Легенда о Колой-Канте и Сеска Солсе
https://www.youtube.com/watch?v=dlUZ_jNIDjU
Предисловие
Много тайн хранят в себе горы. О горе Колой-лоам в селении Кели и о нарте Колой Канте сложено много легенд. Однако жизнь открывает всё новые тайны и той горы, и жизни предков. Жизнь в горах формировала характер горцев - гордых, мужественных и сильных. Жили горцы трудом, вспахивая те небольшие наделы, которыми они владели, собирая дары природы, занимаясь скотоводством, пчеловодством, охотой. И в благодарность за хорошую охоту приносили жертвы божествам. Святилища и храмы долго хранили следы далёких времён. Но многие, к сожалению, подверглись вмешательству любопытных туристов и любителей приключений. Колой-лоам во все времена манил к себе своей загадочностью. Такой остаётся гора и поныне. И здесь не можешь отделаться от странного ощущения: такое чувство, что кто-то очень ясно смотрит сверху на башни рода Колоевых. Что это, метаморфоза гор? Обыкновенная, недоступная, почти упирающаяся в небо скала вдруг в определенное время (в полдень) превращается в человеческий силуэт с четким очертанием головы. Ясно вырисовываются глаза, нос, уши. А скалистое грозное молчание как бы напоминает: «Помни и гордись своими предками, береги созданные ими эти вечные и крепкие, как скала, башни. В эти башни вложен неимоверный труд, затрачены силы и пролит пот твоих предков. Каждый камень, заложенный в башню - это частица их души». В определенное время дня на Колой-лоам появляется загадочный силуэт человеческой головы, с которой так и тянет мысленно общаться…
И только редкие места остались скрытыми от людских глаз и рук. Так сохранилась на горе Колой-лоам пещера-святилище «Колой-х1ахыр», дорога к которой идёт ввысь мимо с. Кели, мимо склепа, остающегося справа, трёх камней, расположенных чуть ниже, которые, по преданиям, установил нарт Колой Кант. Святилище, в котором поклонялись охотники и приносили в дар турьи, козьи рога и других животных, находится на большой высоте и крутизне. Оно как будто застыло в своей первозданности, напоминая нам о днях былой старины и вечности. Место это было излюбленным для именитых охотников на туров, ибо на такие высоты поднимались только они. Не всякий мог охотиться на этого мощного зверя. Выражение «идущий на тура» звучало как особая характеристика охотника. Они и приносили свои дары божеству в святилище «Колой-х1ахыр» в благодарность за хорошую охоту - рога убитых ими животных. На скале рядом со святилищем, на высоте 15-20 метров над тропинкой, прибиты рога, сверкающие золотом. «Золото отвлекает злые силы и дурной глаз», - считали наши предки. У греков и римлян также был обычай покрывать позолотой рога жертвенных животных, для того чтобы изгнать злых духов, которые могут находиться на лбу животного меж рогами. «Большие, блестят как золотые! Рога прибиты к скале так, что на них не попадают ни дождь, ни снег. Краски, как известно, в прошлом умели делать из разных природных материалов. «Рога, которые лежат скученно у стен пещеры, отдают красным цветом». Святилище в скале выложено камнем. В нем остались следы охотничьей стоянки, чугунный котёл, пепел, рога самых разных зверей, использованные наконечники и стрелы, предметы, изготовленные из дерева. Здесь же была найдена серебряная монета, на которой была сделана надпись на арабском языке. Название этой пещеры - можно понимать двояко: «Пещера на Кулой-Лоаме», либо «Пещера Колоя». Как известно, Колой-кант - это знаменитый ингушский богатырь, его персонаж очень часто встречается, как и в Ингушском Нартском эпосе, так и в ингушских народных песнях Илли.
