Хаврошечка всё сделала...

   Волшебная сказка «Крошечка-Хаврошечка» (из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» Л., 1983), поднимает ещё одну важную сказочную тему – тему сиротства.
   Мы не найдём на земле ни одного народа, в преданиях, легендах и сказках которого в той или иной форме тема сиротства не была бы отражена. Ей посвящены и словенская сказка «Злая мачеха и добрая падчерица», и татарская «Зухра и месяц», и осетинская «Мачеха и падчерица», и японская «Земляника под снегом». Хорошо знакомые нам немецкие сказки братьев Гримм «Золушка», «Братец и сестрица», «Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка» тоже повествуют об этом. Ну а как не вспомнить наши русские народные сказки «Морозко», «Косоручка», «Незнайко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»! Мотив сиротства отчётливо слышен и в менее известных сказках – «Арысь-поле» (русская), «Жадная мачеха» (абхазская), «Соловей-странник» (персидская)… Английская народная сказка «Чудовище Уинделстоунского ущелья» повествует о королеве-мачехе, которая превратила свою бедную падчерицу в ужасное чудовище, наложив на неё «злые колдовские чары…»
   Все эти сказки удивительно похожи друг на друга своими сюжетами. Речь в них идёт о юном «существе», или о «существах», потерявших связь со своими «предками», «семьёй», «матушкой и батюшкой»… Они – бедные сироты, остро переживающие свою тяжкую долю, своё одиночество, слабость, незащищённость… Они стоят перед миром как ребёнок перед суровым и грозным великаном, они похожи на птенцов, выпавших из гнезда…
   Но даже из такого, казалось бы, совершенно безвыходного, бедственного положения есть выход! «Кто сироту пожалеет, того Бог обогреет», «За сироту только Бог – заступа», – говорят наши народные поговорки. Сиротство не вечно, добрые высшие силы выводят героев из жизненных тупиков. Сюжеты такого типа всегда заканчиваются победой добра над злом и чаще всего это свадьба сироты с неким женихом – «королевичем», «принцем», молоденьким «барином» или «купцом». Казалось бы, всё просто – зло наказано, а добро торжествует. Но свадьба-то не простая, эта свадьба сказочная! Нельзя не заметить множество загадочных волшебных персонажей, событий и деталей по мере приближения сюжета к своему счастливому концу. Их не стоит примитивно объяснять или легко отбрасывать в сторону, сославшись на игру воображения рассказчика. Так мы не поймём самого главного…

   Для более полного, объёмного «всматривания» в духовный мир этих сюжетов, приведём сказку «Крошечка-Хаврошечка» (Н.А. Афанасьев, «Народные русские сказки») целиком:

   «Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли её эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подаёт, и прибирает, и за всех и за всё отвечает.   
   А были у её хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно – ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!
   Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать». А коровушка ей в ответ: «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и покатано. Отнесёт к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст. Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт принесёт.
   Дивится старуха, зовёт Одноглазку: «Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?» Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке, а Хаврошечка приговаривает: «Спи, глазок, спи, глазок!» Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала, и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает: «Спи, глазок, спи другой!» Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка всё ещё спала.
   Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поёт: «Спи, глазок, спи, другой!» – а об третьем забыла. Два глаза заснули, а третий глядит и всё видит, всё – как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Всё, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу: «Режь рябую корову!» Старик так, сяк: «Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!» Режь, да и только! Наточил ножик…
   Побежала Хаврошечка к коровушке: «Коровушка-матушка! Тебя хотят зарезать». – «А ты, красная девица, не ешь моего мяса: косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай». Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала; голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая – боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – тот заглядывается.
   Случилось раз – девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек: «Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт». И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались – ручки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать». 

   Итак, сказка начинается с небольшого вступления, в котором мы почти физически ощущаем неуютную, холодную атмосферу той среды, того семейства, в котором оказалась Хаврошечка. «Эти люди» выкормили сироту, но для чего? Для своих корыстных целей. Сказка характеризует их как людей, «которые Бога не бояться, своего брата не стыдятся», т. е. ведут себя как наглые и уверенные в своей правоте безбожники. У сестёр нет даже обычных человеческих имён – одни какие-то странные клички… И тут возникает сразу несколько вопросов: 

1. Почему сказка называет сироту «Крошечка-Хаврошечка»? Что означает это имя?

   Скорее всего, имя «Хаврошечка» – это уменьшительное от имени «Хаврония», что, в свою очередь, является искажённым именем «Феврония». В переводе с греческого оно означает «благомыслящая, радостная, лучезарная, светлая, ясная». Значение этого имени – «вечное видение». Многим из нас известно житие преподобной мученицы девы Февронии, пострадавшей в период царствования жестокого императора Диоклетиана в Ассирии. Нам также известна и святая княгиня Феврония Муромская. Согласно «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.), Феврония – простая крестьянская девушка, которая вылечила от тяжёлой болезни князя Петра, вышла за него замуж и стала княгиней. 
   Имя «Крошечка-Хаврошечка» можно трактовать как «крошечная, маленькая Феврония». Сказка неспроста делает её крошечной – как же иначе она могла бы влезть в ухо корове? К тому же маленькая, беззащитная сиротка вызывает большее сострадание.
 
