Стихотворение месяца 80 - Обзор Соэля Карцева
В ночной тиши, вдали от дома, в захолустье,
Где дремлют травы в малахитовых лугах,
Где заселяют звёзды высь ночную густо,
Свет отражая на церковных куполах,
Раскрыв окно, я слышу голос монотонный,
С повествованием о прожитом, былом
Под плавный звук сентиментального бостона
Он сердце радует живительным теплом.
Виденья образов торопятся навстречу,
Наполнив рифмами ночную пустоту,
Я тайну мыслей ранним утром рассекречу,
Отдав на суд пока тетрадному листу.
Не покидай, молю тебя, о, вдохновенье!
Входи без спроса, сговорившись с тишиной,
В окно врывайся, с лёгким ветра дуновеньем,
Пока не ведает душа, что есть покой.
Укрась мелодией строфу и обаяньем,
Придай оттенок ей предутренней зари,
Картины словом рисовать позволь с желаньем
И новый день волшебным светом озари!
Над поэтической речью по первому впечатлению автору стоит поработать... «Пока тетрадный лист» А каким ему предстоит стать? Вдохновение, которое позволяет рисовать картины словом с желаньем, звучит не как вдохновенье, а как что-то, вымученное в попытках совместить рифму с размером. Переполнено штампами и банальностями. Высь со звёздами, малахитовые луга, живительное тепло, лёгкое дуновенье ветра, волшебный свет и т.д., и т.п. Качество рифм невысокое. Эрудиции ноль.
3/2
*****
2. "Пророк"
Реки Вавилона двигаются вовнутрь,
ссадины струй своих держат в подобье рук –
...сияют пророком в львах,
стволы соляные горят у воды в семи головах:
А. Петрушкин
Вот и финал очередного фарса:
пыль из-под ног, а за плечами дым.
Предрешено - сражайся ли, отдайся,
а твой конец не может быть иным.
Ты, кто вкусит от будущего лиха,
судьбой смирись или себя спаси.
Рекламой пиру "мене, мене" вспыхнет,
а ты продолжи: текел, упарсин.
Что будет дальше? Изучай уроки:
один тиран, другой тиран, другой...
И будут лжи и истины пророки,
и будет кровь. не ручейком – рекой.
Соль добывая в реках Вавилона,
продай себя и на гроши купи
своей страны разорванное лоно
и строй в пустыне храмы-корабли.
Или не строй. Придёт иной хозяин,
сожмёт кулак... Ты снова средь руин.
Страна, что девка, что без спросу взяли...
Я спать пошёл.
Проснёшься – разбуди.
Смирись судьбой или с судьбой? Что там с согласованием? У меня хорошее впечатление. «День стоял о семи головах» конечно поконкретнее, ну да ладно... Лучшее- враг хорошего. Да и за Петрушкина спасибо. Финал, как на фронте, когда пост передают... «Я мечтаю вернуться с войны». Ну, вы понимаете...
5/4
*****
3. "Притча"
Схлестнулись родичи: Огонь, Вода и Лёд.
Огонь вопил:"Я всех сильней и рьяней!"
Лёд пригрозил: "Вода тебя зальёт,
потом период ледниковый грянет"
Вода молчала, но её молчанье
сулило ураганы в Океане.
*
Печально Бог смотрел со стороны
на похвальбы враждующей родни.
Огонь с водой точно родичи? Лёд здесь, малость, чужеродно смотриться, земля больше бы подошла. ПохвальбУ в ед.ч.
3/3
*****
4. "Не это ль счастье!"
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Иван Бунин
Не всем хватает ласки да тепла под солнцем.
Дано счастливым быть не каждому из нас.
За счастье, друг мой, нужно день и ночь бороться, –
В том убеждаюсь всякий раз.
Одним – за счастье слышать тихий скрип калитки,
Другим – парить на крыльях ветра в небесах,
Крутиться белкой в колесе, не быть улиткой,
Блестеть росинкой, как слеза.
А мне – светиться, словно солнышко, играя,
Скользить по гладкой чаше синего пруда
И слышать мамин голос: "Нету краше края,
Где льётся божья благодать".
