Царица Сююмбике
Но прежде, чем начать рассказ о ней, мне хотелось бы осветить ту историческую эпоху, в которой моя героиня родилась, росла и то, как проходило становление ее характера и нравственности.
Для нас те времена являются далеким прошлым, о котором историки находят архивные данные, если посчастливится, или строят свои предположения на основе анализа событий того времени. К сожалению, точная дата рождения Сююм не установлена, но несмотря на это, я думаю, вам будет интересна сама героиня, которая подтолкнула меня много читать, думать, анализировать и сопереживать вместе с ней.
Итак, вернусь в то время, когда существовала "Золотая Орда". Надо сказать, что это было огромное по территории монголо-татарское государство, которое в 13 веке было основано ханом Батыем, внуком Чингисхана, в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входила Западная Сибирь, Северный Хорезм, Северный Кавказ, Крым, Кинчанская степь от Иртыша до Дуная и от современного Тобольска до города Джамбула в Казахстане. Эта огромная территория имела однообразный ландшафт - степь, населенная разными народностями и разными верованиями. Это государство держалось на системе жестокого террора. Высокого расцвета оно достигло при хане Узбеке, после этого Орда переживала период раздробленности, распавшись на несколько ханств: Ногайскую Орду, Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства. Именно в Ногайской Орде, основателем которой являлся Едигей, бывший темник (командующий десятитысячной армией, выходец из монгольского племени Мангыт и относящийся когда-то к правящей элите Золотой Орды), родилась будущая царица Казанского ханства Сююк в семье правнука Едигея бия Юсуфа.
Эта девочка росла среди красот вольной степи, привыкшая к свободе и простору, и была не по-детски самостоятельна и своенравна. Основную часть времени Сююм проводила в степи. Этот загорелый и подвижный бесенок радовался солнцу, подставляя ему свое милое личико и ладошки, щуря при этом свои черные, как смоль, глаза. Весь ее облик источал счастье бытия от наслаждения свободой, солнцем, простором, а лицо ее напоминало спелый персик с румянцем на щеках.
Наблюдая за своей дочерью, бий Юсуф светился от гордости за нее и пророчил ей светлое будущее. А как же иначе!? Ведь такой алмаз, такой Дар Божий был достоин дорогой оправы. Об одном он только сожалел, что Сююм родилась девочкой, а он всегда мечтал о сыне - продолжателе его рода. Наверно, поэтому у Сююм в поведении было много мальчишеского, ведь отец ей многое позволял, что бы мог позволить только сыну, но отмечал про себя, что дочь его растет на заглядение хороша, фигурка ее была женственна и грациозна.
Жизнь Сююм текла спокойно, счастливо и беззаботно, она была очень вынослива,ведь свои физические и духовные силы черпала, как из благодатного источника, из степи, с которой она просто сжилась, и не представляла себя без нее; ей казалось, что степь - это живой организм, с которым они понимают друг друга, доверяют друг другу. Это была полная гармония человека и природы. Сююм никогда бы не покинула эти места, но судьба распорядилась иначе.
Как раз в это время резко обострились политические отношения между ханствами и Москвой. Особенно это касалось Казанского ханства, в котором боролись две группировки: промосковская во главе с Булатом Шириным и московским князем Василием третьим и крымская. Вот поэтому в Казани ханы долго не задерживались на престоле и редко умирали своей смертью. Да и сами ханы родились далеко за пределами Казани и в борьбе за свою власть опирались на внешние силы. И вот среди этой борьбы Сююм оказалась жертвой политических интриг между группировками.
Кстати, надо добавить, что на Казанский престол в это время претендовал, ранее свергнутый с него, хан из крымской династии Сафа-Гирей. Это обстоятельство сильно беспокоило действующую регентшу наследника Казанского престола Ковгоршат, правившую вместо несовершеннолетнего сына Джана-Али. Хитрая, коварная, изворотливая и мстительная, она, прежде всего, преследовала свои интересы: Ковгоршат стремилась к власти, и ей не хотелось терять своего влияния в Казанском ханстве. Вот почему Ковгоршат решила подобрать невесту своему инфантильному сыну из такой семьи, которая могла бы способствовать укреплению ее власти. Выбор пал на Сююм, на дочь Ногайского хана Юсуфа, у которого в ханстве скрывался бывший хан Казанского престола Сафа-Гирей, которого поддерживал его тесть Мурза Мамай. Ковгоршат все это прекрасно понимала, что Сафа-Юсуф - это мина замедленного действия, которая в любую минуту может взорваться, и тогда она лишится власти, поэтому решила во что бы то ни стало заручиться поддержкой хана Юсуфа, женив своего сына на его дочери, и тем самым укрепить родственные связи между Ногайским и Казанским ханствами в надежде, что Юсуф не позволит сместить своего зятя с престола, в чем она, как потом выяснилось, жестоко ошибалась. Ковгоршат срочно отправляет послов к хану Юсуфу с письмом, в котором обращается к нему с такими словами: "Великий хан Юсуф, у вас есть дочь, а у меня сын, который скоро достигнет совершеннолетия и взойдет на Казанский престол. С целью укрепления наших ханств был бы взаимовыгодный наш родственный союз". В это же самое время она отправляет в Москву князя Василия за разрешением на этот брак. Ковгоршат смотрела далеко вперед: с одной стороны она хотела заручиться поддержкой могущественного и влиятельного родственника и в то же время заручиться Москвой, тем самым обезоружить Крымское ханство, которое частенько отравляло жизнь Москве своими набегами и торговлей людьми, захваченными в рабство, и ослабить крымскую группировку в своем правительстве, как говориться, убить двух зайцев. Москва тоже понимала свою выгоду от этого брака и сразу же дала согласие, надеясь таким образом приблизить к себе Ногайского бия Юсуфа и создать определенный противовес свергнутому хану из Крымской династии, враждующей с Москвой.
