Художник-виртуоз эпохи Мэйдзи... Каванабэ Кёсай

Гравюра: "Чёрный ворон".

Уродливый ворон -
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро!(Басё)



Каванабэ Кёсай (1831-1889) - японский живописец эпохи Мэйдзи известный своими
работами в стиле УКИЁ-Э (образы изменчивого мира) — одно из ранних направлений в изобразительном искусстве Японии.

Эпоха Мэйдзи (1868 - 1912).

Эпоха Мэйдзи - уникальный исторический период кардинальных реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство» - Мэйдзи (этот девиз записывается двумя иероглифами - «свет» и «правление»). Япония переняла многие достижения и опыт Запада и встала на путь такой широкомасштабной модернизации, какой современная история еще не знала. В результате стране удалось за несколько десятилетий перешагнуть от Средневековья к современности, изменить политическую, экономическую структуры, внести преобразования в промышленную, военную, культурную и социальную сферы и коренным образом перестроить традиционное японское общество.


200-летний период правления сёгуната Токугава закончился реставрацией Мэйдзи (1868–1889 гг.) и восстановлением императорской власти.

В 1869 году, после окончательного свержения власти сёгуната Токугава, императорская особа была провозглашена священной и неприкосновенной, обладающей правами главы государства и правительства, а также верховного главнокомандующего. Основной призыв той эпохи звучал как «Богатая страна — сильная армия».

Эпоха Мэйдзи — уникальный исторический период кардинальных реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство» — Мэйдзи (этот девиз записывается двумя иероглифами — «свет» и «правление»).

Япония переняла многие достижения и опыт Запада и встала на путь такой широкомасштабной модернизации, какой современная история еще не знала. В результате стране удалось за несколько десятилетий перешагнуть от Средневековья к современности, изменить политическую, экономическую структуры, внести преобразования в промышленную, военную, культурную и социальную сферы и коренным образом перестроить традиционное японское общество.

В 1869 году Император Муцухито перенес столицу в Эдо, переименовав его в Токио («восточная столица»).

Япония начала активную борьбу за свое положение на китайских и корейских землях. После побед в Японско-китайской (1894–1895 гг.) и Русско-японской войнах (1904–1905 гг.) Страну восходящего солнца стали причислять к великим державам. Япония приступила к индустриализации. Военные победы способствовали проникновению экономических и культурных ресурсов в страну. Начался длительный период вывоза национальных богатств Кореи в Японию, а также активное развитие торговых отношений с Китаем.

Именно эпоха Мэйдзи стала периодом взаимопроникновения японской и западной культур. Многое изменилось, появились новые мотивы, новые техники. Художники из других стран обратили внимание на японскую культуру и привнесли элементы японского стиля в живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Особенно ярко японские мотивы проявились в новом стиле — ар-нуво (в России получившем название «модерн»).

Процесс ассимиляции западного влияния включал возникновение новых форм, сочетающих возвращение к собственным традициям и использование новых западных веяний. В частности, были предприняты успешные попытки работы с новыми техниками живописи, давно известными в Европе. Японские художники освоили живопись маслом. Японская живопись эпохи Мэйдзи испытала влияние таких европейских школ, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. В 1887 году в Токио была учреждена новая школа изящных искусств национального направления, а в 1907 году возник первый официальный «Салон искусств».

Существенно новым направлением стала новая гравюра, получившая название «авторская печать» сосаку-ханга, появившаяся в первое десятилетие ХХ в. Ханга — это любая гравюра, в дословном переводе — «печать с доски» (сосаку — авторская, ханга -гравюра).

Художники, находящиеся под сильным влиянием западной живописи, осознали важность собственного художественного наследия, и нашли в гравюре новые возможности для выражения своих творческих идеалов. Традиционная гравюра была продукцией массовой печати, в создании которой наблюдалось чёткое разделение труда художников, резчиков и печатников для оптимизации и удешевления производства. Гравюры сосаку-ханга расценивалась художниками как авторские произведения искусства, в которых все этапы работы — от творческого замысла до печати — производились одним мастером гравюры. При работе с сосаку-ханга применялись многие современные западные техники гравюры, в то же время сохранялись самые высокие достижения традиционной японской ксилографии. В том числе, были продолжены эксперименты с деревянными печатными досками, которые позволяют создать уникальные эффекты фактуры поверхности печатного листа. В авторской гравюре появились новые темы и сюжеты.

Со  смертью Каванабэ Кесая, говорили его современники, наступил конец классического вида японского искусства - гравюры УКИЕ-Э. Сейчас мы знаем, что и после Кесая  были мастера, работавшие в стиле традиционных  форм  укие-э. И все же именно в личности Каванабэ Тоику (таково настоящее имя мастера) воплотился дух старого японского художника - мудрого и беспечного, насмешли-
кого и немного печального, страстно влюбленного в жизнь во всех её проявлениях.

Каванабэ Тоику родился в провинции Симоцуке. Семи лет от роду его отдали в
мастерскую Утагавы Куниеси, известного мастера школы Укиеэ, хорошего рисовальщика, применявшегося в своём творчестве отдельные европейские приёмы,
такие, например, как светотень. У Куниеси молодой художник остался недолго,
он перешёл к Кано Тохаку, который дал ему основное художественное образование,
приобщил к глубинным национальным традициям японского искусства. Однако весьма
независимый, а подчас резкий характер ученика довольно скоро заставил его
уйти от учителя и начать самостоятельную деятельность.

