Завхоз
Начало работы в школе пришлось на лихие девяностые. Средств на сантехнику, на ремонты да и просто на обычную уборку помещений было крайне недостаточно, не хватало техничек, нормальных рабочих, которые хотя бы могли гвоздь правильно забить, а уж о хороших сантехниках или электриках приходилось только мечтать… Всю сантехнику, все неисправности в электропроводке завхоз поначалу ремонтировал сам. Школьные помещения, а особенно коридоры и рекреации, после окончания учебного года требовали хотя бы косметического ремонта, но денег не было ни на краску, ни на другие материалы. А ремонт делать было надо, так как комиссия не примет здание перед началом нового учебного года, а чем это грозило, просто страшно представить… И вот приходилось изворачиваться, а вернее, выворачиваться наизнанку: старую, засохшую краску, превратившуюся в пластилин, которую когда-то давным-давно предусмотрительно не выбросили после очередного ремонта, оживляли с помощью едкой солярки, часами перемешивая её руками в бочке, потолки белили обычным мелом, и были чрезвычайно благодарны предпринимателям, оказавшим гуманитарную помощь школе двумя-тремя банками краски с давно истёкшим сроком использования. И результат превосходил ожидания - к 1 сентября школа обновлялась и радовала белыми потолками, свежевыкрашенными полами, и даже новые разноцветные заплаты на старом линолеуме гармонично дополняли общую картину готовности школы к началу нового учебного года.
Или взять ремонт крыши, которая постоянно протекала. Ну кто возьмётся за ремонт крыши довольно-таки высокого двухэтажного здания? Только сам завхоз. Никто из рабочих не соглашался, все боялись высоты. Еле уговорил одного работягу, тот согласился помочь. Заштопали крышу, до сих пор служит.
И техничек сменилось великое множество, пока не подобрался подходящий коллектив.
Всех пьющих, всех лентяек выпроводили, кто-то «перевоспитался», а те, что остались работать с Александром Григорьевичем, не подводили его, а при случае всегда выручали, если надо было убрать территорию заболевшей напарницы.
Конечно, за шестнадцать лет очень многое изменилось, появились средства на ремонт, много чего было отремонтировано и заменено на новое, а вот косметический ремонт в летнее время всё так же делали его преданные технички под чутким руководством своего завхоза.
А ведь Александр Григорьевич начал осваивать эту должность завхоза-хозяйственника ещё с малых лет. Именно ему, Сашке, было поручено снабжение продуктами их большой семьи. Деньги на продукты выдавала, конечно, мать, а вот походы в магазин были Сашкиной прямой обязанностью. Он до сих пор помнит, сколько стоил хлеб в магазине, молоко, сахарный песок, пачка маргарина и другие товары повседневного спроса – такая вывеска красовалась на некоторых магазинах с этими, действительно ежедневно нужными, продуктами. Многие продавцы в магазинах знали Сашку по имени и относились к нему как к верному, постоянному покупателю.
Предприимчивый «завхоз» даже небольшой бизнес сделал на этом. Купит в магазине килограмм сахарного песку, отсыплет чуть-чуть в приготовленный и спрятанный в кладовке такой же бумажный пакет, и раз за десять наполнит его. Отправит мать его в очередной раз в магазин, а он этот наполненный пакет как будто из магазина принесёт, а сэкономленные денежки к себе в копилочку…
Поступок, конечно, не очень благовидный, но что ж ему оставалось делать, если на пряники и конфеты было наложено строгое табу по причине очень скромного достатка семьи, а у многих его друзей эти простые сладости не переводились. Поглотаешь-поглотаешь слюнки, глядя на это сладкое изобилие на чужом столе да и придумаешь какую-нибудь афёру…
Часто по утрам, ещё до школы, Сашка отправлялся разносить по знакомым адресам пойманную отцом рыбу, каждый лещ – рубль, и тут уж ничего себе не выкроишь. Если рыбы было много, ему в помощь снаряжали сестру, и они вдвоём успевали до школы пристроить этот скоропортящийся товар. Ох, и вкусны же рыбники с этим жирным, золотистым лещём! Без рыбника в праздник и шенкурский стол - не стол, это наипервейшее блюдо умели печь все женщины на Ваге, была бы рыба!