И сердцем принимать зарницу, как причастье,
Где ластится с восторгом таксы тишина,
Встречать рассветы ровно в пять – не это ль счастье!
И не жалеть, что жизнь одна!
Борьба за счастье напомнила мои школьные сочинения... Сказано же «счастье – это, когда тебя понимают»)) А скрип калитки точно мешает парить? Я совсем не уверен. В пять ещё попробуй встать... Этакое общее место, украшенное восклицательным знаком. А главное, зачем эта борьба, заявленная в начале? Она противоречит финалу текста. Качество рифм невысокое.
3/2
*****
5. "Настроение на нуле"
Ноябрь разлёгся на стерне,
Зависли тучи в вышине,
Лишь слабый отблеск на окне зари тоскливой,
С экрана кто-то голосит,
И сеет дождь из мелких сит,
Сосед за стенкою басит - нет позитива.
Сижу на кухне битый час, -
Под чайником трепещет газ,
Хочу для Музы заварить листочки мяты.
Тружусь над рифмами без сна
Без толку. Муза... где она?
Наверно, в сумраке ночном ушла куда-то.
Туда, где кофе есть и чай,
Где рады все гостей встречать,
И на гитаре туш сыграть всегда готовы,
Где шум, веселье, звонкий смех,
И в строчках радует успех...
Жаль, этот адрес, как на грех, забыл я снова.
И вот опять сижу один,
И веет холодом с гардин,
И ходит кот, как господин, с хвостом поднятым.
Сижу, мечтая о тепле,
А настроенье на нуле,
И пряно пахнут на окне листочки мяты.
С гардин или от гардин? Вопросы... Тяжела ты жизнь поэта, всё не катит рифма ета)) И нет успеха, что характерно... Где ж его взять позитив то? Не лучше ли накатить вместе с котом граммов сто горькой... Сумрак ночной и звонкий смех тоже позитива не добавляют. Очень похоже на фабричную штамповку.
4/2
*****
6. "Наша жизнь"
Вижу я за окном
Первый танец снежинок...
Мы, как прежде, вдвоём,
Нашей жизни - картина:
На столе - крепкий чай,
И помпушки с вареньем.
И, меня, невзначай,
Взгляд твой трепетный греет.
Пусть проходит сто лет,
Будет та же картина...
И любви нашей след -
Этот танец снежинок.
Помпушки от слова помповое или помпа? Греет, конечно, невзначай и, конечно, взгляд. Это стопудово... Ещё и трепетный. В одну телегу впрячь неможно... Что то меня удержало от единицы. Даже не знаю... Слабая надежда на то, что варенье малиновое...
3/2
*****
7. "После"
Реальность стала меньше волновать.
Мечты и рассуждения абстрактны,
надежды превратились в симулякры,
помалу обесценились слова,
слетающие с равнодушных клавиш.
А наше отчужденье не исправишь,
нажав легко волшебную Delete.
Да надо ли об этом говорить?
Всё сказано и решено давно.
И, в том числе, остаться веб-друзьями,
делиться новостями и страстями,
оставить незакрытое окно
в чужую жизнь, которая не впустит
былой любви беспомощные чувства.
Потеряны, растерянны всерьёз,
они сейчас блуждают среди звёзд.
Делет и говорить рифма то ещё та... В каком, том числе? Решение принятое давно семантически конкурирует с этим речевым оборотом. Звучит, довольно, коряво. «Потеряны, растерянны» каша масленная.
3/3
*****
8. "Исход"
Серый пепел - твои глаза,
Чёрный уголь - твоя любовь.
Невозможно вернуть назад
Дни, подаренные тобой,
Отыскать на траве следы
От калитки за окоём,
Улететь в предрассветный дым
Опалённых огнём краёв,
Где струится река Почай,
Перекинут Калинов мост,
Где утраченных дней печаль
Разливается на сто вёрст.
Кто туда попадёт – пропал,
Надрываясь визжит коса,
Но ведёт через луг тропа –
Та, которую выбрал сам.
Серый камень у трёх дорог,
Чёрный ворон да толстый сук.
Выбирать я когда-то мог,
А теперь выбирает внук.