2. Существует ли духовное единство между сказкой «Крошечка-Хаврошечка» и «Повестью о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, написанной на основе устных народных преданий?

   Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен в средневековой Руси. Он получил своё развитие и в иконописи, и в литературе. Об этом говорят сотни списков повести в XVI – XVII веках. Пётр и Феврония действительно жили в XIII веке и скончались в один день в 1228 году. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами… Между повестью и сказкой о Хаврошечке есть много общего, но есть и различия.   
   По своему происхождению Хаврошечка и Феврония – простые крестьянки. Если бедная Хаврошечка «слова доброго никогда не слыхала» от своей мачехи и сестёр, то Февронию тоже невзлюбили боярские жёны в Муроме. Они не хотели иметь правительницей над собой простую крестьянку, ставшею княгиней лишь по воле князя Петра. В итоге она была изгнана из города.
   В повести есть и такой эпизод: «Тогда вошёл он (княжеский отрок) в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц». О корове в повести нет ни слова, вместо неё – заяц… По версии А.Н. Ужанкова «Длинные, трепетные уши зайца символизируют способность христианина внимать голосу небес». А в русских деревнях была такая примета: «Если заяц забежит в избу – девка замуж скоро выйдет». Заяц (кролик) – древний символ плодовитости.
   Есть и ещё одно интересное место: «Послал он (князь) с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Мудрая Феврония в ответ на это просит князя вначале исполнить её просьбу – смастерить из деревянного обрубка ткацкий станок и всю остальную снасть…
   Если в сказке говорится о чудесной яблоньке, у которой «листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные», то в повести упоминаются два срубленных деревца, которые Феврония благословила словами: «Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой».
   Как мы видим, общего довольно много. Это и происхождение героинь, и их тесная связь с ткацким промыслом, и трудные задания, и чудесные деревца, и счастливый брак…

3. Что скрывается в сказке за образом «сироты»?

   В волшебных сказках «сиротой» может быть не только бедная маленькая девочка, но и бедный племянник (Аф. «Мудрая дева»), и мальчик-сирота («Золотая антилопа», индийская сказка), и бедные дети (Аф. «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»), и даже «бедная» лиса («Лиса-сирота», башкирская народная сказка), надевающая на себя маску сироты. Если в одних сказках у падчерицы может быть хоть какая-то родня (отец, тётя, дядя, братья и сёстры), то в других у «круглых сирот» нет никаких родственников, никаких земных связей со своим родом. Они одни на белом свете…   
   «Вот царь с царицею померли; остались дети одни и пошли странствовать по белу свету». (Аф. «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»), «Осталась она сиротой маленькой; взяли её эти люди…» (Аф. «Крошечка-Хаврошечка»). Полное сиротство!