К этому времени Сююм уже исполнилось двенадцать лет, ни о какой свадьбе она даже и думать не могла, впрочем, ее согласия на брак никто и не спрашивал, она пыталась сопротивляться принятому решению отца, уговаривала, просила не делать этого, ведь она не может жить без него,без мамы и без степи, без этого простора и свободы, но отец был неумолим. Расстроенная Сююм, со слезами на глазах вскочила на коня и помчалась в степь, которая всегда действовала на нее успокаивающе. Перед Сююм расстилался красный ковер из тюльпанов - так всегда выглядит степь весной, и это было ее любимое время года. Она гнала коня, подставляя свое заплаканное лицо теплому, чудному весеннему ветру, который как будто сочувствовал ей, гладил и в то же время развевал ее роскошные волосы. Чуть успокоившись, она остановилась и стала прислушиваться к таким близким сердцу разнообразным звукам степи, как будто слышала в них мелодию и пыталась ее запомнить. Где-то вверху слышалось пение жаворонка, что для нее было лучше всяких трелей соловья, где-то чуть в стороне от нее плачет чибис, стараясь отвести ее подальше от гнезда с яйцами. Ох! как она понимала и с удовольствием читала эту книгу степи! Ей вспомнилась и другая степь, августовская, когда подолгу нет дождей, когда она стоит вся золотая от выжженной солнцем травы. А еще степь могла быть с озерами-лиманами, окаймленными густым высоким камышом, а между лиманами зеленая сочная трава в рост человека...И аромат! Им нельзя надышаться, хочется снова и снова его вдыхать! Все это вспомнилось Сююм с болью: "Увидит ли она еще свою степь когда-нибудь?
С грустным настроением вернулась она домой, где полным ходом шла подготовка к ее отъезду в Казань.
...И вот она уже в Казани. Каменные, ханские палаты, узкие высокие окна - все было чужое, не было простора для ее глаз и души. Встреча с женихом не обрадовала ее, а еще больше расстроила, ведь несмотря на свой возраст, она хорошо разбиралась в людях, ее впечатления от встречи были отнюдь не в пользу жениха.
Джан-Али, ее жених, выглядел вялым, безвольным, во всем слушающий свою мать
Ковгоршат, не смея ей ни в чем прекословить. По большому счету, его не волновали государственные дела, да он и не касался их совсем, так как всем здесь заправляла Ковгоршат. Сююм чувствовала себя взрослее и умнее жениха, он был для нее чужим, как те палаты, в которых ей приходится жить. Сама же Сююм всех очаровала своей экзотической красотой. Не было краше ее женщин в Казани, да что в Казани!? Даже в Москве среди жен и дочерей боярских и княжеских не было такой красавицы! И только муж не замечал этого. Замужество для Сююм, мягко говоря, было неудачным. Прожив с мужем два года, у них так и не было детей. Сююм было все противно в ханстве: льстивые и лживые слуги, коварство и интриги при дворе - все это было для ее открытой души противоестественным. Она жаловалась отцу на свою жизнь, умоляла забрать ее домой, но Юсуф молчал, ничего ей не обещал; такое его состояние было ей с детства знакомо, когда он думал над решением важных вопросов. Хан Джан-Али не только не устраивал свою жену, но и не устраивал своих подданных, и само ханское правительство, так как при его правлении Казанское ханство испытывало на себе сильное давление Москвы, которая постоянно вмешивалась во внутренние дела ханства.
Хитрый политический лис - Булат Ширин, вовремя переметнувшийся в крымскую группировку, обойдя московского князя Василия, собрал совет, на котором поставил вопрос о смещении с престола хана Джана-Али, и вместо него поставить другого, а кого? Тут тоже долго думать не надо было, крымская группировка сразу же предложила хана Сафу-Гирея, ранее свергнутого путем переворота, который уже ждал этого предложения. После этого совета снова произошел дворцовый переворот, и престол занял снова Сафа-Гирей. Джан-Али был убит, а его мать, Ковгоршат, оплакивала сына и сожалела о потере своей власти в государстве.
