Каждому своё. Кто забывал о своём дне рождения?

На следующий день Ольга стояла в приёмной комиссии Белорусского государственного университета, с вызвавшимися сопроводить, двумя двоюродными сёстрами, минчанками.  Она никак не решалась подать документы на вожделенный факультет журналистики и всё возвращалась к стенду с таблицей конкурса на место прошлого года по факультетам:
- Может всё же на филологический?
- Ты сама куда хочешь? – недоумевали сёстры.
- На журфак. Но я боюсь, что не поступлю. Там английский сдавать надо, а я его когда учила да и как?..
- Но у тебя же есть красный диплом. Вдруг ты сочинение напишешь на «пять/пять»?..
Ольга решилась и подошла, наконец, к столу с табличкой факультет журналистики.
- Вы подаёте документы? – спросила методист.
- Да, - тонко протянула Ольга.
- А чего так не решительно, хотите на другой факультет? – интересовалась методист, Ольга Дмитриевна.
- Нет. В том-то и дело. Хочу сюда, но боюсь, не поступлю. У меня денег нет учиться на платном, а на бюджет… я восемь лет назад окончила школу, мало чего помню уже. Вся надежда на красный диплом.
- Ну, покажите, что у Вас есть? – она перебрала документы: паспорт, диплом… - Вы пишете стихи? – взяла рукописи Ольга Дмитриевна.
- Да, немного.
- Я прочту?
- Конечно.
Методист на несколько минут прервалась на чтение.
- Мне нравится. Это вы сами пишете? А опубликованные есть?
- Есть, - Ольга протянула газетные вырезки.
- Это, конечно, не статьи, но всё же…
Они разговорились. У Ольги на душе потеплело. Появилась робкая надежда, что возможно не всё так печально, как думалось.
- Оля, да Вы прирождённый журналист. Настоящий. Вы хорошо воспитаны, так тонко чувствуете, тактичны. Обязательно подавайте документы к нам. Вы поступите! Главное, не робейте!
- Экзамены меньше, чем через месяц, - выходя в коридор, делилась своими сомнениями Ольга с сёстрами.
- Напишешь ты сочинение, не переживай! – поддерживали Лена и Вика.
- На две пятёрки сложно, - робея и пытаясь настроиться на месячный мозговой штурм, отзывалась Ольга.

… - Линееных, линеяных, а может двойное «н»? А я как написала? Линеенных? Потому застыли звуки средь линееных страниц … – Ольга вспоминала строчки из сочинения, которое вот только сдала, её пронзило, словно током и мозг парализовало. - Мамочки! Я сделала ошибку!
Она не совсем помнила, как вышла из автобуса, как мимо дачных участков дошла до дома родственников, где остановилась на время экзаменов, она не совсем понимала, что именно говорят ей тётушка и сёстры. Она рыдала. Безутешно. Понимая, что одна ошибка – это слишком много, это конец надежде.
- Может ты не сделала ещё никакой ошибки. Ты уверена, что написала так? – изо всех сил старалась поддержать сестра, подставив своё плечо и обняв Ольгу.
- Нет. Но скорее всего так.
- А как правильно?
- Я не знаю, Леночка, я не знаю, - пытаясь успокоиться, отвлекалась на разговор Ольга…

