Искусство Войны по Сунь-Цзы

Избегание столкновения с большими силами свидетельствует не о трусости, а о мудрости, ибо принесение себя в жертву никогда и нигде не является преимуществом.
            - Сунь-Цзы


Философ автор был сначала,
А полководец потом шёл -
Войны стратегии начала
И жизни принципы он свёл. (1)

Связал Конфуция идеи
С Инь-Ян концепцией от Дао,
Моистов и Легистов цели
В пять принципов войны уставом   (2,3)

1.
"Единодушие народа
И тех кто сверху роль имеет".
Без этого и нет похода
О нём думать не посмеют.

2.
"Должно быть Времени согласие,
И соответствие его
С задачей".  Без его участия
 Любой поход пойдёт на дно.

3.
"Должно быть Места соответствие",
Гармония и здесь ясна -
Сезон, ландшафт и укрепления,
Позиции, что хороша.

4.
"Роль Полководца" он отметил -
Кто знает жизнь её и цену.
Тот, кто гуманностью сам светел
И  для солдат не ждёт замену.

5.
"Важна особо Дисциплина”,
Организация полков.
С толпой не справишься ты силой,
Приказ один для всех готов.

Все эти принципы должны
Иметь в наличии “расчеты”,
Для мира, как и для войны
Иметь в виду эти заботы:

Правитель должен верить в Дао
И быть в гармонии со всем.
Взять полководца, кто по праву
Достоин, честен, без проблем.

Кто верит в войско, в дисциплину.
Его приказ - и нет преград.
Врагу кто не подставит спину
И даром кто не даст наград.

Теперь, познав его основы,
Мы к диалектике пришли -
Китайцам Инь и Ян не новы,
И для стратегии важны:

Обман и верность - вот дуальность,
Что для стратега важный шаг.
И сила-слабость как реальность
Которую не знает враг.

Слыть миролюбием и силой,
Держать врагов на стороже!
Иметь шпионов с сетью длинной
И дипломатов по душе.

Шпионов содержать дешевле,
Без них слепым идёшь ты в бой.
Не доверяйся лишь надежде,
Что каждый воин твой - герой.

Война и мир неразделимы -
Две фазы сущности одной
Где цель одна, незаменима -
Чтобы народ был счастлив твой!

Что дипломатия важнее,
А если и нужна война -
Её закончить поскорее,
Чем дольше - меньше тем нужна.

Стратегии значение в том -
Врагов ты планы разбиваешь,
Закрыть союзникам их дом,
А лишь потом по ним стреляешь.

В любой войне не нужно зверств,
Резню наказывать жестоко.
В сопротивлении меньше мест,
И потерять сам можешь око.

Осады длительной не жди
И избегай, когда возможно.
Вот вам и правила войны,
Её законы знать не сложно. .

Учению - двадцать пять столетий,
Но изучают и сейчас.
Там мудрость со страниц всех светит -
Что войны вредны, хоть на час.

12-13-19 ред


(1) «Искусство войны»— самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике и написанный Сунь-Узы.  Является основополагающим текстом «школы военной философии», главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).

Традиционно авторство приписывается легендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V века до н. э.).

Оно используется в военном обучении в армии США, в том числе в военно-морских силах. Хо Ши Мин также широко применял этот трактат в своей деятельности

(2) Моизм — древнекитайская философская школа V—III веков до н. э., которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание;

(3) Легизм - философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников»


Рецензии