   В таких условиях человеческое существо остаётся один на один с внешним миром. Больше нет матушки и батюшки, нет никого, кто был бы связан с сиротой кровными узами. Человека охватывает острое чувство одиночества, которое теперь поселяется в его бедной душе. Вспомним душевные муки лермонтовского Мцыри:   
   «Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать» (гл. 4). И далее: «Бежал я долго – где, куда? Не знаю! Ни одна звезда не озаряла трудный путь».
   Что произошло? Человек потерял связь не только со своим родом, с миром земным, но и с миром небесным, духовным… Мотив такого сиротства – один из самых пронзительных мотивов в творчестве Лермонтова. Рассказ Мцыри полон горечи и отчаяния:
   «Тогда на землю я упал; и в исступлении рыдал, и грыз сырую грудь земли, и слёзы, слёзы потекли в неё горючею росой… Но, верь мне, помощи людской я не желал… Я был чужой для них навек…» (гл. 15).
   Трагедия Мцыри даже не в том, что он остался сиротой, а в том, что он гордо не желает для себя никакой помощи – ни земной, ни небесной. Он замкнут и угрюмо сосредоточен исключительно на себе, на своих личных переживаниях. Он признаётся:
   «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей» (гл. 9).
   Такое полное, тотальное отрицание окружающего мира сближает его с «демоном» – ещё одним мрачным и высокомерно-одиноким героем лермонтовских произведений.   
   Как видим – сирота сироте рознь! Ведь наша Хаврошечка совсем не такая! Да, она тоже страдает и льёт горючие слёзы, ведь она целыми днями занята, в сущности, рабским трудом! Но у неё есть «корвушка-матушка», с которой она делится своим горем, с которой она не прерывает связь даже после того, как её «зарезали». На что намекает сказка?
   Не отчаивайся! Если Мцыри гибнет от отчаяния, как «зверь степной», то Хаврошечка преодолевает его и не только продолжает жить, но и поднимается на более высокую ступень жизни. В народе говорят: «С волками жить – по-волчьи выть». Но это касается только тех, кто не нашёл в себе сил остаться ЧЕЛОВЕКОМ среди «волков».
   У Беллы Ахмадулиной в стихотворении «По улице моей который год…» есть удивительные строчки: «…и ощутить сиротство, как блаженство». Какие странные слова! Казалось бы, что может быть общего между сиротством, и блаженством?
   Когда обыкновенного человека (подобно Мцыри) неожиданно лишают родовой кровной пуповины, которая его питала с детства, в нём вспыхивает жгучая эгоистическая обида. Он гордо отказывается жить в новых условиях, его душа полна горечи и не ищет в мире ничего духовного, замыкаясь в своём одиночестве. Такая душа жаждет только одного – вернуться в своё прошлое, восстановить прежние земные родовые связи. Но этого сделать уже невозможно. Душа страдает от безысходности…   
   А если внутренние духовные связи человека с миром оказываются более крепкими, чем родовые, тогда разрыв со своим прошлым происходит намного легче. Душа опирается на свои собственные духовные силы, которые поддерживают её, подобно крыльям, в новом духовном пространстве. 
   Так и происходит с нашей Крошечкой-Хаврошечкой. Проникнув в коровье ушко, то есть, говоря иными словами, оказавшись в духовном мире, она переживает своё сиротство как светлое блаженство, как освобождение от тёмной земной тяжести. 
   «Дай стать на цыпочки в твоём лесу», – пишет Белла Ахмадулина. Какой «лес» имеется здесь в виду? Это «лес» одиночества. Душа, стремящаяся к развитию, оказавшись в «лесу» сиротства, одиночества, острее чувствует в себе Высшее, она тянется ввысь, становится «на цыпочки», что даёт ей блаженное ощущение приближения к этому Высшему, ощущение подъёма на более высокий духовный уровень. Небесные, духовные связи для развития человека намного важнее земных, кровных… Именно об этом говорит нам Христос:
   «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф. 10:37)
Сирота, который всем сердцем любит своих ближних, но ещё более любит Бога, перестаёт быть сиротой… «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

4. Что скрывается в сказке за образом «мачехи»?

   Можно смело сказать, что мачеха во всех народных сказках – существо негативное, злое, безжалостное. Образ мачехи прямо противоположен образу матери. Об этом говорят не только сказки, но и пословицы:
   «Мачеха добра, да не мать родна», «Мать гладит по шерсти, мачеха – насупротив», «При матери тепло, да при мачехе – холодно».
   Даже всем известное растение, у которого тыльная сторона листиков покрыта нежными волосками, а внешняя – жёсткая и холодная, называется «мать-и-мачеха».
   Основная внутренняя особенность мачехи – нелюбовь. В абхазской народной сказке «Жадная мачеха» так и говорится: «Мачеха невзлюбила падчерицу…» В немецкой сказке «Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка» (братья Гримм) «сёстры и мать очень её (Двуглазку) не любили.» Здесь даже родная мать ведёт себя по отношению к дочери (Двуглазке) как мачеха! В других сказках мачеха представлена злой колдуньей, которая может обратить «свою падчерицу зверем…» («Арысь-поле»), или изготовить для неё «ядовитое-преядовитое яблоко» (братья Гримм, «Белоснежка и семь гномов»).
   А в роли бедной падчерицы могут оказаться и «брат» (персидская сказка «Соловей-странник»), и «сестра» (Аф. «Косоручка»), и «брат с сестрой» вместе (сказка братьев Гримм «Братец и сестрица»). Так и мачеха может иметь и злую «дочь» (Аф. «Морозко»), и злых «дочерей» (братья Гримм «Золушка», Аф. «Крошечка-Хаврошечка»). 
   Мы видим, что в сказках действуют не конкретные люди, а «собирательные образы» зла и добра. Сказочные «мачехи» и их злые сердцем «дочери» – это целый клубок тёмных, завистливых душ, обращённых к земному, чувственному миру. Они всеми силами пытаются замкнуть мир на себе, на своих эгоистических желаниях, ибо сами себя считают центром этого мира. Они ревностно следят за юными душами, которые пошли дальше их в своём развитии. Мачеха нагружает падчерицу непосильной тяжёлой работой для себя лично с одной целью – привязать её к этому земному материальному миру, не оставить ей никаких сил для проникновения в иной мир – в мир надземной, небесный, духовный… За образом «мачехи» скрываются душевные силы человека, не желающие дальнейшего развития, отпавшие от непрерывной эволюции, от непрерывного движения ввысь, к Богу.   
   Если душа в целом стремится к развитию, духовно «плодоносит», согревая свои плоды сердечным теплом, то сказка называет её (понятным даже детям) словом – «матушка».
   Если же душа останавливается в своём развитии, считая всё новое «инородным», чужим, вредным и даже опасным для себя, она – «мачеха».

