Занятие 10. Ритм стиха
В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки - стихи (строки).
Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, "лесенкой". Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.
Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) - безударная гласная; ( | ) - ударная гласная.
Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма - это уже проза. Ритм - закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления (стук, удар), во-вторых, - соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково), в-третьих, - повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых, - упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, - чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм, в широком смысле, присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). Ритмичность является свойством любого живого организма. "Система, насквозь пронизанная ритмами", - так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б.С. Алякринский.
Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти по-вторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала - сильной паузы - и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д.), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех четных строках ) ударение падает на последний слог, на всех нечетных - на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д.) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате - в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, - приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.
Таким образом ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.
Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как "уж", "бы", "так" и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка "так уж и мне хотелось бы побыть"- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок...
В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог ( /) , а слабый (-) , то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
Каждая строчка устроена одинаково.
В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный - слабый, сильный - слабый... А теперь посмотрим, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы "тянутся" к сильным слогам: большинство сильных слогов - под ударением, большинство слабых - безударные. Это естественно: ведь "с нажимом" мы обычно произносим именно ударные слоги.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА
1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться - читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запо-минать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.
2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
4. "Длинные" строки. Уже при 8-10 - сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух - происходит сбой ритма.
5.Если начинающий автор пытается рифмовать слова с "женской" и "мужской" рифмой (напомню, что женская рифма - это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская - на последний).
6. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного - двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как "тот", "тут", "значит", "сё", "уж" и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.
Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для любого стихотворения. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма можно пробовать петь про себя все строки стихотворения. Допустим, за основу вы взяли ритм стихотворения Пушкина "Буря мглою..." Про себя вы поёте:
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та -та,
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та-та
Точно также можно пропеть и любой другой вид ритма. Мелодия, которую вы поёте, можно назвать внутренним ритмом стиха. Очень важно, чтобы она жила в вас непроизвольно.
И ещё: Если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой - , то 9 это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:
1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9
Второй куплет 8
9
8
9
То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.
Доброго вам плавания в океане поэзии!
Свидетельство о публикации №119121903910
правильное написание стиха. Будем стараться.а Вам большое спасибо за такие
прекрасные уроки.С Благовещением !
Клавдия Ермакова 2 07.04.2020 07:36 Заявить о нарушении