Для детей. Сказка-быль. Книжкина история

     Жила-была Книжка. Ее купили в книжной лавке, поставили на полку и забыли. Стояла-стояла она, устала, ей хотелось полежать на столе или побыть в чьих-то руках, насытиться кислородом, а не пылью, а время шло, а про нее никто и не вспоминал, и она потеряла всякую надежду в своей необходимости, поэтому переживала и сокрушалась от обиды: "Когда же меня возьмут в руки и начнут читать? Ведь во мне же столько интересного!" Но книгу так никто и не брал: она просто изнывала от тоски по хорошему и любознательному другу-читателю, а ей приходилось пылиться на полке, но...
     Если бы не один случай, она бы так и не познала радости от вдохновенного читателя. Как-то приехал в гости к Хозяину мальчик Мишутка со своими родителями. Он был еще маленький и не понимал ничего про ценность книг, любил рвать газеты, журналы, ломал все, что попадалось ему под руку, но почему-то взрослые то ли не знали, то ли не умели ему объяснить, что так делать нельзя, а только выражали свое беспокойство по этому поводу, а Хозяин Книжки их успокоил, сказав, что Мишутка таким образом познает мир, поэтому, чтобы его чем-то занять, дал ему свою Книжку с полки. Мишутка занялся своим любимым делом - пытался и ее порвать. Обложка у Книжки была твердая и не поддавалась ему, он даже с трудом ее открывал, ведь Книжка была новая и ни разу не читанная, но... те страницы, до которых ему, все-таки, удавалось добраться, безжалостно им мялись и рвались.
      О!!! Если бы Книжка умела говорить, то она бы сделала ему замечание, постыдила бы его и объяснила бы ему, что так делать нельзя, хотя надо бы было самих родителей постыдить, что ребенка оставили без присмотра. Но, как известно, книги молчат с теми, кто их не читает и не слушает...На самом деле книги не молчат, они о многом рассказывают интересное тому, кто их читает, и могут всему  хорошему и полезному научить.
      Книжке приходилось много терпеть от малыша, она старалась сопротивляться его маленьким, но цепким пальчикам. Наконец-то, в комнату к мальчику  заглянули взрослые, и им стало перед Хозяином стыдно за испорченную Книжку, но Хозяин всех успокоил, сказав, что ничего страшного в этом нет, что Книжка только место занимала на полке, а, в принципе, она ему и вовсе не нужна, и, выйдя во двор, выбросил ее в мусорный ящик.
     Книжка лежала на самом верху мусора. Ее, разорванные на полоски листочки,  развевались на ветру. -  "Неужели ветер меня читает?" - подумала книжка, съежившись от холода. Но ветер все нагонял тучи, и вот-вот должен был пойти дождик. Совсем грустно стало Книжке: "Мои больные ранки еще и дождь намочит!" И вдруг она услышала где-то под ней глухой разговор таких же книжек, как и она. Книжка притихла и узнала из их разговоров о печальной судьбе каждой из трех книг, почему именно трех? Потому что различила три разных голоса. Первая книжка жаловалась двум другим: "А ведь раньше книги ценили и берегли, не то, что сейчас. Приходили в библиотеку, брали книги, читали, надев на них обложки, чтобы не замарать, и вовремя возвращали. Там-то меня и взял Аркадий, да и забыл тут же про меня, даже ни разу не попытался открыть, а сам все дни со своим смартфоном сидел, а потом оторвал обложку у меня - не знаю, зачем уж она ему понадобилась, неужели другой картонки не нашлось? Вот так я и осталась без обложки, а потом и вовсе выбросил в этот мусорный ящик, а меня ведь в библиотеке ждут читатели."
       Вторая книжка, с вырванными листочками и вся грязная, поддержала первую: "Конечно, обидно становится, когда столько трудов вкладывают в книги и писатели, и поэты, и редакторы, и те, кто изготавливает бумагу и краску, а кто-то этого не знает и поэтому не ценит чужой труд, потому что сам не умеет трудиться. Что же с нами сейчас будет? Ох-хо-хо", - вздохнула она и примолкла. Тут и третья книга возмутилась, у которой углы были сожжены: "А меня вообще бросили в печку. Хорошо, что угли уже прогорели, да и вовремя вытащили меня, а это сын хозяйский решил перехитрить родителей, которые заставляли его читать, таким образом от меня избавился, бросив в печь. Но все равно это меня не спасло, вот почему я здесь, теперь и не прочитаешь, что во мне было."
