Я в народы иду...

Я в народы иду
и народы - навстречу спешат,
сквозь века,
сквозь беду,
сводит нас
здесь,
сейчас -
о родстве нашем весть,
приводящая к СЛОВУ бессмертному наша душа...

И дорога - строка -
сквозь туман
нам небесно дана,
сквозь обман,
думы стран и эпох -
нами зримые днесь
облака...

Жизнь былая - во всём,
что днесь есть, как счастливая весть и томится,
и зреет,
и мчится,
как птица
в страницы,
что зрячим прочесть -
не составит труда...

Навсегда -
с нами Пушкин, Гомер
и Ду Фу, и Ли Бо
и любой,
в ком могила - промер,
не провал...

Перевал
открывает вершины другие,
я в народы иду - в не умершие - в речевые,
а вокруг меня аура слов не рождённых
и слов позабытых...

В речь влюблённых
людей
легионы
(текущего быта
нарушая законы),
меня обступают стеною...

Я плыву к Арарату,
как брату,
я кланяюсь Ною,
я Нервалю поклон
отдаю у чугунной ограды
и на свой приглашаю балкон,
и к нам Лорка спешит из Гранады,
на узбекскую землю, петербургскую выплеснув кровь,
к нам спешит Аронзон* -
в Казахстане он с Бродским встречается вновь...

Сильно хочется пить** из созвучий, впадающих в братство
всех от Бога детей -
Божьих чад, избежавших духовным чутьём
святотатства...

Эквадор оставляя
и пеплом, над Понтом Великим развеянным, вея,
на балкон мой, на скромный, прилетает на крыльях бессмертия песен - дух скорбный Андрея***

Над обилием ям, Мандельштам - о воздушной**** пророчит...

Говорит Пахлаван:
чудо СЛОВА -
лишь в сильных рокочет*****

Кочет норенский вновь,******
окликает любовь
неземную,
не ищи её здесь - через смерть
можно петь
про такую,
не умея
согреть
сердце в милых
навеки ладонях...

Дорогие могилы
все народы - по звёздам запомнят,
что живут
и поют,*******
над пустынями Богу живому внимают,
разговоры ведут
и народы (родные по духу!!!) сквозь время и дали
(не без печали)
друг с другом встречают...





________________________________________
* Леонид Аронзон

Утро

Каждый легок и мал, кто взошел на вершину холма,
как и легок, и мал он, венчая вершину лесного холма!
Чей там взмах, чья душа или это молитва сама?
Нас в детей обращает вершина лесного холма!
Листья дальних деревьев, как мелкая рыба в сетях,
и вершину холма украшает нагое дитя!
Если это дитя, кто вознес его так высоко?
Детской кровью испачканы стебли песчаных осок.
Собирая цветы, называй их: вот мальва! вот мак!
Это память о рае венчает вершину холма!
Не младенец, но ангел венчает вершину холма,
то не кровь на осоке, а в травах разросшийся мак!
Кто бы ни был, дитя или ангел, холмов этих пленник,
нас вершина холма заставляет упасть на колени,
на вершине холма опускаешься вдруг на колени!
Не дитя там - душа, заключенная в детскую плоть,
не младенец, но знак, знак о том, что здесь рядом
Господь!
Листья дальних деревьев, как мелкая рыба в сетях,
посмотри на вершины: на каждой играет дитя!
Собирая цветы, называй их: вот мальва! вот мак!
Это память о Боге венчает вершину холма!

1966

**
     Иосиф Бродский

     Уезжай, уезжай, уезжай,
     так немного себе остается,
     в теплой чашке смертей помешай
     эту горечь и голод, и солнце.

     Что с ней станет, с любовью к тебе,
     ничего, все дольешь, не устанешь,
     ничего не оставишь судьбе,
     слишком хочется пить в Казахстане.

     Так далеко, как хватит ума
     не понять, так хотя бы запомнить,
     уезжай за слова, за дома,
     за великие спины знакомых.

     В первый раз, в этот раз, в сотый раз
     сожалея о будущем, реже
     понимая, что каждый из нас
     остается на свете все тем же

     человеком, который привык,
     поездами себя побеждая,
     по земле разноситься, как крик,
     навсегда в темноте пропадая.

                1961


***Андрей Ширяев - смотрите в интернете - классик, по моему глубокому убеждению, как и Аронзон. Последнее стихотворение Андрея:

Привычно доедать до последней крошки,
привычно доживать до финальных титров.
Сценарий жизни старой подвальной кошки
достоин девяти уссурийских тигров.
Сценарий лжи. Леплю куличи из ила,
тяну больное, путаясь в алфавите.
Честней, пока не поздно, разлить чернила,
и кинуть грош Харону, и встать, и выйти;
и вновь - по темноте за бессонным стражем,
в окраинном кинозале, в луче экранном,
где мир, подобно мне - короткометражен,
а я - всего лишь пепел над океаном.

2013

****
И за Лермонтова Михаила
Я отдам тебе строгий отчёт,
Как сутулого учит могила
И воздушная яма влечёт.

(Осип Мандельштам, Стихи о неизвестном солдате, 1.)

*****
Я в слово влюблён и таких же влюблённых ищу,
Чтоб в душах затеплить высокого чуда свечу.
Вы чуете смысл, но щемящее таинство слова
Немногим покуда по сердцу, да и по плечу.

Махмуд Пахлаван (1247 – 1326)

******
Ткни пальцем в темноту. Невесть
куда. Куда укажет ноготь.
Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть.

Ткни пальцем в темноту — туда,
где в качестве высокой ноты
должна была бы быть звезда;
и, если ее нет, длинноты,

затасканных сравнений лоск
прости: как запоздалый кочет,
униженный разлукой мозг
возвыситься невольно хочет.

Последние строки большого стихотворения Иосифа Бродского "Пенье без музыки", 1970 года.

*******

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена;
Умру ли я, ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда!


Рецензии
Выговорил-выпел: оно производит впечатление программного "по смыслу общему, но лёгкое при этом, как далёкое облако (перистое!)...

Максим Печерник   15.12.2019 12:31     Заявить о нарушении
Вот на эпос потянуло :)) Спасибо, Максим!!! Салют!!!

Василий Муратовский   15.12.2019 20:28   Заявить о нарушении