Как замки строиться должны. Музей Новый Иерусалим

      Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
   /А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава II./

     Сохранившиеся подмосковные усадьбы можно разделить на три категории.
Во главе нужно поставить усадьбы московских магнатов с грандиозными дворцами,
выстроенными по проектам лучших архитекторов, со всевозможными павильонами,
театрами, «эрмитажами» и прочими изящными затеями - как будто бы волшебными ларцами,
великолепными регулярными парками с партерами, памятниками,
лабиринтами дорожек, статуями и прудами,
   Эти парки – художественные создания забытого теперь «садового искусства»,
имевшего своих прославленных мастеров, свои традиции, передающие красоту прекрасного чувства.
   Затем идут более скромные усадьбы, чуждые особых затей,
приспособленные для удобного и спокойного житья, игр подрастающей детворы.
Барский дом в этих усадьбах чаще возводили второстепенные  или даже свои архитекторы -
иногда по образцу какой-нибудь соседней пышной усадьбы знаменитых мастеров,
иногда пользуясь указаниями городских архитекторов.
     План дома был приспособлен к потребностям широкого домашнего быта, со старинной мебелью.
Забота об уюте пересиливает здесь стремление к великолепию.
Парк такой усадьбы всегда украшали только пруды, пристани
да несколько круглых беседок обычного типа, влекущих к тихому благолепию.
    Художественного интереса эти усадьбы представлять не могут, но при всём том
их заросшие, запущенные парки с ветхими беседками
необыкновенно поэтично окружают старый уютный дом.
     Старинная мебель, скульптурные украшения
и роспись по стенам некого доморощенного художника нового поколения
окружают эти дома какими-то романтическими грёзами, словно всё это здесь было,
навевают воспоминания о том, чего, может быть, никогда и не было.
   И, наконец, третья категория – это усадьбы, носящие характер чисто бытового «архитектурного анархизма»,
это создания доморощенного классицизма.
Они строились часто по проектам и приказаниями самого барина,
насмотревшегося в Москве  или за границей на архитектурные сооружения
и воспроизводившего в своей усадьбе всё, что ему понравилось и недорого стоило, – для настроения.
    Тут эстетика совершенно подчинялась быту.
Приходила фантазия завести оранжерею - пристраивали её к готовому дому быстро, игриво;
увеличивалось семейство - прилепляли мезонин.
И всё строилось прочно, уютно, но некрасиво.
   Если усадьбы-дворцы создавались для великолепных празднеств и восхищения гостей,
усадьбы среднего типа – для летнего жилья культурного барина, ждущего с гостями новых вестей
и не желающего даже в деревне отказаться от роскоши и удобств городского быта, свежих новостей,
то последние имели характер строго практический, хозяйственный, у каждой - необычные судьбы.
Число таких подмосковных усадеб незначительно,
но в далёких уездах – это самый распространённых тип средней дворянской усадьбы.

     Наиболее  типичные  усадьбы Подмосковья XVIII-XIX веков:
Пехра-Яковлевское. Балашиха. Основу существующему ансамблю заложил Пётр Михайлович Голицын на рубеже 1750-1760 годов.
Покровское-Засекино. Одинцовский район. Здесь в  первой половине ХIХ века в детстве жил в усадьбе своего отца А.И. Герцен.
Богородское. Кишкино-Пустое. Ступинский район. Рубеж XVIII- ХIХ веков. Редкий образец мелкопоместной усадьбы.
Зендиково. Каширский район, последняя четверть XVIII века - период невиданного взлёта усадебного искусства.
Никольское-Гагарино. Рузский район. 1773-1778 годы.
Петровское-Алабино (Княжищево). Наро-Фоминский район. Конец XVIII века.
Пущино-на-Оке. Серпуховской район. Неоклассический ансамбль. 1900-е годы.
Васино. Чеховский район. Основана во второй половине XVIII века.
Суханово. Ленинский район. XVIII- ХIХ века.
Вороново. Город Подольск. Середина XVIII века.
Архангельское. Красногорский район. Архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма возник на рубеже XVIII-XIX веков. Сама усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.
_______
Выставки продлятся до 5 апреля 2020 года.
_________
Текст в прозе, представленный на выставке:
    Сохранившиеся подмосковные усадьбы можно разделить на три категории. Во главе нужно поставить усадьбы московских магнатов с грандиозными дворцами, выстроенными по проектам лучших архитекторов, со всевозможными павильонами, театрами, «эрмитажами» и прочими изящными затеями, великолепными регулярными парками с партерами, лабиринтами дорожек, статуями, памятниками, прудами. Эти парки – художественные создания забытого теперь «садового искусства», имевшего своих прославленных мастеров, свои традиции.
   Затем идут более скромные усадьбы, чуждые особых затей, приспособленные для удобного и спокойного житья. Барский дом в этих усадьбах чаще возводили второстепенные  или даже свои архитекторы, иногда по образцу какой-нибудь соседней пышной усадьбы, иногда пользуясь указаниями городских архитекторов. План дома приспособлен к потребностям широкого домашнего быта и забота об уюте пересиливает здесь стремление к великолепию. Парк украшали только пруды, пристани да несколько круглых беседок обычного типа.
    Художественного интереса эти усадьбы представлять не могут; но их заросшие, запущенные парки с ветхими беседками необыкновенно поэтично окружают старый уютный дом. Старинная мебель, скульптурные украшения и роспись по стенам некого доморощенного художника окружают эти дома какими-то романтическими грёзами, навевают воспоминания о том, чего, может быть, никогда и не было.
   И, наконец, третья категория – усадьбы, носящие чисто бытовой характер. Это создания доморощенного классицизма. Они строились часто по проектам и приказаниями самого барина, насмотревшегося в Москве  или за границей на архитектурные сооружения и воспроизводившего в своей усадьбе всё, что ему понравилось и недорого стоило. Тут эстетика совершенно подчинялась быту. Приходила фантазия завести оранжерею – пристраивали её к готовому дому, увеличивалось семейство – прилепляли мезонин. И всё строилось прочно, уютно, но некрасиво.
   Если усадьбы-дворцы создавались для великолепных празднеств и восхищения гостей, усадьбы среднего типа – для летнего жилья культурного барина, не желающего даже в деревне отказаться от роскоши и удобств городского быта, то последние имели характер строго практический., хозяйственный. Число таких подмосковных усадеб незначительно, но в далёких уездах – это самый распространённых тип средней дворянской усадьбы.
              /Текст в прозе: Ю.И. Шамшурин. Подмосковные усадьбы./


Рецензии