчего-то ближе нам, нам здесь, по эту сторону экрана. Немцы показали, что их предки, несмотря ни на что, несмотря на ужасы фашизма, преступления гитлеровского режима – не отворачиваются от своей родины, которая связала их дружбой. Их Германия, как бы ужасен не был её оскал в годы войны, остается их историей, и они любят её такой, какая она есть. Они прощают своей родине ее ошибки. Всей сразу – от правителей до самых низовых исполнителей кровавых преступлений. Это сыновнее прощение – выглядит в фильме красиво, притягательно, великодушно. Оставшиеся в живых персонажи в конце фильма снова вместе и как прежде соединены Германией, её историей и будущим.
Но ведь у нас гораздо меньше поводов, гораздо меньше случаев необходимости прощать свою страну. Мы спасли человечество не только от физической, но и от духовной смерти, которую нес гитлеровский фашизм в виде абсолютного пренебрежения к ценности человеческой жизни. Мы, наши солдаты – отстояли право человека во всем мире – быть сострадательным, милосердным, мы преодолели даже собственное абсолютно справедливое желание отмщения, сохраняя жизни многим и многим немцам, кровно виновным в преступлениях на нашей земле.
И наша задача сегодня в кинематографе, в любом изобразительном искусстве - не перехватить у немцев этот всепрощающий пафос, нет. Наша задача состоит в том, чтобы показать, как великая победоносная воля советского солдата родилась из его великодушного, милосердного принятия не только своей родины и своего народа, какие они есть. Наш солдат совершил подвиг и принятия мира вокруг, других народов такими, какие они есть! Пожалуй, этот подвиг будет очень сложно осмыслить в мононациональных странах Запада, может быть, сложно это сегодня осмыслить и нам. Но Победа, масштаб которой – вся Земля, всё человечество – могла быть достигнута только таким солдатом. Победив, мы приняли народы Европы вместе с их прошлым и оставили им их будущее. Мы освободили их не с целью насаждать им свою культуру и язык, не с целью эксплуатировать их как колонии. Мы освободили их для их будущего – ценой миллионов наших жизней. Об этом нельзя забывать сегодня никому – как в России, наследнице СССР, так и в Европе.
Немцы в своем фильме попытались создать притягательный образ своего народа, живущего преемственностью, верностью памяти. Но гораздо большее право на такой образ имеет по праву наша страна!
Свидетельство о публикации №119122000349
Ланушка-Лана 15.04.2020 09:20 Заявить о нарушении