5. Кто такая Одноглазка?

   Одноглазка – старшая сестра, старшая из трёх «дочерей» мачехи. Так говорит сказка. Мы можем видеть, как плодоносит душа (мачеха), остановившаяся в своём развитии. Она рождает уродливое, недоразвитое существо – Одноглазку. Что же это за существо?
  На этот вопрос отвечает другая волшебная сказка – «Лихо Одноглазое». В ней говорится о кузнеце, который не ведал, что такое «лихо» и пошёл в лес, чтобы его найти. Он встретил там огромную одноглазую бабу невероятной силы. Кузнец сначала ослепляет Лихо, а потом выползает из избы раненого чудища, спрятавшись под брюхом барана…
   «Лихо Одноглазое», как образ, – это горе, беда, несчастье. Его «родственники» в других сказках – Горе-Злосчастье, Доля и Недоля. А само оно – существо кривое (т. е. неправедное), злое и свирепое, которое живёт в тёмном лесу и пожирает людей. В разных мифах оно выглядит по-разному – в виде великана, непонятного существа, волосатого дикого монстра… Общий признак – один огромный глаз.
   В некоторых сказках Лихо изображается совершенно слепым. Из этого можно сделать такой вывод – это существо не понимает мир и не видит, или видит очень плохо (одним глазом), что происходит в мире.
  Да и мир вообще его мало интересует. Его интересует только своя собственная утроба. Заблудившегося в лесу человека (т. е. заблудшего, потерявшего верный путь) оно тут же пожирает, вбирает в себя, иными словами – подчиняет себе, своей воле.
   От Лиха можно ожидать только неприятностей. Чтобы спастись от этого чудища, нужно вначале его ослепить, или усыпить (т. е. погрузить в полную тьму, лишить ориентации в духовном пространстве), а затем, прикинувшись глупой овцой (что часто делает в сказках Иванушка-дурачок), выбраться на свободу. 
   Этот сюжет очень похож на всем известное приключение команды Одиссея в пещере циклопа Полифема. Одиссей спасается от него именно таким образом.
   Интересно, что в нашем древнеславянском фольклоре название «Лихо» восходит к прилагательному «лишний», т. е. чужой, посторонний, «выпавший» из потока эволюции. Отсюда – «лихой человек» – разбойник, преступник, вор, а «лихоимство» – воровство.
   Однако, «Лихо Одноглазое» в сказках – это не только что-то чужое, отдельное от человека. Оно привязывается к тому, кто сам сделал что-либо не так. Тогда «Лихо Одноглазое» уже понимается как дурная, греховная, сторона души этого человека. Душа загрязняется, темнеет… Человек начинает портиться, «кривить душой».
   «Лихо будет тому, кто неправду делает кому», – говорит пословица. «Лихо» надо прежде всего победить В СЕБЕ своими силами! Тёмная, злая воля (Лихо) усыпляется и побеждается доброй волей человека. Так и поступает Хаврошечка, когда приговаривает: «Спи, глазок, спи, глазок!»
   Одноглазка засыпает… И пока зло спит, происходит чудо: «коровушка и наткала, и побелила». Силы добра в душе человека возрастают многократно! Прилив сил настолько велик, что любая, самая тяжёлая работа совершается с лёгкостью!

6. Кто такая Двуглазка?