После двух лет замужества Сююк, совсем юная, становится вдовой, мимо красоты которой не мог пройти Сафа-Гирей, и она становится пятой женой нового хана. Только теперь Сююм поняла, что значит быть любимой женой, о которой заботятся, и она ответила хану взаимностью. Ее счастье длилось четырнадцать лет. У нее родился сын Утямыш-Гирей, в котором она не чаяла души, ведь это был сын от любимого мужа, Сафы-Гирея. Но судьба - злодейка снова ей изменила - сороколетний хан погибает, оставив любимую жену вдовой.
В Казанском ханстве наступает время межцарствования. И только с помощью воеводы крымских гвардейцев Улана Кучака, друга Сафы-Гирея, Сююм становится регентшей при трехлетнем царевиче Утямыше-Гирее, а фактически правительницей Казанского ханства. Много претендентов было на ее руку и сердце, но Сююм всех отклоняла, она оставалась верна своему любимому муже. Сююм оказалась достойной правительницей, которая заботилась о простом народе. Ее так и называли "любимая госпожа", а это звучало, как Сююмбике. Народ любовью отвечал ей, так как она отменила налоги для торговцев, крестьян и ремесленников, передала в медресе при мечети свою личную библиотеку, которой пользовались преподаватели и ученики, взяла на себя содержание мечети, при которой был погребен ее любимый муж. Теперь народ и государство, которыми она правила, стали для нее родными. Два года ее царствования были отмечены благородными делами. Она была умна и мудра, да к тому же еще больше расцвела за годы жизни с Сафа-Гиреем, и в народе о ней говорили: "Царица была так прекрасна, что когда она выходила на балкон, то луна скрывала свой лик, ослепленная ее красотой".
Слухи о ее красоте дошли до русского царя Ивана Грозного, но она и ему отказала во взаимности, чем очень разгневала царя. А уж когда русские построили в центре ее государства крепость Свияжск, то Сююмбике, словно "свирепая львица", начала призывать своих подданных на войну, пообещав заручиться помощью у своих родственников в Ногайской Орде, а также у Крымского и Астраханского ханств, но подданные ее не послушались, решив, что у них не хватит сил сопротивляться Москве, и впоследствии просто ее предали, выдав вместе с сыном русскому царю.
Мне вспомнился миф о Сююмбике, в котором ярко описывается ее образ, как верной, любящей и преданной своему мужу и народу женщины и царицы. Вы скажете, что миф - это сказка...Может быть, но я считаю, что любой миф имеет какую-то подоплеку и право на существование, если он выражает настроения и чаяния народа.
Таким мифом, который знают все в Татарстане и свято в него верят, я, пожалуй, и закончу свой рассказ о Сююмбике. Он всколыхнул во мне разнообразные чувства, надеюсь, что и вас он не оставит равнодушными.
Миф.
Узнав о красоте царицы Сююмбике Иван Грозный решил посвататься к ней, но гордая царица ему отказала. Тогда царь собрал огромное войско и двинул его против Казани, желая покорить красавицу силой. Тогда Сююмбике ради спасения своего народа и государства дала согласие при одном условии: за семь дней Иван Грозный должен был построить башню. Он выполнил это условие. Сююмбике спросила у него разрешение подняться на башню, чтобы с высоты осмотреть Казань и распрощаться с нею. Не видя в этом ничего плохого, Иван Грозный разрешил ей подняться на башню. Сююмбике поднялась на самую верхнюю площадку башни и с этой высоты бросилась с нее вниз на острые камни. Настолько сильна была ее любовь к мужу, что она не могла изменить ему даже мертвому.
На самом деле судьба ей уготовила разного рода испытания: у нее царь забрал сына Утямыша-Гирея, которого крестили в Москве под именем Александр, сама же она отказалась менять веру. В наказание ее насильно выдали замуж за промосковско- настроенного хана Шах-Али, которого знали в народе как урода-правителя и как урода - человека, который ее ненавидел, но вынужден был терпеть, чтобы не портить отношения с Иваном Грозным. Сююмбике много страдала в этом браке, за нее просили ее братья и отец, чтобы она была помилована и отправлена домой в Ногайскую Орду, но царь был непреклонен в своем решении, помня сколько неповиновения она ему оказывала, и сколько торговых людей и послов было убито в Казани.
В память о царице Сююмбике в Казани стоит башня, якобы, построенная ею в память о любимом муже Сафе-Гирее. Башня считается самым таинственным местом, где по преданию могут исполниться три желания, если коснуться лбом к ее стенам.
К этой башне приходят гости Казани, жители Татарстана и молодожены, чтобы поклясться друг другу в любви и верности.
Свидетельство о публикации №119120607685