Всё в лучших традициях светских понятий. КС. 5
Роскошный придворный кипит маскарад –
В диковинных масках, в изысканных платьях –
К султану склонился Меркурий, он рад
Царю доложить (негодуют собратья):
Самойлова бал покидает... Наград
И почестей от лицедеев – не сватья –
Графине не надобно... Как водопад,
Её отделяет багровая штора,
И тучи сгущаются над головой.
Нежна Амалиция – знает: Аврора
Их встретит прекрасной рассветной зарёй.
Без масок – вперёд с торжествующим взором
Навстречу судьбине дорогой прямой.
14.12.2019г.
Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини.
1839-1840. Холст, масло. 249 х 176. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
К лучшим образцам брюлловского парадного портрета принадлежат изображения графини Юлии Павловны Самойловой – идеала всей его жизни.
Карл Брюллов преклонялся перед этой женщиной с первого дня их встречи в Италии до последнего своего вздоха, перед той, которую за вольность взглядов, за независимость поведения недолюбливал самодержец всероссийский Николай I, дальний ее родственник.
В трудную для Брюллова пору краха личного счастья и травли со стороны придворных кругов Самойлова приехала из Италии (в 1839 г.), чтобы поддержать своего друга. Презрев мнение света, она окружила художника нежным участием, увезла его в свое имение около Павловска – Графскую Славянку. Это был прямой вызов двору, находившемуся в Павловске и видевшему, как вереницы гостей едут к Самойловой. Брюллов начал писать портрет, который снова должен был показать всем его идеал в жизни и в искусстве. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», – пик творчества Брюллова-портретиста.
Красный взвившийся занавес очищающим пламенем отделяет, отрезает Юлию от кипящей позади шутовской карусели маскарада, от возвышающегося над однообразной пестротой фигур султана, от склонившегося к нему Меркурия, услужливого посла, указывающего жезлом на уходящую прочь красавицу. Прекрасное лицо графини открыто – не только освобождено от маски, но открыто всякому движению искренней, страстной души, на нем запечатленной: она покидает этот маскарад жизни, где каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле.
Второе название портрета – «Маскарад» – соответствует подтексту, второму, главному плану замысла художника. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света.
Вскоре Юлия покидает Россию. Брюллову будет больше не суждено увидеться с нею.
Вместе со «Всадницей» и «Портретом Ю.П. Самойловой с Джованниной Пачини и арапкой», создававшимися во время работы над знаменитой «Помпеей», эти портреты образует своего рода триптих, посвященный знаменитой красавице.
Брюлловым написано много других картин в образе Самойловой, в том числе "Вирсавия", "Итальянское утро", "Итальянский полдень".
Свидетельство о публикации №119121900120
С глубочайшим уважением, Сергей Луговцев. Честь имею.
Юрий Луговцев 19.12.2019 02:36 Заявить о нарушении
КС. Сонет 5. Это пятый сонет из Кольца сонетов о графине Самойловой, будет заключительный Сонет 6.
А Сонет о совещании в Филе из Кольца сонетов "Плывёт туман столетий. Старина", там семь сонетов и другая тема, сонеты выложены с картинами художников и отдельно Кольцом т.е. Все 7 сонетов одним произведением.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Сергей Григорьевич Марушко 19.12.2019 09:18 Заявить о нарушении
E-mail Lugovchev@ukr.net Skype Lugovchev
Прошу на связь. С уважением Сергей Луговцев. Честь имею.
Юрий Луговцев 20.12.2019 00:41 Заявить о нарушении