Все её слёзы были ещё впереди – там, где она узнает, что получила не просто «четыре», а «четыре/четыре», и значит надежды никакой, всего восемь баллов и нужно сдавать остальные экзамены.
Однако там же, впереди, её ждала и безконечная радость – первая настоящая в её жизни полная, не «еврейская» радость, где она узнает, что набрала необходимые баллы и поступила.
Но это всё будет потом, а сейчас Ольга с большой надеждой и тревогой ехала в университет, узнать оценку за творческое сочинение.
Ещё дома она решила, что будет писать в стихах. Поэтому на консультации перед экзаменом тщательно старалась пропускать мимо ушей слова преподавателя, которая рекомендовала не писать стихов, поскольку они не так хороши, как пушкинские, и абитуриенты не имеют права на авторские знаки препинания, и тому подобное. Ещё тогда она решила, а теперь ехала за результатом…
- Этого не может быть, - делилась мыслями Ольга с будущей сокурсницей, просмотрев в ведомости свои оценки - одна «четыре», да. Но две за что?
- Давай возьмём сочинение и посмотрим.
Они стали в очередь.
- Инна, а здесь совсем не то, о чём я думала. В том слове ошибки нет. Они поставили вопрос в самом начале сочинения, убрали запятую в сложносочинённом предложении и исправили правильное на неправильное: в слове «обманешь» «е» исправили на «и».
- Да, действительно. У тебя ошибок нет. А у них две ошибки.
- И что делать?
- Подавай на апелляцию, - резюмировала Инна.
Ольга не решалась на такой резкий шаг. Она подошла к сотруднице университета, которая выдавала сочинения и объяснила ситуацию:
- Вы подождите преподавателя, которая проверяла Ваше сочинение. Она сегодня здесь и скоро подойдёт. Вот и спросите, в чём Ваши ошибки, а я не знаю.
Ольга стала ждать. Шли часы, а преподаватель не шла. Ольга периодически выходила из аудитории и плакала, то за углом в коридоре, то в соседнем сквере. Вечерело. Ольга устала и присела на стул затерявшийся в тёмном тамбуре между дверями.
- Вы кто? И чего здесь сидите? – присел на корточки рослый мужчина, - в его голосе был неподдельный интерес и участие.
- Я поступаю. Я сочинение писала и получила «четыре», а у меня ошибок нет и красный диплом, - разоткровенничалась Ольга и снова разревелась.
- Ну, ничего.  Приедете на следующий год, - утешал он.
- Не приеду. У меня сын. Я одна. Я восемь лет назад окончила школу…
- Восемь лет? – удивился он. - Вы же выглядите, как школьница.
Мужчина встал, взял Ольгу под локоток и вывел на свет. Ольга стеснялась своего красного, заплаканного лица.
- Идёмте, посмотрим Ваше сочинение.
- Второй раз не дадут. Я просила уже.
- Дадут, - без тени сомнения ответил он.
Он попросил и посмотрел сочинение Ольги, после вернул методистке:
- Вы подождите, преподаватель придёт сейчас.
- Я жду её весь день, уже девятый час, - безнадёжно отозвалась Ольга.
- Она, наверное, закончила уже работу и обязательно подойдёт, - заверил он. - Подождите ещё немного.
Мужчина вышел. Ольга осталась. Ей предложили первый раз за весь день присесть и принесли стул и воды.
- Где Вы его нашли?
- Кого? – переспросила Ольга.
- Декана.
- Я не искала декана… И преподавательницы не дождалась пока.
- А сейчас с кем Вы были?
- С кем? – снова переспросила Ольга.
- С деканом факультета журналистики.
У Ольги от изумления вытянулось лицо, и первый раз за день она забыла о своём горе. Но тут ворвалась темноволосая, невысокого роста женщина, лет сорока, с воплем:
- Где она??!! – раздражённо с нетерпимостью, вращая глазами по аудитории.
На Ольгу указали рукой.
Ольга, не успевшая толком осознать всего происходящего, поняла, что перед ней долгожданная проверяющая и разговор будет не из лёгких.
- Что у Вас здесь? – нервно открыла сочинение преподаватель.
- Знак вопроса, – выдавила неуверенно Ольга.
- Не раскрыта тема, - оборвала она, собираясь уходить.
- Там ещё ошибок нет, а Вы написали, что две.
- Где? - снова раскрыла сочинение проверяющая. - Ну вот же — запятая не нужна! Подлежащее, сказуемое, подлежащее и сказуемое. Да запятая нужна, - равнодушно зачеркнула собственное исправление преподаватель. – Это не имеет решающего значения, здесь есть ещё грамматическая ошибка!