   Вторая дочь мачехи, Двуглазка, внешне ничем не отличается от обычной девушки. Это свойство позволяет ей выглядеть вполне безобидно и «прилично». Никакого уродства на её лице нет. Но ведь никакого уродства нет и на лице мачехи! Значит, всё дело здесь совсем не во внешнем облике, а во внутреннем содержании. Душа Двуглазки так же крива и уродлива, как и душа её старшей сестры. К злому образу Одноглазки добавляется всего лишь ещё один глаз – только и всего!   
   В арабской сказке «Приключения Синдбада-Морехода» говорится о людоеде-великане, очень похожем на циклопа Полифема. Однако у этого чудища два глаза! Вот как сказка описывает его внешний вид: «Он был весь чёрный, глаза у него сверкали, как горящие головни…» Этот ужасный великан начинает постепенно пожирать спутников Синдбада.
   Что же мы видим? Лихо Одноглазое, Циклоп, великан-людоед – это по сути близкие «родственники» Одноглазки и Двуглазки! Все они – слуги зла. Два глаза дают только более широкий обзор для свершения тёмных дел. Но и злую волю Двуглазки Крошечка-Хаврошечка усмиряет своей доброй волей, приговаривая: «Спи, глазок, спи, другой!»
   Казалось бы, всё просто, но… Оказывается, есть и добрая Двуглазка! В немецкой сказке братьев Гримм «Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка» мы сталкиваемся с неожиданным образом: Двуглазка, родная дочь своей матери – светлое, доброе существо!
   Сказка говорит нам, что «сёстры и мать очень её не любили. Они ей говорили: «Уж ты со своими двумя глазами никак не лучше простого люда, ты совсем не нашего роду». «Они постоянно толкали её…»
   Как точно сказано! Они хотят «вытолкать» Двуглазку из своей родной среды! Эта немецкая сказка идёт ещё дальше и глубже в поисках истоков добра и зла. Она находит «сироту» среди родных сестёр, в доме родной матери! Если Хаврошечка чужая по крови своим «сёстрам», если она изначально пришла из другой семьи, с которой у неё оборвалась земная связь, то Двуглазка не знает, что значит потерять своих родных. Её кровные узы в полном порядке!
   И всё же она, как и Хаврошечка, чувствует себя одинокой, с ней обращаются грубо и беспощадно, как с не родной. Она находится в положении пушкинской Татьяны, которая «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Двуглазка страдает ничуть не меньше Хаврошечки и от своих завистливых сестёр, и от своей завистливой матери. Зависть и заносчивость, гордыня и высокомерие (мы не такие, как «остальные люди») – вот что таится в глубине этих душ. А в душе Двуглазки ничего подобного нет! 
   Это противостояние в одной семье, в людях одной крови, восходит к ветхозаветным Каину и Авелю – первым детям Адама и Евы. Что же тогда послужило поводом к раздору и, в конце концов, первому убийству на земле? Зависть! Вот как глубоко она коренится!
   Таким образом, когда мы рассматриваем духовную сущность Двуглазки, нашему взору открывается нечто двоящееся… Это существо может быть и злым, и добрым. Но в сказке «Крошечка-Хаврошечка» Двуглазка, видится нам в совершенно определённом свете – это, как и Одноглазка, существо злое.

7. Кто такая Триглазка?

   Сказка «Крошечка-Хаврошечка» ничего не говорит о местонахождении третьего глаза, у Триглазки, а вот в сказке братьев Гримм говорится: «…и третий был у неё посреди лба.»
   О третьем глазе говорят нам многие древнейшие мировые религии. Его называли глазом Шивы, Будды, Всевидящим Оком… В индуизме это один из важнейших энергетических центров человека (Аджна-чакра), принимающий и излучающий мыслеобразы. До сих пор индусы рисуют красную точку между бровями – «тилак». А что знали о нём славяне?
   В языческой славянской традиции существовал оберег «Божье око» с красной точкой в центре! Он был призван оберегать всех жильцов дома от недоброго взгляда… Его ещё называли Всевидящим, Неусыпающим, Недрёманным Оком.
   В христианстве ГЛАЗ символизирует Всевидящего Бога, всеведение, силу, свет. ГЛАЗ в треугольнике – это Глава Божья, символ Троицы. А в христианской иконографии икону «Всевидящее Око» ещё называют «Недрёманным Оком Господним».
   Как всё это похоже на то, что хочет сказать нам сказка! Именно этот глаз не задремал, не уснул, и увидел ТАКОЕ, что остальные глаза увидеть не смогли. Однако, наличие глаза «посреди лба» ещё не означает, что его обладатель – существо доброе. У Люцифера тоже есть такой глаз! Шива изрыгает гневный, яростный огонь из своего «среднего ока». Взгляд Медузы-Горгоны всё живое превращал в камень… А взгляд гоголевского Вия смог разрушить даже христианскую молитвенную защиту Хомы Брута в церкви!   
   Да, взгляд сам по себе может быть совершенно разным – светлым, мирным, добрым, ободряющим, целительным, но также и чарующим, завораживающим, тёмным, злым, убийственным… Всё дело опять-таки во «внутреннем содержании» смотрящего. Легенды и предания гласят, что когда-то давным-давно третий глаз «на лбу» был открыт у всех людей, но из-за их алчности был богами закрыт. Почему? Оказывается, люди с его помощью могли легко читать мысли друг друга и постепенно стали использовать этот дар в своих корыстных целях. Это намёк на внутреннее сверхчувственное видение души…
   Так кто же такая Триглазка? Наша сказка никак не выделяет её среди злых и ленивых сестёр. Нам говорится только, что она «меньшая» и что третий глаз у неё не уснул и всё видел… Хаврошечка о нём «забыла». Об этой странной «забывчивости» говорит и сказка братьев Гримм. Как Хаврошечка могла «забыть», что младшая сестра – Триглазка – видит всё происходящее в духовном мире? В чём причина такой «забывчивости»?
   Вероятно, её душа совершенно не держит зла. Вероятно, она даже не допускает мысли, что этим «третьим глазом», этим древним природным ясновидением можно пользоваться не только в добрых, но и в злых, корыстных целях. А ведь когда-то в старину так и было! Но юная, чистая душа этого не помнит. Она забыла всё злое. Говорят же в народе: «Кто старое помянет – тому глаз вон». Хаврошечка не хочет терять «глаз», не хочет помнить старого, быть злопамятной. Триглазка этим умело пользуется…

8.  Что означают трудные задания мачехи?

