Осень и вечность
(Олег Стрижак)
Когда, если не сейчас, в первый день зимы, самое время задуматься над этой фразой ? Может быть, удастся что-то понять не только об осени, но и о вечности…
Грустные мысли и ассоциации , похоже, неизбежны в осеннюю пору:
Осень…
Я знаю, что ко всем
Пришла она, и всё же
Мне кажется –
Моя печаль сильней!
(яп. алл. на Бо Цзюйи)
Печальные раздумья…
Нету для них ни времени особого .
Ни часа.
Сильнее же всего они одолевают
Осеннею порой…
(из Кокинсю)
Год уходящий провожаю с сожаленьем
И когда думаю о прошлом
То даже отражение моё
В зеркале ясном
Тускнеет
(Ки-но Цураюки)
Всё кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна…
(Блок)
Однако душа ждёт возвращения осени –
О, если бы, цветам подобно,
Был постоянен этот мир,
И то, что миновало.
Снова
Вернулось бы!
(из Кокинсю)
Осень похожа на уже прочитанную, но успевшую позабыться книгу – каждая страница о том, что знаешь и о чем смутно помнишь, каждая страница – возвращение туда, где уже побывал.
(Наринэ Абгарян)
Теперь осталось лишь одно –
Ждать – когда в году грядущем
День, что прошел вчера
Придёт опять
(Мибу-но Тадамини)
И этому стремлению не мешает осознание необратимости времени –
У вишен тот же цвет
И тот же аромат,
Что и в прошедшие года.
Но как переменился тот,
Кто год за годом ими любовался…
(Ки-но Томонори)
Приходит на ум аналогия с дорогим сердцу произведением искусства: скажем, любимую музыку мы готовы слушать вновь и вновь… При этом мы в главных чертах уже знаем, что услышим. Но именно это позволяет нам улавливать новые оттенки и ассоциации, порождаемые тем или иным исполнением или нашим состоянием…
Многие мыслители, начиная с Августина, задумывались над тайной восприятия музыки. Прелюдию Баха из Хорошо темперированного клавира (ХТК) мы воспринимаем как цельную мелодию, хотя для этого нужно удерживать в памяти и сопоставлять много звуков, которые уже отзвучали и остались в прошлом при механическом счете времени…
На многих европейских языках настоящее время обозначается словом, имеющим также значение «присутствие»: Praesens, presence, итп. Воспринимая мелодию, то есть упорядоченную совокупность разновременных звуков, мы пребываем в особом состоянии, которое можно назвать «длящееся настоящее». «покоящееся настоящее», упразднение мимолетности мгновения…Полное погружение возможно, если удается еще на это время отрешиться от забот и таким образом снять внутренние напряжение.
Пожалуй, наиболее четко и решительно такое состояние назвал современный искусствовед и серьезный мыслитель Ганс Зедльмайр:
«Такое настоящее интегрирует (исЦЕЛяет») противоборствующие моменты времени в ЦЕЛЬНОЕ время. Эти моменты покоятся, примиренные друг с другом и в своей взаиморасположенности предвосхищенные в нем».
(Вспомним, что в мелодии мы в какой-то мере и предугадываем будущие звуки).
«Во всегда сущем (присутствующем? – НС) как всегда бывшее и всегда будущее сущее – это и имеют в виду, когда говорят о вневременности или вечности произведения искусства как способе его бытия»
Кратко можно сказать: погружаясь в произведение искусства, мы некоторое время пребываем в вечности. Причем в прямом, а не переносном смысле.
Конечно, речь не о том примитивном представлении о вечности, где она как бы складывается из бесконечного числа кусочков времени. Ведь еще Платон называл время подвижным образом вечности. Образ, изображение передает свойства первообраза лишь частично. По-современному, можно сказать, что время – модель, упрощенное и неполное подобие вечности. Отсюда следует, что именно время надо понимать и объяснять на основе понимания вечности, но не наоборот.
В таком состоянии «вечного сейчас» для нас продолжает тикать механическое время часов, иными словами, мы стареем. Возможно, именно этим доступное нам сейчас, и кратковременно, пребывание в вечности отличается от вечности в эсхатологической перспективе. Однако уже и доступная нам вечность является наиболее глубоким и цельным восприятием и переживанием мира, снимая вопрос о том, как вечность совместима с изменением…
Вспомним о Глене Гульде – наиболее известном исполнителе ХТК, да и всего Баха. Сохранились воспоминания о его двух концертах в Ленинграде в 1957 году. На первом зал был полупустой, а на втором – «висели на люстрах»: такого Баха никто раньше не слышал. Этим счастливчикам повезло: вскоре он навсегда ушел от концертов, от суеты и соблазнов тщеславия, записывая музыку исключительно в студии, без публики.
Сейчас нетрудно найти фильмы о нем и его музыке. И там есть удивительные прямые признания: слушая Гульда, поняли, что вечность существует. Отрешенное, вневременОе его исполнение требует и соответствующего расположения слушающего. (Когда такового нет, я слушаю более «нарядные» версии ХТК, - вероятно, школы Ванды Ландовской).
Приложение наших соображений к произведениям искусства или картинам природы, которые мы видим, а не слышим, не всегда очевидно. Однако несомненно существование таких картин, в которые мы можем медленно углубляться, выходя из текущего времени. Для меня, например, таким произведением является «Вид Дельфта» Вермеера. Попробуйте сами сделать копию картины – пусть плохую, любыми доступными средствами, - и вы, наверное, тоже почувствуете, как постепенно уходите в мир четырехвековой давности…
Так и осень, с ее прощальными, постепенно сменяющими друг друга картинами природы, воспоминаниями и ассоциациями, тревогами за будущее и надеждой на новую весну делает нас причастными вечности…
Постепенно сад желтеет,
Постепенно стынет лес,
Сквозь прозрачную аллею
Проступает даль небес.
Убывающая сила
И незыблемая твердь...
Смерть сквозь мир наш проступила
Или Вечность через смерть…
(Зинаида Миркина)
Пускай сейчас и времени теченье
Как будто застывает, - всё же верь:
Пройдёт зима, настанет Воскресенье,
Для новой жизни распахнётся дверь.
(Н.С.)
Свидетельство о публикации №119121402464