На самой горе Колой-лоам много пещер, в которых находили приют во все времена и люди и животные. В них бывает тепло и летом и зимой. Но именно «Колой-х1ахыр» привлекает особое внимание к себе. Сохранилась она, видимо, из-за срыва некоторых горных троп, по которым попадали в эти места охотники. Несколько десятилетий место оставалось доступным только для людей с альпинистским снаряжением. Природа и обстоятельства хранят для нас тайны жизни наших предков. И это радует! Пещера Колой Канта - уникальный объект, заслуживающий специального изучения. Пещера находится на довольно обширном плато, которое называется Колой-лоам. Оно расположено повыше и южнее башенных комплексов Коли, Лейми и Эгикал. К этому плато ведут потаенные тропы с трех сторон: из Эгикала, Ангушта и Эрша. Примечательно, что на этом высокогорье из земли бьет источник под названием Сугал. Такое имя носит и поляна, простирающаяся от источника. По рассказам, некогда рядом с плато Колой-лоам в гористой местности располагался небольшой аул БугIаж-Юрт. В целом вся эта местность лежит в стороне от дорог и троп, и потому исследователи не баловали ее своим вниманием. По древнейшему ингушскому преданию, некогда наши далекие предки жили именно здесь и лишь затем спустились вниз и основали аул Эгикал, самый древний и крупный среди башенных комплексов Ингушетии. Помимо оригинальной пещеры, на Колой-лоам имеется весьма примечательный памятник седой древности. Это - каменный столп из трех вертикально составленных больших камней
Учеными выявлена закономерность: в фольклоре любого народа, как правило, на ведущее место выдвигается какая-то одна исключительная личность, которая аккумулирует в себе самые лучшие народные идеалы.
Таковым в нашем фольклоре и предстает Колой Кант. С именем этого прославленного героя связан ряд объектов в наших горах: башня, пещера, разные каменные памятники и пр. Они лишь упоминались в связи со сказанием, но никем практически не были описаны в должной мере, а ведь они значительно дополняют сказание и расширяют наши знания в этнографии нашего края.
Преданье старины бесспорно,
Шептал ветер напрямик,
О том поведали мне горы,
и подтвердил Сугал* - родник.
О Колой Канте
…Он с чистым сердцем был, солидным,
Сложеньем, ростом, что гигант.
Семь лет сидел тот парень сиднем,
Батыра звали Колой Кант.
Козёл был непростой, а с речью,
И говорить мог, был вожак.
Умён был он по-человечьи,
А звали также Колой Кант.
Всё исполнял с душой, отменно,
По совести, а не за страх.
Семь лет Козёл тот неизменно,
Овец пас далеко в горах.
Минули годы те и эти,
Когда ж в горах прошла гроза.
Однажды утром на рассвете
пригнал отару без числа…
Был в изумление хозяин,
«Ох, молодец, мой тезка, Кант!
Считать не будем, всю с окраин
Отару гоним в Колой-лоам**!»
А там горах нашёл пещеру,
Отару, чтоб загнать толпой.
И вход прикрыл, нет даже щели,
Огромной каменной плитой.
И сдвинуть неподвластно даже,
Десятку - больше силачей.
Как Колой Кант силён был в раже,
Известно всем, кто послабей!
Утопия с ним днём сразиться,
Он только с виду, сам, простой…
В бою с ним лучше не дразниться,
Необоримый он герой.
О Сеска Солсе
И в тоже время жили нарты,
Их предводитель Сеска Солса.
Что значит, выкован из стали,
Так звали люди из посёлка.
Божественен, с долей геройства,
Мог в мёртвых мир перемещаться.
Хоть честен, но в душе был двойствен,
Не раз характер проявлялся.
Когда врагов разбив проклятых,
На день другой готов сам грабить.
Вот так и жил в горах горбатых
С мечтой когда, кого ослабить?!
В одном посёлке с ним расчётлив,
Жил хитроумный Боткий Ширтка.
Умён, но очень изворотлив,
Насмешливый, всегда в придирках.
Он был не нарт, других «расцветок»,
Не в том же суть в нему вопроса.
К нему–то часто за советом
Ходил и предводитель Солса.
Вот от него-то и услышал,
Что Колой Кант его богаче…
И зависть в уши жаром дышит,
Что отобрать бы всё тем паче.
«Ты – богатырь, но он за Главных!»,-
Предупреждал его тот Ширтка.
В честнОм бою ему нет равных,
Бой с ним всегда лишь смерть, ошибка!»
Но Солса только рассмеялся,
Не знал доселе поражений.
«Пойдём со мной, раз ты поклялся,
Покажешь силу без сражений!»
Вот у плиты стоят в волненье,
«Попробуй-ка вот вход в пещеру!» -
Налёг всей силой нарт, сильнее,
На месте прочно камень серый…
«Что ж подожду его до утра,
Когда стада пастись погонит.
Тогда его схвачу!»
«Не мудро,
Он воинов с тобой разгонит!»
А утром Кант без лишних мыслей,
Чуть сдвинул камень и завёлся…
Тут на плечах его повисли,
Семь молодцов, а ними Солса.
Он наземь воинов раскинул,
И дал шлепка и Сеска Солсе.
Сказав при этом: «Бросьте мысли,
Забудьте тропы в глупом форсе!»
Позорно нарты убежали,
Теперь всё понял Сеска Солса.
Не одолеть его, в печали,
Что делать, вот в чём суть вопроса?!