   Мачеха и три её дочери – одного поля ягоды. Можно сказать, что это одно существо, одна древняя родовая душа, отставшая в своём развитии. В немецкой сказке братьев Гримм «Настоящая невеста» у мачехи вообще нет никаких дочерей! Она ОДНА всячески «обижает и преследует» свою падчерицу. Всё зло сосредоточено в одном образе.
   В древнегреческой мифологии существовала довольно мрачная богиня Ананке – богиня   неизбежности. Она олицетворяла собой НЕРУШИМЫЙ ЗАКОН, которому подчинялись даже боги. Непреодолимую силу этого ЗАКОНА нельзя было обойти, его можно было только покорно исполнить.
   Какой закон здесь имеется в виду? Это закон причинно-следственных связей, которые подобно нитям ткут полотно СУДЬБЫ. Кто такая «мачеха» для Крошечки-Хаврошечки? Это её «судьба». Она холодна, сурова и тверда, как асфальт для юного, стремящегося к свету растения… Но другой судьбы у Хаврошечки нет. 
   Вот почему мачеха требует полного подчинения своей воле и говорит: «Не люблю, когда мне перечат!» (бр. Гримм, «Настоящая невеста»). Бедная падчерица послушно, смиренно исполняет все её приказания. Она не может от них отказаться, не может «перечить» и всё должна исполнить в точности. Так велит её СУДЬБА. Но у мачехи, (как и у богини Ананке), есть три родных дочери… Кто же они такие?
   Три сестры в сказках обычно олицетворяются с тремя мойрами (парками) – Лахесис (прошлое), Клото (настоящее) и Атропос (будущее). Все они – пряхи, и у каждой есть своя особенная роль в прядении нитей человеческих жизней. Лахесис назначает судьбу, Клото прядёт нить жизни, Атропос обрезает эту нить…
   Итак, мы ясно видим, как отголоски древнегреческого мифа о богине Ананке и её трёх дочерях продолжают жить в устном народном творчестве. Конечно, три сестры в нашей сказке никаких нитей не прядут. Всю работу выполняет Крошечка-Хаврошечка. Но ведь вся эта работа связана с прядением и ткачеством! Случайно ли это? Думается, что нет. 
   Три раза подряд мачеха приказывает Хаврошечке выполнить одну и ту же работу –   «напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать». Причём, всё это нужно непременно сделать «к завтрему». В такой короткий срок можно разве что немного «напрясть». Но с помощью «коровушки-матушки» Хаврошечка успевает к сроку сделать всё!
   У каждого, кто знаком с традиционным деревенским бытом, возникает вопрос: – Почему летом мачеха упорно задаёт Хаврошечке зимнюю работу? Ведь лето – это страдная пора, когда на учёте каждый день и час! Почему она не велит, допустим, сжать серпом поле, обмолотить колосья, намолоть муки, испечь хлеб?
   Даже деревенские дети знали, что главный труд летом – это выпас скотины и полевые работы. А поздней осенью и зимой крестьянки приступали к прядению (с помощью ручного веретена и прялки), и после этого к работе на ткацком станке. Полотна ткали долгими зимними вечерами на протяжении трёх месяцев… Вспомним пушкинские стихи: «Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» (стихотворение «Зимний вечер»).
   Мы знаем, что сказка мало беспокоится о земном времени, да и вообще о земной логике. Так и в нашей сказке Хаврошечка должна выполнить именно прядильно-ткацкую работу. Причём, её масштаб с каждым разом всё увеличивается… Что это означает?
   Исходя из древнегреческой мифологии, процессы прядения, ткачества символически тесно связаны с нитями жизни, с судьбой человека и ещё – с процессом мышления. Мы говорим: «Я потерял нить разговора…» Нити, которые образует прядильщица, часто сравниваются с непрерывным потоком мыслей, а полотно (ткань) – с понятиями, в которые «укладываются» эти мысли. При этом задание «побелить. в трубы покатать», может означать избавление от «тёмных» мыслей и понятий, а затем «сворачивание» светлого остатка в лаконичное понятие, чёткое и ёмкое, как афоризм. Вот какая нелёгкая работа с мыслями о своей судьбе даётся Хаврошечке! Но рядом – «коровушка-матушка».

9. Как это – влезть в одно ухо кровушке, вылезти в другое?