Вообще, Сашка был вполне послушным ребёнком и особых забот у родителей не вызывал. Хорошо учился, не хулиганил, бегал на разные секции и даже пел в учительском хоре – был запевалой. Очень любил читать и был записан во всех четырёх шенкурских библиотеках. Ещё до школы сам одолел детскую книжицу про Козу-Дерезу. А потом… потом родителям приходилось выключать свет, чтобы сын закрыл книжку и лёг спать. Так он и тут выход нашёл – начал читать с фонариком под одеялом. Самыми любимыми были книги из серии «фантастика», и как только в библиотеку поступали такие книжки, библиотекари сразу предлагали их Сашке. Вот только один крен был в его чтении – не любил читать произведения из школьной программы…
Мать иногда «кипятилась» из-за того, например, что Сашка просился в кино, а у мамы находились какие-нибудь срочные дела, и получить разрешение удавалось далеко не всегда. Да и денег вечно не было, а билет стоил десять копеек, а детей было пятеро…Вот тут уж опять приходилось Сашке идти на хитрость: сначала вытащит в холодный коридор шапку, куртку, а потом, в одной рубашке, якобы в гости к соседу…а сам - дёру в кинотеатр. Деньги, как правило, у Сашки водились, а иногда тётя Валя, билетёрша, мать одноклассницы, пропускала его, да и других знакомых мальчишек, без билета, если в зале было много свободных мест.
Конечно, случалось, и Сашка доводил мать «до белого каления», паинькой-то он точно не был… Мать схватит ремень, разозлившись на какую-нибудь Сашкину проказу, а он – за печку. Мать за ним, а печка стояла в центре комнаты, так что в гонках вокруг печки победителем оказывался Сашка, и наказания ремнём он, скорее всего, избегал. В конце концов матери надоест бегать за ним, она рассмеётся, поразившись находчивости сыночка: «Стой, прохвост!» Увидев, что мать уже отошла от гнева, он прекращал свои круговые забеги, и дальше наступало примирение: мать просила выполнить какую-нибудь работу, а Сашка мигом всё исполнял. Зато сестре и брату ремнём попадало, так как с освоением школьных наук дело у них шло туго, не то, что у Сашки, и мать зачастую стояла то у сестры, то у младшего брата за спиной с большим отцовским ремнём в руках, когда они выполняли домашнее задание. Тут уж за печку не спрячешься! Ну, а Сашка все письменные уроки выполнял сразу после школы, до того, как родители придут с работы да ещё и сестре, которая училась на два года его старше, решал задачки.
На школьные собрания к Сашке родители ходили с удовольствием, часто вдвоём, и одевались, будто шли в гости к кому-то или на концерт в Дом культуры. Ничего плохого о Сашке учители не говорили, иногда – хвалили, а классный руководитель, Зоя Михайловна, так сказала родителям о Сашке: « Ваш сын никогда не заостряет углов,» - что, видимо, означало, что вёл он себя как ученик послушный, исполнительный и вполне дисциплинированный.
На собрания к другим своим детям отец с матерью не ходили. Кому же охота выслушивать упрёки и нарекания учителей! Но ведь учителя-то порой были одни и те же и у Сашки, и у его брата и сестры… И догадались учителя претензии по поводу слабой учёбы и плохого поведения остальных детей высказывать на Сашкиных собраниях. Надо ли говорить, что в конце концов и к Сашке на собрания в школу родители ходить разлюбили…
08.12.2019г.
Свидетельство о публикации №119120900590
Александр Григорьевич действительно ответственный, умный, надёжный человек. А про любовь в повествовании есть? Я не всё прочитала Или продолжение следует...?
Спасибо!
Отлично!
Татьяна Ильина Антуфьева 10.12.2019 23:44 Заявить о нарушении
И ещё. Я совсем забыла слово - крынка. А оно есть!
Татьяна Ильина Антуфьева 10.12.2019 23:46 Заявить о нарушении
Татьяна Ильина Антуфьева 10.12.2019 23:47 Заявить о нарушении
Галина Долгобородова 10.12.2019 23:51 Заявить о нарушении
Галина Долгобородова 10.12.2019 23:54 Заявить о нарушении
Без любви такой истории не напишешь!Истории жизни, конечно...
Счастья вам на долгие годы!
Татьяна Ильина Антуфьева 10.12.2019 23:57 Заявить о нарушении