Занятие 4. Общие правила стихосложения
1.В каждом стихотворении должно развиваться действие.
2.Стремитесь к тому, чтобы в ваших произведениях не было ЗАУМНЫХ и непонятных слов. Пишите просто. Помните о том, что простота нелегко даёт распознать свою прелесть, потому что прячет её. Недалёкие критики и читатели часто принимают ПРОСТОТУ за БАНАЛЬНОСТЬ. Это очень неверное суждение. На первый взгляд, кажется, что просто может писать любой автор, но в действительности простота изложения доступна лишь очень немногим. Она может выглядеть бесцветной и неглубокой, но чтобы достичь простоты стиля, надо затратить больше усилий, чем на создание очень сложных, на первый взгляд, произведений.
3. Старайтесь уходить от иностранных слов. Любое иностранное слово легко
можно заменить на русское. Помните, у А.С. Пушкина:
...Всех этих слов на русском нет,
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический Словарь.
Уходить от иностранных слов надо даже в том случае, если они не искажают чувств, не затуманивают мысль, не ведут к стилистическим ошибкам. В большинстве случаев иностранные слова не нужны, даже вредны: они искажают художественную ткань любого произведения и придают ему официальную, казённую окраску. Мы - русские люди! Мы должны гордиться своим языком и пропагандировать его. И особенно это относится к поэтам и писателям, которые стоят на переднем рубеже защиты родного языка от всего чужеродного,не отвечающему духу русского человека.
4.Не коверкайте слова ("долги годы", "зелена трава".)
5. Следите за ударениями. Если этого не делать, то можно дойти до таких "вершин" стихотворного творчества, как:
"Открывай, не боИсь, пусть идёт перепИсь).
6. Расположение слов в предложении должно отвечать правилам русского языка. Любая стихотворная строка, любая фраза должна быть построена грамотно. Нельзя говорить:
"Он спрятал голову в ладонях, пытаясь взять себя в руки", или "Пёс на всё махнул лапой".
7. Желательно, чтобы существительное не стояло в конце фразы после слов, его определяющих ("Снисходительные звёзды над деревьев головами").
("Как не надо писать стихи" Леонид Коганов).
8. Избегать причастий и деепричастий, а также затейливых вычурных фраз.
В английской и французской речи причастия и деепричастия встречаются намного чаще, чем в русской. Они хлынули в русский язык ещё в 19 веке. Вместе с другими галлицизмами, деепричастия - признак речи книжной или не слишком литературной (ведь звучит очень некрасиво "он не евши", "я вставши"). Два-три причастия или деепричастия в одной фразе утяжеляют предложение и затрудняют восприятие. А иногда одно деепричастие может утопить всё стихотворение.
9. Избегать непристойностей.
10. Фраза должна быть построена чётко и грамотно, чтобы читатель не ломал язык и мог читать стихотворение без запинки.
11. Каждый образ должен быть по возможности детализирован (если дерево то какое (берёза, тополь или сосна). Очень важно описать хотя бы один характерный признак описываемого предмета. Чем конкретнее слово, тем лучше, образней, убедительней текст.
12. Избегать слов - паразитов "Как будто", "словно бы", "точно так", "уж".
13. Ни в коем случае не использовать в своих стихах выражения или целые строки из чужих стихов. Одна такая погрешность может поставить крест на всей вашей поэтической деятельности.
14. Избегайте кратких прилагательных "зелен бор", добр конь" "свеча златая".
15. Старайтесь не использовать в стихах выражения прошедших эпох: "сладкая нега", "души томленье", "сказочный чертог" и т. д. Любой язык - живой организм, который постоянно развивается и совершенствуется. То, что было актуально и своевременно сто лет назад, в наши дни звучит архаично и неестественно.
16. Если берёте гражданскую тему, то не следует вводить в строки избитые "лозунговые" слова. Стихи - не речь на митинге.
17. Если нет острой необходимости, не пишите. Если нет чёткого понимания того, о чём вы собираетесь писать, не пишите.
18. Каждое слово в строке должно означать одно понятие, нести определённую нагрузку. Оно не должно звучать двусмысленно (мальчик чувствовал себя ПРЕДАННЫМ). Слово "преданный" - синоним слова " верный", и оно явно не подходит к данному предложению.
19. Если есть возможность заменить длинное слово коротким, книжное (официальное) разговорным, сложное - простым, стёртое, безликое - конкретным - сделайте это. Каждое слово должно быть конкретным. Чем оно точнее, тем лучше, убедительнее текст.
20. Первые две строчки являются камертоном для любого стихотворения. Ритм, заданный этими строчками, должен пронизывать всё стихотворение. Если в первой строке 8 слогов, во втором 7, то во всех последующих куплетах должна соблюдаться эта закономерность.
21. В любом произведении надо от частного идти к общему. Пример: нужно стремиться описать каплю росы так, чтобы в вашем описании читатель мог увидеть утро во всей красе.
22. На любую тему надо писать исходя из отдельных случаев или фактов, а не общими словами.
23. Самое важное в любом произведении - первые слова. Если они ещё не найдены, не стоит даже садиться за работу: после первых часов работы, множества исправлений и зачёркиваний несколько измятых страниц отправятся в корзину для бумаг. Первые слова - это "запев", это камертон дающий определённый настрой всему произведению. Эти слова задают тон, в них сразу же выявляются характер и стиль всей вещи.
24. Старайтесь описать предмет, не называя его. Это вершина поэтического мастерства. Например, если автор говорит о любви, то желательно сказать о ней так, чтобы само слово "любовь" в стихотворении не упоминалось. Как прекрасно звучат слова "Я готов целовать песок, по которому ты ходила". А ведь здесь слово "любовь" только подразумевается. Или возьмите песню "Сиреневый туман". Здесь тоже о любви не сказано ни слова, но вся песня ею пронизана.
25. "Когда вы описываете мужчину, женщину, местность, думайте всегда о ком-нибудь, о чём-нибудь реальном. Только тогда вы сможете нарисовать картину, соответствующую действительности".
Стендаль.
26. «Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность.»
А.С.Пушкин
27. И ещё есть одна деталь, мимо которой трудно пройти. 150 лет назад Флобер писал молодому Мопассану:
«Когда вы проходите мимо торговца, сидящего у дверей своей лавки, мимо сторожа, который курит трубку, покажите мне этого торговца и сторожа, их позу, весь их физический облик, в котором заключена вся их моральная природа, покажите мне их такими, чтобы я не спутал их ни с каким другим торговцем или сторожем, и покажите мне с помощью одного слова, чем лошадь этого экипажа не похожа на пятьдесят других, которые только что прошли или пройдут».
Свидетельство о публикации №119121002801