   В нашей сказке коровушка сама зовёт Крошечку-Хаврошечку к себе «в ушко» и она на время исчезает, становится невидимой… Куда же Хаврошечка попадает? В какой мир? 
   Если ей нужно выполнить в срок тяжёлую мыслительную работу, то мир, в котором это осуществляется, – это мир мыслей, мир ДУХОВНЫЙ. В данном случае он находится в голове коровы, где происходит таинственный процесс почти мгновенного преобразования «сырья» (зародыши мыслей) в готовые «холсты» (мысленные итоги-выводы). По силам ли такое человеку? Ведь это похоже на работу мощного компьютера!   
   Однако, история знает немало людей способных совершать математические операции с невероятной скоростью, знает людей, сохраняющих в своей памяти огромный объём информации, владеющих несколькими иностранными языками… Многого они добились своим упорным трудом, но многое им досталось и «от природы», или «от Бога», – как говорят в народе. Внутренние резервы человека огромны, а резервы ДУХОВНОГО МИРА бесконечны! Пребывая в мире добрых духов, Хаврошечка с их помощью выполняет свою работу легко и быстро. Возникает даже такое впечатление, что сама Хаврошечка здесь ни при чём, что все её дела «делает» КОРОВУШКА: «пока Одноглазка спала, коровушка и наткала, и побелила». Но ведь такая помощь даётся только тем, кто проник в духовный мир, кто СВОИМ трудом стал его достоин. Такой благодати нет ни у мачехи, ни у её дочерей. Триглазка может всего лишь «наблюдать», что происходит в этом чудесном мире, но оказаться в нём, получить от него помощь ей не дано.    
   Почему же именно в «коровушке-матушке» видит сказка образ древнеславянского мира «Прави», образ «Мира Богов», светлого мира Небесного, мира ДУХОВНОГО? Ведь нам известны и другие сказки, в которых эту роль играет и «коза» («Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка»), и «богатырский конь» («Сивка-Бурка»). В белорусской сказке «Солдат Иванка», как и русских сказках, говорится о чудесном преображении главного героя: «Влез Иванка коню в правое ухо, а в левое вылез и стал таким богатырём-молодцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать…»
   Иными словами, «посетив» духовный мир с помощью доброго животного, можно решить не только труднейшие интеллектуальные задачи, но и совершенно преобразить свой духовно-душевный облик! В чём же разница между этими добрыми животными?
   Видимо, чудесный «конь» в сказках теснее связан с мужским началом (дух), а чудесная «коза» и «корова» – с женским (душа).
   Наши далёкие предки издавна почитали корову, как Великую Мать. В Индии до сих пор существует обычай шептать на ухо корове все свои сокровенные желания… Считается, что так они будут услышаны Всевышним. По древним преданиям священная корова Земун была создана самим богом Родом. По небесным садам Ирия (славянского рая) протекают молочные реки, берущие начало в вымени коровы Земун, а Млечный Путь появился из капель её молока… Корова – это образ питающей стихии, Матери, кормящей всё живое на земле. Молоко – первое что пробует человек, едва родившись.
   Проникая в «коровье ушко», Хаврошечка переходит на другой, более высокий, «небесный» уровень сознания. В этом состоянии сознания проблемы «земного» уровня легко решаемы, подобно тому, как человек, овладевший высшей математикой, без труда справится с арифметическими задачками. Великая Мать даёт огромный прилив сил!
   В сказке А.Н. Афанасьева «Буря-богатырь Иван Коровий сын» рождённый от коровы богатырь разумнее, сильнее и храбрее родившихся одновременно с ним сыновей королевы и девки-чернавки. Он – сын Великой Матери. Вот почему «коровушка-матушка» в нашей сказке не боится, когда узнаёт от Хаврошечки, что её «хотят зарезать». Что могут сделать люди на земле существу из Высшего мира? Коровушка лишь даёт строгий наказ: «не ешь моего мяса», т. е. не подчиняй духовные силы своим телесным желаниям. «Косточки», которые следует «собрать, рассадить и поливать» – символизируют семена, начало нового жизненного цикла, нового духовного подъёма, развития и совершенствования души.

10. Почему у яблоньки «листвицы золотые, веточки серебряные»? 

