Илья, ты Муромец, аль с Моровска, с Моравы?
1
То ль ты с Мурома, то ли с Моровска,
С Карачарово, аль с Карачева –
Разберутся в том археологи,
Архипастырям то не важно так…
Нам же зримо и ныне видимо:
Как стрелой-копьём да пронзён насквозь,
Что ты левой рукой – поперёк-то встал,
Супостату в лоб руку вскинул ты,
Тот пронзил остёр аж к предсердию,
Разорвал тот враг сердце дивное?!
Потемнело в глазах, да у нас в веках –
Брат на брата шёл, рядом с половцем,
Брат был брату враг. Кто ж пронзил копьём:
То ли Рюрик князь, то ли половцы…
Днесь лежишь, богатырь с Пещер,
С раной жгучею слева – воинской,
А вторая длань держит Божий перст,
На века славит Спаса двуперстием.
2
Отчего ж так тебя наш народ взлюбил,
Отчего мы сыздетсва в плач радостный
Золотою главой погружаемся,
Сказ-былинами деды нас потчуют?
Вот и сам я стар, сединой прошит,
Вот и внуки да внученьки рядышком –
А как вспомню тебя, богатырский свет,
Так встаю, что дуб, ты же сказывал:
«У колодязя срубил сырой дуб,
У колодязя поставил часовенку,
На часовне написал своё имячко:
«Ехал такой-то сильный могучий богатырь
Илья Муромец сын Иванович»».
Так и нам, Илья, ты подал пример:
Не спускать Соловью-зла-разбойнику,
Не страшиться враг, гнать чужих коней,
Да и князю служить, милой Родине.
Сильным быть всегда, не кичливым впрыть!
Хоть и сиднем быть – но молитися,
Так молитися, чтоб исправиться,
Так исправиться – чтоб могучим встать.
И свой меч держать, как огонь – остёр,
Да на всяку неправду, да Идольща,
Да на всяку невзгоду держать ответ,
От Моравы Великой за Русь стоять.
3
Муровлянин, Моровлянин – отчего так звать?
Знать, укрылся секретом под Муромом,
Знать, рассеял весть, да посеял быль
Вдоль по всей земле – в птицах с семенем?
Знать, и Павла в свят, да двух братьев след
Почитал ты Кирилла с Мефодием,
Знать, берёг наш дом, всеславянский стог –
От раздорного разорения.
Плачем мы, Илья: смят Моравский стяг,
Поразодран в лоскутья да с клочьями.
Сиднем братья сидят, хмарь унынья в глазах…
Размахнись, разбуди мечом: да проснёмся же!
18 декабря 2019 года – в канун 1 января 2020 г. (по новому стилю), 19 декабря 7528 года от Адама – дня преподобного отца нашего Илии Муромца, Печерскаго.
«В связи с былинными отношениями Ильи к Чернигову и со старинными прозвищами Ильи Муромца (Murawlenin y Кмиты Чернобыльского 1574 г., Morowlin y Ляссоты, Murawitz y Луиса де Кастильо и пр.) высказано было предположение о древнейшем прикреплении Ильи Муромца к черниговскому городу Моровску (Маровийску) и к городу Карачеву, предшествовавшем приурочению его корней к Мурому и селу Карачарову» - пишет «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».
Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем 2 января 1203 года, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами.
В каноне Печерским святым сказано о его ране: «в руце имущий от оружия язву, в сердце же любовь ко Христу». Двуперстное сложение пальцев на правой руке служило одним из многих доказательств в спорах ревнителей Древлего Православия с никонианами.
Вставка «У колодязя срубил сырой дуб…» - отрывок из былин (Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия… для средних учебных заведений. М., 1911. С. 390).
Муровлянин, Моровлянин – в части былин Илья имеет прозвище, которое связывает его с Великой Моравией. А Древняя Русь, по мнению автора Повести Временных Лет, является её преемником. Моравия - физическая и духовная родина всех славян, место проповеди апостола Павла и трудов равноапостольных Кирилла и Мефодия (Рогов А. И. Великая Моравия в письменности Древней Руси // Великая Моравия: Её историческое и культурное значение. М.: Наука, 1985. С. 269-281).
Свидетельство о публикации №119121807113