- Нету.
-Обманешь, милочка, – это глагол второго спряжения! - она говорила, почти кричала, не сбавляя темпа, по-прежнему, не собираясь задерживаться.
(Я не знаю, какого спряжения этот глагол, - думала про себя Ольга, боясь обнаружить незнание правил, - но точно знаю, что «обманешь» пишется с «е».)
В то же время учительница начала  наскоро спрягать:
 - …обманишь, обманят, обманют.
- Вам ухо не режет? – наконец, решилась сказать Ольга.
- Мне глаза режет!!! - разоралась учительница, не дав договорить, - когда я читаю вот это ваше… - и здесь речь её слегка замедлилась, - обманят, обманют… - повторила она.
- Обманут, - робко вклинилась Ольга.
- Подождите, подождите… Обма… Обма…, - она придвинула стул и села, - А это же первое спряжение… первое... второе, - преподаватель лихорадочно перебирала правило в голове, - Это исключение… Да, здесь «е». Что Вы думаете у вас в сочинении больше ошибок нет?! – снова в атаку пошла она и стала напряжённо перечитывать страницы.
Сперва прочла один раз и, не найдя ошибок, другой. Ольга каждый раз замирала от страха, когда глаза учительницы пробегали по злополучному «линееных».
- А это ещё что за слово?! – наконец, на третьем прочтении, споткнулась она. Такого в словаре нет.
(Раз в словаре нет, - подумала про себя Ольга, - то и ошибки нет, как написано, так и правильно, - совсем уж выдохнула с облегчением она.)
- Вы меня извините, - переменила резко тактику преподаватель, - Да, я действительно ошиблась. Даже не знаю, как произошло, наверное из-за усталости… - она углубилась на несколько минут в тонкости проверки экзаменационных сочинений, консультаций и т.п., а после резюмировала - …но, поверьте, «четыре/четыре» - это очень хорошая оценка на вступительных экзаменах.
- Поймите, у меня красный диплом и для меня эта «пятёрка» очень важна.
- Хорошо, я признаю ошибки и поставлю «пять». Но за содержание же всё равно «четыре».
- А почему?
- Вот о чём Вы пишете? Деревья, озёра… а надо об интеграции России и Беларуси.
- А я и пишу, что и у нас и в России всё похоже – и природа, и проблемы, так что же нам делить и что нас разъединяет?
- А-а, у Вас это метафоры… Я не думала, что так глубоко, - она взяла минутную паузу. – Вы на апелляцию подавали?
Ольга посмотрела на часы, было около девяти часов вечера:
- Похоже, не успела уже, - удручённо с сожалением протянула Ольга, - хотела сначала поговорить с Вами.
- Ну, ничего. Идите сдавать остальные экзамены. Вы же придёте на русский?
(Последним экзаменом был русский язык и литература устно.)
- Не знаю, если сдам английский.
- Ну, вот придёте на русский, я буду в комиссии и вам балл накину, - она поспешно вышла.
Ольга вышла тоже. Она дошла до метро, после пересела в автобус и только подходя к дому, около одиннадцати, вспомнила, что у неё был сегодня день рождения. За тортиком идти было поздно, да и некуда. Родственники встретили Ольгу недружелюбно, почти враждебно:
- Ты где была?
- В университете.
- Так поздно? Уже закрыто всё, - с недоверием и некоторой злостью выспрашивала тётушка.
- Мам, отстань от неё, - пыталась вмешаться сестра, - посмотри, на ней лица нет.
- День рождения всё же, могла бы и торт купить… - упрекнула тётушка.
- Не забыли, - подумала Ольга, поднимаясь, в выделенную ей комнату, где на полу лежал матрац с простынёй и висел патрон без лампочки – всё скромное «убранство», ни стола, ни табурета, ни кровати.

Утром, как только начинало светать и можно было различить буквы, Ольга приступала к подготовке. В восемь открывалась библиотека, Ольга шла туда и возвращалась после закрытия, захватив с собой пару-тройку книг в большой надежде на ясную погоду и на то, что удастся почитать подольше. Вкрутить лампочку тётушка запрещала из соображений экономии электроэнергии, поэтому рассчитывать можно было только на освещение естественное. Ольга не спорила, не обижалась. Она была благодарна за этот временный приют.
Возможно, именно этой благодарности и не смогли ей простить впоследствии.
Продолжение следует


Рецензии