Хоть немного эрудиции порадовало. Интересная игра с цветом. Опять же коса, Почайна, тропа- это всё в одном ключе выдержано последовательно логически.
Финал такой крепкий... Мастеровито.
4/4
*****
9. "Потеря"
- Здравствуй! Один? ... Пожалел, что не помер?
Папа, какой ты! Зачем? Не грусти!
Мы тебя любим.... Неправда, не спорим.
Разве так можно? Вчера не пустил...
Женщина в трубку кричала надрывно,
Муж безучастно за ней наблюдал.
Тихо шепнул: - Нарядилась, как выдра.
Выпить хочу. Да побольше бокал.
Встал, бормоча про маразмы и хилость,
Скривился, слушая голос жены.
В трубку заплакала: - Это не милость...
К нам переедешь. Да что там. Должны!
Муж подскочил, заорав ей: - Не смеешь!
Я не пущу! Не надейся! Не дам!
Пятна багровые, вспыхнув на шее,
Вверх поползли по небритым щекам.
- Сделай свой выбор сейчас, если хочешь.
Он или я?... Твой папаша? Прощай!
Вещи мои. Забирают все, впрочем.
С пенсии купишь. Не сможешь? Нищай!
Сборы недолгие, шум и проклятья.
Хлопнула с визгом потертая дверь.
Женщина в стареньком штопаном платье
Вздрогнула: - С Богом... А кто без потерь...
„Вещи мои. Забирают все, впрочем“ Вот эта строчка очень странная. Причём тут втычка «впрочем» и нелепая точка в cередине? Любовная лодка разбилась... Мда... Ещё и не побрился, гад.
3/3
*****
10. "Рубежи"
Июнь сорок первого. Взрывы и дым.
Он пишет (за несколько дней став седым)
свой рапорт в случайном блокноте:
о том, что остался один из бойцов;
заставу – не сдали; к рассвету готов
врага уводить на болота,
хоть страшно покинуть разрушенный дзот.
Он пишет и знает, что завтра умрёт –
без права однажды влюбиться
(а кто не мечтал в девятнадцать-то лет?!)
Но здесь и сейчас – только тающий свет
на крыльях взлетающей птицы...
В том веке, у той пограничной реки
он выжил – всему, что вокруг, вопреки,
войну пропуская по венам.
Отцом стал, стал дедом (тебе или мне),
и – милостью Бога – ушёл в тихом сне:
не дожил до свастик на стенах...
Патетики многовато... Очень похоже на публицистику. Врага уводить на болота это из войны индейцев с белыми? Типа, куда ты завёл нас, проклятый Сусанин...
„Отцом стал, стал дедом (тебе или мне),“ тут амфибрахий сбоит во второй стопе.
4/3
*****
11. "Смеялись рыбы"
Рыба переливалась в тяжёлой сети,
Невод тащил на палубу яства моря,
Сейнер вреза’лся грудью в солёный ветер,
Шёл за волнами вслед по маринной флоре.
Фауна понимала: сейчас достанут,
Вытянут на безморье, где мёртвый воздух.
Вот почему макрелей большие стаи
Прятались между прочих короткохвостых.
Поздно! Тащили рыбу и в трюм кидали,
Ветер добыче истово жабры жалил.
Рыба смотрела с грустью в морские дали,
Пахнущие планктоном и миражами.
Сейнер, уловом сытый, кренился косо,
Шёл по крутому морю к большому порту.
Коротко отдыхали внизу матросы,
Солнце тускнело, якорь скользил по борту.
Ночь опустилась, прыгнули звёзды выше,
Ветер затих на время, укрывшись в гротах.
Сейнер вернулся - траулер в море вышел,
К рыбе благоволят на любых широтах.
Вылилась эта ночь в грозовую бурю,
Траулер не вписался в сценарий Бога.
Много с цепи сорва’лось небесных фурий,
Видимо, и спаслось моряков немного.
Траулер захлебнулся... смеялись рыбы.
Только чему смеяться? Ах, рыбий юмор!
Их бы завялить, их бы поджарить, их бы...
Все мы немного рыбы в пространстве трюмов.
«Все мы немножко лошади...» Только стоило ли ради этого писать такой длинный текст? Сейнер пришёл, траулер ушёл... Тягомотина. Отдохнуть коротко или мало? Ночь вылилась в кацелярит.