И снова обратился к Ширтке,
«Силён батыр, сильна защита.
Ослабить можно всё ж попытке,
Но всё решит лишь только хитрость!
Уговорили сестру родную,
Пусть притворится заблудившей.
В горах, где Кант с отарой бродит.
В себя пусть влюбит, соблазнившись.
В постель пусть ляжет без огласки,
Так две недели с ним лукавит.
Не меньше, от телесной ласки,
В нём силы вдвое поубавит!»
Соблазнение Колой Канта
Решенье принято и дева,
«Уснула» на ближайшей тропке.
Той, что вела к его пещере,
Прикинулась овцою робкой…
И тут уж вечер загорелся,
Алеет заревом забвенья.
А Кант с отарою всмотрелся,
Лежит девица без движенья.
К ней наклонился – дева дышит,
Видать устала, заблудилась,
И сил уж нет, он голос слышит:
«Я возвращалась с гор и сбилась…
Возьми меня к себе в пещеру,
Уж скоро ночь и будет худо.
Смогу наладить атмосферу,
Обузой я тебе не буду».
«Вдвоём не будет больше скуки!», -
Подумал Кант, опёршись тростью.
Главой, кивнув, он взял на руки,
И внёс в жилище свою гостью.
Там угощал её без меры,
И даже уступил ей ложе,
Сам спал в другом конце пещеры.
Был в воспитанье Колой строже.
Три дня прошли, Кант изменился,
Мечта о девушке витала…
А Сеска Солса затаился
В лощине, ждём сестры сигнала.
На третий день ей молвит Солса:
«Скорей сестра, влюбляй батыра,
И будь с ним так, чтоб он завёлся,
Сходил б с ума с тобой в блезире***!
Кончается вода и пища,
Мы прячемся, как солнце всходит.
Коней едим, стоит вонища,
Терпенье тоже на исходе».
Всё поняла сестра и ночью,
Решила хитрость проповедать.
Издалека начав воочью,
Рассказ свой горестный поведать:
«Я – дочь, наследница богатства,
Заглавного в селенье Нарта.
Как можешь сам ты догадаться -
Враги похитили коварно.
И по горам возили долго,
Глаза закрыли грязной тряпкой,
А ночью как уснули, «волком»,
Сбежала я от них украдкой.
И вот я здесь, вдали, с тобою,
Мне не нужна теперь свобода
Готова стать твоей женою,
Хоть я и княжеского рода».
И этой ночью Кант поддался
Всем ласкам девушки – горянки.
И до утра с ней миловался,
Глаза слипались от гулянки…
Он перестал водить отару,
Лишь выгонял её по Утру.
Звучали в голове фанфары…
А пас козёл его премудрый.
Любви неделя, страсти схода,
Прошла в волнениях немножко.
Слабел и Кант, плита у входа,
Есть щель, в неё пролезла б кошка.
Лишь на вторую Кант с рассветом,
Плиту откинул, потянулся…
Отару выгнал и в пещеру,
К красавице опять вернулся…
И позабыл, рвёт страсть пределы,
Девица всё ему затмила.
Работу ту, что раньше делал,
Любовью точно заменила.
Измена
Плита лежит давно настилом,
Дурман любовный Кант не снимет.
Девица брата навестила,
«Плиту Кант больше не поднимет!»
«Что ж, хорошо, сестра! Достойно!
Вот сон-трава, сыпь в чашу смело.
Пускай уснёт и спит спокойно,
Нас позови, лишь сделав дело!»
Всё! Дело сделано и ночью,
Уснул батыр, забыв про веру.
Рвёт месяц звёзды в небе в клочья…
А нарты ринулись в пещеру.
Козёл огромного размера,
У входа встал для них кошмаром.
Но Сеска Солса не растерян,
Хватил козла одним ударом.
Враги все кинулись на Канта,
Связали быстро его, прочно.
Сплетёнными лишь для гиганта,
Верёвками той лунной ночью.
Очнулся утром Кант и видит,
Плоды безумного коварства.
Хоть был ослаблен, но есть силы,
Чтоб разорвать, нужно «лекарство».
Нарт Сеска Солса был надменен,
Считал себя он выше Канта:
«Он в жизни мне не равноценен,
Чтоб сам я убивал гиганта!»
Но тут сестра его взмолилась:
«Ты победил, уйдёшь с добычей.
Он неопасен!», - поклонилась,
«Зачала я, а наш обычай,
Гласит, что месть превыше дела,
И кровь за кровь рекой на лица
Польётся, разве я хотела.
Сын не простит отца убийце!