На первых порах молодой художник обратился к пейзажу и рано приобрёл известность Свои многокрасочные  пейзажные листы он подписывал Тикамаро
(японские художники на протяжении жизни несколько раз меняют имена в соответствии с разными периодами своего творчества). Своё основное имя - Ке-
сай, вошедшее в историю японского искусства, художник стал употреблять после
1863 года. Ранние ксилографии имеют мало общего с более поздними работами.
Они выполнены по все законам изображения пейзажей укиеэ; в композициях, умело
и правильно скомпанованных, присутствуют все обязательные в этом жанре элементы, но индивидуальность мастера здесь ещё мало заметна.

Годы творческого становления художника совпали с концом военно-феодального режима правителей из рода Такугава, с периодом назревания буржуазной револю-
ции, свершившейся в 1867 году. Кёсай, в отличие от многих японских художников, принимал деятельное участие в политической жизни страны. Его карикатуры и политические рисунки во множестве гравюрных оттисков расходились в массах и вызывали гнев и репрессии правительства.

Один лист называется "Процессия лягушек". В центре изображена толстая лягушка, восседающая на паланкине, который несут несколько лягушек-слуг. За паланкином с большим листом, как опахалом, поспешает лягушонок. Вокруг - в доспехах
воинов, с мечами, сурово надутые лягушкой охранники. Эта забавная процессия -
насмешливая и далеко не безобидная пародия на знатных феодалов. Главная, с
комической важностью надутая лягушка пародирует даймё - могущественного князя,
в охранниках которого сразу можно узнать воинственных самураев. За этот рисунок художник был подвергнут тюремному заключению. Рассказывают, что, выйдя на свободу,
"исправившийся" Кёсай сделал другой рисунок кистью под названием "Перемена мест. Лягушки казнят змею". В этой композиции лягушки представлены в героическом свете. Они убивают огромную, свирепого скалящую пасть, змею. За
этим нельзя не увидеть демократических настроений художника.

До революции 1867 года Кесая трижды сажали в тюрьму по политическим мотивам,
однако и при новом режиме он находил достаточно поводов для насмешек - трения с властями были его уделом до конца жизни.

Жизнь Кёсай вел бурную и не упорядоченную. Независимость от традиции, в смысле
вольной её интерпретации, а не ремесленного копирования, точность рисунка,
мастерство композиции, юмор сближают Кесая с великим мастером укиеэ Хокусаем.
Отдельные работы из альбомов "История живописи в изложении Кесая"(4 тома) и
"Собрание изображений соколов и другие сюжеты"(5 книг) по общей монументаль-
ности превосходят Хокусая. "Удар кисти способен определять массу,- говорил
Кёсай. - движение бегущей волны, брызги и струйки дождя, огонь или ветер можно
перенести в ясные, точные линии".

Многом свои работы художник подписывал "Сёдзё Кёсай". Сёдзё в японской мифологии - существо с красной шерстью и голосом ребёнка, отличающееся любовью
к вину. Кёсай был неравнодушен к вину, его влиянием отмечены и многие работы
художника. Отношение Кесая к опьянению  роднит его со старыми китайскими и японскими художниками, с их утонченным культом одухотворяющего вина. Из моря
классических сюжетов Кёсай часто выбирал темы, связанные с вином и весельем.

Серия гравюр "Семь богов счастья" изображает беззаботную жизнь популярных героев японской мифологии. Одна гравюра показывает весёлые забавы Семи Бессмертных. Семеро, занимаясь сочинением стихов, для обретения раскованного поэтического состояния обильно угощались вином и под конец стали со смехом мазать друг друга тушью. От этой большой гравюры веет особой атмосферой духов-
ноги состояния, когда радость творчества, радость жизни и радость от общения
с близкими друзьями сливаются в одну. Подобные по духу работы мастер иногда
подписывал "Буйный Во Хмелю Громоподобный Пьяница". "Кёсай"- также смысловой
псевдоним. Иероглиф "сай" мастер взял из уважения к Хокусаю, дабы показать свою приемственность с ним, а "Ке" означает "бурный, несвязный, безумный".

Нет необходимости говорить, что поза буйного гуляки снискала Кесаю славу сумасброда и не доставляла окружающим слишком много неудобств, ибо была в
значительной степени маской, составлявшей органическую часть творческой личности художника.

В то время как гравюра укиеэ быстро теряла своё поэтическое своеобразие, заимствуя, чаще всего неудачно, европейские приёмы, Кёсай выступал как архаизатор. В последние годы он лишь немного места стал уделять цветной ксилографии в своём творчестве, перейдя к свитковой полихромной живописи водяными красками и одноцветной тоновой гравюре, которая процветала в Японии до изобретения цветной печати со многих досок. Особенно Кёсай любил изображать
соколов и воронов. Его чёрные вороны считаются лучшими в гравюре укиеэ.

Фантазия художника была по достоинству оценена в Европе ещё при жизни мастера. В своих лучших гравюрах художник предвосхитил сюрреализм, его серия Адские сюжеты полна чёрного юмора, картины стали известны на Западе благодаря шотландскому хирургу и коллекционеру японской живописи Уильяму Андерсону (1842-1900), который покупал их у автора. Коллекция Андерсона сейчас представляет собой ядро японских картин в Британском Музее.


                @


Рецензии
Здравствуйте Алексей.
С большим интересом прочитала ваше произведение.
Большое вам спасибо.

Татьяна Джураева   25.12.2019 00:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна. Спасибо большое за отклик!

Алексей Гончаров2   25.12.2019 08:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.