    В это время к мусорному ящику подошла Женщина с приятным и добрым лицом, и книжки замолчали. Она уже хотела было выбросить мусор и уходить обратно, но увидела Книжку, испорченную Мишуткой: "Ну, что за люди - нехристи! Разве так можно относиться к книгам?" И обратилась к своей подошедшей соседке: "Помнишь, как мы специально собирали макулатуру, чтобы приобрести книги? Я хорошо помню это время, когда можно было только так их купить. А теперь..." И она взяла верхнюю книгу, полистала, лицо ее выразило изумление и радость, и она, положив Книжку в пакет, направилась домой.
       Вслед ей другие книги зашептали: "Вот повезло этой книжке, и почему мы не оказались наверху?  А ведь наша незнакомка так и не успела ничего нам  рассказать о своей судьбе." - "Теперь ее судьба будет лучше, чем наша. Меня больше беспокоит, что же будет с нами?" - ответила всем им первая книга, и опять наступила тишина.
       Тем временем Женщина принесла Книжку домой, бережно обтерла ее сухой тряпочкой, подклеила страницы и начала читать, да еще что-то стала записывать в большую и толстую тетрадь, приговаривая: "До чего же хороша эта Книжка, и как ты  вовремя у меня появилась!" - "Наверно, учительница, - подумала про Женщину Книжка, - они всегда ищут что-нибудь интересное для детей." .
      А Женщина продолжала писать: "История книги уходит в глубину веков, когда не было букв, письменности, перьев, но уже были писатели. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в памяти людей. Был такой человек в Риме, который завел себе библиотеку из живых книг. Он собрал самых способных и умных людей и велел им выучить свои произведения. Вскоре весь город заговорил о людях-книгах, а на званых обедах хозяин с гордостью демонстрировал свое собрание сочинений."
      Книжке стало интересно, что же так долго пишет эта Женщина? И она заглянула в ее тетрадь и несказанно удивилась: "Неужели она это во мне нашла? Как я рада, что принесла пользу этой доброй Женщине!"
      Наутро Женщина стала куда-то собираться. - "Интересно, куда она собирается? Возьмет ли она и меня с собой? Слава Богу, взяла, положила меня в сумку. В последнее время она со мной не расстается, даже разговаривает со мной:
- "Дорогая моя Книжка-помощница, как же я без тебя столько жила и работала? Мне так тебя не хватало! Я очень счастлива, что ты у меня появилась!" - "А я то как счастлива, что нашла своего благодарного читателя!" - подумала Книжка. Потом женщина села в транспорт и поехала, но куда? Книжка слышала шум двигателя, голоса пассажиров, но не видела куда ее везут. И вдруг...
 - "Что же это за шум? Столько ребячьих голосов! Куда это она меня привезла? А вдруг меня опять начнут рвать?" - испугалась Книжка. Между тем Женщина вытащила Книжку и стала ребятам зачитывать из нее отрывки: "Когда появилась письменность, то произведения стали записываться на коре деревьев, потому что не было еще бумаги, а в Индии писали иглой на пальмовых листьях, а потом листочки равняли и сшивали нитками. Древние греки придумали восковые книги: это несколько дощечек с прямоугольными выемками, заполненными воском, писали на нем острым концом палочки, а тупым стирали ошибки, как современным ластиком. Позже писали на папирусе и пергаменте. Книги из папируса были в форме свитка с палочками на концах, а читали их так: левой рукой держали начало, а правой разворачивали."
    Во время этого чтения Книжка была приятно удивлена  тем, что в помещении стояла тишина, и все дети внимательно слушали, а главное, что все это было написано в ней, в Книжке! - "Как я счастлива, что приношу пользу." - думала она.
     А потом Женщина сама рассказала о том,  что изобретателем первого печатного станка был немец Иоганн Гуттенберг в 14 веке. В то время книги берегли, потому что они писались от руки, а это тяжкий труд. Написание одной книги занимало много времени, поэтому их приковывали цепями к полкам и столам, чтобы никто их не мог унести с собой. - "Я бы не хотела, чтобы меня  приковывали цепями, пусть лучше дети сами берегут нас!" - сделала для себя вывод  Книжка. Она просто ликовала от радости, что судьба оказалась к ней благосклонна, и Книжка со страхом подумала:  -"А если бы Женщина меня не забрала из мусорного  ящика, что бы тогда со мною было? Даже жутко представить! И никто бы из детей и взрослых сейчас бы не читали и не слушали меня! А как это обидно, когда никому не нужен!" - так рассуждала про себя, ставшая счастливой от того, что заимела благодарного читателя, Книжка, но при этом с горечью и жалостью вспоминая те книги из мусорного ящика, которым в отличии от нее не повезло.

 


Рецензии