   В дальнейшем сказка повествует нам о превращении «косточек» коровушки-матушки, которые Хаврошечка «каждый день в саду поливала», в чудесную яблоньку. Мы можем видеть, как юная душа продолжает активно действовать, расти ввысь, непрерывно совершенствоваться, развивая свои внутренние силы. Итогом такого роста является «яблонька» – один из символ славянского мира «Прави», символ Неба, светлого рая… 
   Во многих древних мифах яблоня и яблоки связаны именно с раем или с райским садом. У славян яблоня выступает как посредник между двумя мирами. В песне о священной яблоне (Нижегородская область) поётся: «В красном углу цветёт святое дерево, у этого дерева верхушка до неба дошла».
   Примечателен и тот факт, что волшебную яблоню в скандинавском Асгарде (небесном саду) охраняют три мудрые норны – богини судьбы. 
   Сказка хочет сказать нам о том, что судьба Хаврошечки (судьба юной души) неразрывно связана с решением трудных земных задач («прядение» своих мыслей) и её дальнейшим «прорастанием» в небесный мир, в мир ДУХОВНЫЙ. Именно из этого светлого мира выходит навстречу девушкам «барин – богатый, кудреватый, молоденький». Но этого Небесного Жениха достойна только высокая, чистая, просветлённая Душа.
   По народным представлениям, в раю на серебряных деревьях растут золотые яблочки. Два драгоценных металла – золото (символ Солнца) и серебро (символ Луны) в сказках всегда стоят рядом. Соединение солнечных и лунных сил в одном растении (золотые листвицы и серебряные веточки) говорят нам о ГАРМОНИИ Божественного Мироздания и символизирует человеческую душу, достигшую высоты этой гармонии.
   «Наливные яблочки» на такой яблоне не случайно названы «наливными». Это – спелые, налитые соком активной душевно-духовной деятельности, плоды. Они – те самые плоды, о которых говорится в Евангелии от Иоанна: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода…» (Иоанн, 15:8).
   Они не даются в руки дочерям мачехи, они поднимаются «высоко-высоко, далеко над головами…» С недостойными душами эти плоды не имеют ничего общего, три сестры не могут их ни «сбить», ни «достать».  Только перед Хаврошечкой «яблочки опустились» и только она подносит свой сокровенный плод «барину» – Небесному Жениху.

11. Что означает для Хаврошечки «в добре поживать, лиха не знавать»?

   В нашей сказке, в отличие от множества других, о свадьбе «барина» и Хаврошечки не говорится, но она сама собой подразумевается. А роль приданного здесь играет… яблоко! И это не случайно. С древних времён яблоко – это свадебный символ, олицетворяющий предложение руки и сердца. У южных славян существовал обычай: невеста, которая шла под венец, брала с собой яблоко. Согласно болгарским поверьям, Архангел Михаил принимал душу в рай только с яблоком… Яблоки освящали в церкви на Преображение (Яблочный Спас, 19 августа) и только после этого их разрешалось есть. Считалось, что до освящения на яблоне обитает нечистая сила. Ведь яблоко ещё и символ искушения, соблазна, грехопадения…
   Но в руке Иисуса Христа и в руке Девы Марии яблоко всегда выражает преодоление, искупление первородного греха! Так говорит нам христианская символика. Так говорят нам и многие мифы, в которых яблоки тесно связаны с раем или с райским садом. Остров блаженных – Авалон – в кельтской мифологии назван так от уэльсского "afal" (яблоко).   
   Конечно, яблоко, которое Хаврошечка вручает своему Жениху, это не обычный земной плод. Это весь её нелёгкий труд, весь её опыт, вся её внутренняя жизнь, её ДУША. Отсюда и свадьба – это не обычное бракосочетание, а соединение достойных друг друга ДУШИ и ДУХА. Вся дальнейшая жизнь нашей Хаврошечки будет протекать под знаком ДОБРА, в мире и согласии, без «лиха», горя и слёз… Всё это уже в прошлом.

      
   Скрытый смысл образов-символов (трактовка):

Крошечка-Хаврошечка – юная Душа, развивающая свои силы.
Мачеха – древняя Душа, остановившаяся в своём развитии.
Одноглазка, Двуглазка, Триглазка – три стадии развития древней Души.
Коровушка – Великая Мать, посредник между мирами.
Яблонька – Рай, Духовный Мир.
Барин – юный, добрый Дух.


   Примечание.

   Писательница Памела Трэверс (автор книг о «Мэри Поппинс») в своей известной статье «Взрывная сила волшебных сказок» пишет: «Волшебная сказка – одновременно и описание человека, и карта его духовных странствий. За услышанным скрыт второй план…» О чём это нам говорит? О какой «карте духовных странствий» идёт речь?
   В душе каждого человека есть «тёмные пятна». К сожалению, это факт. В каждом из нас так или иначе присутствует «мачеха» со своими «дочерьми». Но в душе живут и светлые, Божественные Силы, которые развивают её, поднимая на более высокий уровень бытия. Эти силы символизирует Крошечка-Хаврошечка. Поэтому нашу сказку, как и любую другую волшебную сказку, следует трактовать в целом как описание духовных странствий одного ЧЕЛОВЕКА. Все «действующие лица» в ней – это грани ОДНОГО большого существа, в котором есть всё…
   В сказке братьев Гримм «Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка» прямо говориться о сёстрах, которые «от всего сердца раскаялись в том, что причинили своей сестре так много зла…» И героиня принимает их ласково. Почему? Потому что, когда человеческая ДУША, соединившись со светлым ДУХОМ, начинает светится, она не может поступить иначе. Она уже другая, в ней больше нет «тёмных пятен», они стали светлыми, сияющими! ДУША и ДУХ соединились, став единой сияющей ДВОИЦЕЙ.

   В Каноне святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским говорится:
   «О пречестная двоица! О великие светильники!»
   Вот он – идеал волшебной сказки!


Рецензии