Разгром декабристов
Благодаря решительности и мужеству молодого Императора Николая I
и верных Ему войск, почти на 100–летие было отсрочено уничтожение
нашей страны, пришествие в Россию красного молоха.
СПАСИБО, ГОСУДАРЬ, ЗА КАРТЕЧЬ НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ!
Я – за добро не с кулаками,
Я – за добро без кулаков.
Но если бунт грозит штыками
Врагами поднятых полков,
Тогда любые разговоры
Подобны смерти!
Лишь картечь –
Одна спасительная речь,
И ни к чему пустые споры.
Тогда булат несёт рука,
И – кровью пишется строка.
__________________
* Иллюстрация:
картина Василия Тимма
«Лейб–гвардии Конный полк во время восстания
14 декабря 1825 года на Сенатской площади».
О ФИЛЬМЕ "СОЮЗ СПАСЕНИЯ"
Сходил с друзьями на премьеру сезона. Впечатления сумбурные. То, что я не люблю декабристов, не играет никакой роли: я хотел посмотреть кино, но посмотрел очередной сверхдорогой блокбастер. То есть – набор клипов с хорошими актёрами, великолепными современными съёмками, роскошной компьютерной графикой, беспомощной режиссурой и отвратительным сценарием. Про музыку ничего не скажу, на мой взгляд её просто не было.
Ни для кого не секрет, что фильмы сейчас снимаются в расчёте на зрителей в возрасте от 14 до 25 лет. Именно они, в основном, и приходят в современные кинозалы. Люди от 30-ти и старше смотрят кино в домашних условиях. Я за последние два года пришёл в кинотеатр впервые, – пришёл, чтобы получить полноценное впечатление о фильме на тему, которая мне интересна и представляется общественно важной. Мог бы и не ходить: ничего бы не потерял.
Но ругаться не хочется. Собственно, что путного можно ждать от продюсера ленты Константина Эрнста, создавшего гламурную физию современного Российского ТВ, породившего "Ночной дозор", "Иронию судьбы. Продолжение" и "Викинга"?! Нечего тут ждать...
Скажу всё–таки о хорошем. Не смотря ни на что, в России сильная актёрская школа. Если абстрагироваться от "как бы сюжета" нового фильма (сюжет там более, чем условный), то отдельные актёрские работы заслуживают добрых слов. Мне понравился – очень понравился! – Иван Колесников в роли Николая I: смена настроений, тонкий психологизм образа Государя – всё это дорогого стоит. Мне понравился Антон Шагин в роли Рылеева – фанатика, исступлённого безумца, по сути – первого большевика. Александр Домогаров в роли генерала Милорадовича и Сергей Колтаков в роли сенатора (образ собирательный, с намёком и на Н.С.Мордвинована, и на М.М.Сперанского) тоже весьма хороши. Запомнился декабрист Оболенский в исполнении Дмитрия Лысенкова (глаза навыкате, на губах – пена, такой мать родную зарежет, не то что раненого генерала штыком ткнёт). Словом, с актёрами нашими работать можно. А вот режиссёров, сценаристов и продюсеров... ну, не вешать, конечно, но шпицрутенами посечь следовало бы, и – на вечное поселение куда-нибудь подальше от центра.
Есть устойчивое мнение, что "Союз спасения" снят специально для предостережения буйных молодых либеральных головушек, готовых выйти на площадь и побузить. Мол, смотрите, что бывает, когда картечью в упор палят. Может быть, и так... Расстрел содатского каре впечатляет, и пробитый ядрами невский лёд с тонущими людьми в киверах тоже. Но ведь натурными съёмками и компьютерной графикой общественных язв не излечишь.
Повторюсь, я не люблю декабристов, – как исторический эпизод их бунт для меня отвратителен. Но я люблю хорошее кино, не просто зрелищное, но умное и глубокое. Я – за фильмы, которые хотелось бы смотреть второй и третий раз, и возвращаться к ним заново, как возвращаемся к любимым книгам. К сожалению, такого кино у нас сейчас нет.
P.S. I
В связи с декабристской темой вспоминается, конечно, давняя "Звезда пленительного счастья". Но тут – сугубо личное мнение – вот какой казус: уберите из "Звезды" роскошную фоновую музыку и песенку кавалергарда, что останется? Тот же бессюжетный набор эпизодов с обаятельными актёрами. Увы, в новом фильме даже музыки не было стоящей, так звенело что–то за кадром...
P.S. II
"Это фильм для молодого поколения. Разница восприятия и те приемы, которые могут повлиять на впечатление зрителя, здесь рассчитаны на молодежь" (из зрительского отклика). Молодость очень быстро проходит. Сегодня вы – молодёжь, завтра – уже не молодёжь. Искусство вообще и кино, в частности, должно быть с расчётом на все времена и возрасты. Тогда это – искусство. Понятно, что нет ничего вечного, но посыл у настоящего произведения должен быть именно таким. Клиповое сознание современных молодых людей возникло не просто так, оно формировалось и формируется – интернетом, телевидением, кинопродукцией... В "Союзе спасения", который рассчитан на людей от 14 до 25 лет, финальная мысль такова: не бодаться нужно с властью, а идти сообща и тогда возьмём Париж (Берлин, Вашингтон – нужное подчеркнуть), всех завалим и будем пить шампанское... А если, ребята, борзеть будете, как декабристы, то вам врежут – мало не покажется... Я нарочно сейчас говорю простыми словами, перевожу кинообразы на язык улиц и площадей. Но это всё – идеологические трюки. У декабристов были реальные шансы совершить госпереворот и устроить кровавый молох в стране. Шансы совершенно реальные! Николай I, выходя из дворца утром 25 декабря, прощался с женой и сыном, готовясь умереть. И, обращаясь к ещё немногим присягнувшим ему войскам, вручал им судьбу своей семьи. Тут ведь не просто дилемма была "Царь и бунтовщики", тут судьба России на Божьих весах лежала... Вот осмысления этого я и хотел бы увидеть в фильме. К сожалению, не увидел.
Статья "Почему я не люблю декабристов...":
http://www.stihi.ru/2017/07/12/2805
Свидетельство о публикации №119121606113