4/2
*****
12. "Дети войны"
Колхозный трудодень военных лихолетий.
Какая доля в нём бесплатного труда!?
И сколько взрослых бед досталось малым детям,
Никто сегодня нам, наверно, не ответит,
С тех пор в моря умчалась талая вода.
"Детей войны" дала страна им поздний статус.
Они всё помнят: жгучий в цепкости осот,
Поспевший щедрый хлеб, руками всюду сжатый,
Они его совсем не видели по хатам,
Вся вывозка снопов к току на обмолот.
Победа рождена и их трудом натужным,
Ровесники они тех тяжелейших лет,
Домашнюю стряпню вам подадут радушно,
На белый хлеб смотреть не могут равнодушно,
Пусть и не он спасал от выпадавших бед.
Немало воды утекло с тех пор пусть и талой... „Детей войны" дала страна им поздний статус.“ дикая инверсия с каким- то статусом... Тяжелейшие года просто банальность. Труд натужный это не героический, а какой- то другой. Взрослые беды. Очень шаблонно. Зачем писать общее место? С белым хлебом в финале просто невнятица. Если не он спасал так, как раз, равнодушно смотрят.
4/2
*****
13. "Что такое истина"
Я спросил у муфтия, что такое истина,
Чьё сиянье озарить может мир людей,
Не ответил муфтий мне, что такое истина,
Видно он и сам не знал что-либо о ней.
У имама я спросил, что такое истина:
"Что такое истина, знаешь ли о том?"
Не ответил мне имам, что такое истина,
Что-то долго говорил, в общем, ни о чём.
"Дервиш уважаемый, что такое истина,
Истина, которая людям так важна?"
Улыбнулся дервиш мне: "Есть, конечно, истина,
Но сегодня истина едва ль кому нужна".
Я спросил у ясеня, но не ответил мне ясень, а только помахал... Ни о чём, вообще. Дервиш, имам, муфтий и даже сам Ходжа Насреддин положения не спасают. Нет тут глубокой восточной философии и красоты нет.
2/2
*****
14. "Детство... Забытый город"
Вспоминаю я детство – парк, туман;
Вдалеке раздольная песня льётся.
Запах жёлтых лилий тягуч и прян,
И листвы монетки блестят на солнце.
Я черпала мудрость из старых книг –
Про народы, мифы и мир растений.
Жизнь была, как чистый лесной родник,
А теперь из прошлого – только тени...
По дворам забытым брожу во снах,
Открываю в детство златое дверцу;
Настигает тихий, неясный страх –
Просыпаюсь... Бьётся в тревоге сердце.
Старые книги, раздольная песня, детство златое, чистый родник, общее место.
4/2
*****
15. "Новогоднее"
Единственный праздник, когда календарь -
уместный подарок от свёкра.
Не в силах уплыть в долгожданный январь
селёдка, укрытая свёклой.
Настойка на слёзках и мёртвой воде,
коктейль из вранья и соблазнов -
какие серёжки теперь ни надень,
а ушки на лесть не согласны.
И пьёшь за любовь, за успех, за мечты.
Гремят огоньки голубые.
Емели сидят на полатях печных
и небыли просят у были.
Легко написано. Без прорывов, но и без надрывов.
4/4
Свидетельство о публикации №119120704662
http://wooordhunt.ru/word/delete
Теперь о нюансах русского языка.
1.Семантического повтора (смысловой избыточности) не вижу, здесь обычное выделение частного из общего.
2.Потеряны - причастие, образовано от глагола потерять. Растерянны – краткая форма прилагательного растерянные. Другими словами, растерянны, потому что потеряны. Однокоренные слова выбраны осознанно, чтобы усилить ощущение потерянности, опустошённости ЛГ, о чём, собственно, всё стихотворение.
Марина Чарина 08.12.2019 11:46 Заявить о нарушении
Я слышу "е". Это, безусловно, моя проблема.)
"Другими словами, растерянны, потому что потеряны"
Старайтесь не подбирать однокоренные слова.
Успеха!
Соэль Карцев 08.12.2019 16:20 Заявить о нарушении