И будет мстить, оставь мне Канта
Он слаб теперь, убить не может.
Я буду с ним тебе гарантом,
Что больше вас не потревожит».
Развязка
Сестры внял просьбе Сеска Солса,
Оставил так, как позвала.
А Кант смущенный и голодный,
Кость попросил дать от козла.
Был Сеска – осторожный воин,
Подумал он и отказал.
Сестра же дала Канту голень,
И тот, схватив её, жевал…
Вот солнце жарит без копирки,
Враги ушли, исполнен долг.
А Кант щелчками выбил дырки,
В руках пастушечий «шедолг»****
Свирель в руках его запела,
Звук был так жалобен и тих.
Летела песня птицей смело,
Так, что родник Сугал затих…
Где Колой-лоам стоит красуясь,
Построена в большой любви.
Рвёт облака там пик, волнуясь,
Там крепость-башня род Коли.
Здесь род Колоевых священен,
Тех, что «привёл» к нам Эгикал*****.
Они дружны в родстве и вере,
Живут родные Колой Кант.
Когда свирель стонала снова,
Звук долетел в родной аул.
Сноха у старшего корову
Доила прямо на лугу.
А песня так её манила,
Она заслушалась, вела.
И молоко, пока доила,
Полилось наземь, без ведра.
И, бросив дойку, молодая,
Поспешно к мужу: «Там, Колой!
Мелодия, что он играет,
Так веет грустью и бедой!»
«Молчи! Нужна ль ему опека?
Он не боится никого!
Нет в этом мире человека,
Кто б мог обидеть раз его!»
И так три раза продолжалось,
На третий, взяв людей, спешит.
Поднялся брат к пещере брата,
И видит, связан тот лежит.
Верёвки срезав Кант в погоню,
Вскочил и бросился бежать.
Следы копыт отары гонят,
Его ничем не удержать.
Пусть похитители всё дальше,
Клонится в небе солнце спать.
Не любит Терек в жизни фальши,
Не даст грабителям сбежать.
Овец отару вполовину
он разделил, есть в жизни фарт.
Богатыря опять увидев,
Вновь задрожал от страха нарт.
И даже конь под ним зафыркал:
«Да! Нам бы ноги унести!»,
Нарт попросил вновь Боткий Ширтку,
В который раз его спасти.
К богам взмолился:
«Скройте берег,
Великий Дяла и СелА!
Водой наполните вы Терек,
Чтоб скрыл ущелье дотемна!»
С гор воды хлынули, скрыв берег,
Лавиной, сделав, сей бросок.
Вмиг бурный вздулся грозный Терек,
Стремительно понёс поток.
Смеётся Солса через Терек:
«Вай! Колой Кант, ты нынче зять!
Женой сестру возьми, уверен,
Тебе и сына скоро ждать.
Пусть половина той отары,
Останется за место трат,
для свадьбы пусть пойдёт товаром,
Калым не нужно отдавать».
Злость так сильна была у Канта,
Что, оторвав одну скалу,
Швырнул за Терек в стан, где Солса,
Пред ним смеялся наяву.
Скала в очаг упала вражий,
И раскололась пополам.
Дал Кант понять – так будет с каждым,
Нечестен кто и вор в делах.
А Сеска Солса на откосе,
Решил послать ответ простой.
Кусок скалы он с шумом бросил,
Но Терек скрыл его водой.
После всего ушло светло,
К себе, наверно, на покой.
А Колой Кант с невестой милой,
Вернулись под руку домой.
Забава Колой Канта
Играя камнями в округе,
Нёс на вершину под карниз.
Шутя их, ставил друг на друга,
Потом щелчком сносил их вниз…
Придя домой Колой заставил
Проверить силушки запас.
Два валуна поднял, поставил,
Потом и третий на попа.
Сестру же Солсы осторожно,
Он посадил на самый верх.
Тех валунов, смотрит надёжно,
Дрожит от страха в полусмерть…
Кант припугнул: «Давай забудем,
Не будем в прошлое смотреть.
Смотри, как брат, коварной будешь,
Оставлю на камнях сидеть!»
В них в каждом дух живёт бунтарский,
Кавказцы помнят свой народ!
От Канта и девицы нартской,
Колоевы ведут свой род!
*) Сугал - родник
**) Колой-лоам - гора в Ингушетии
***) блезир - стар. удовольствие
****) шедолг - костяная свирель
*****)Эгикал - это крупный башенный комплекс, сохранившийся до наших дней.
Свидетельство о публикации №119120601350
Игорь Апрельский 10.09.2022 06:03 Заявить о нарушении