слово ставшее избитым - сюрреализзмъ
из серии: группы-группки-группировочки.:
от .. до дадаистовв, сюрреалистовв.
по мотивам прочитанного мною интересного путеводителя
некоего по сюрреализму (книжке-энциклопед. "мэтры сюр-
реализзма", @: алена и одетт вирмо).
====
I.
--
1.
сюрреалисты - воинствующие эстэты хх в.
**
где та прозрачная (..призрачная) грань между политикой и искусством
в их организации? в сообществе творческих натур.: писателей,поэтов.;
художников; театралов; кинематографистов..
какие цели перед собою ставили ?
- перестроить; переобустроить;реформировать - общество.; искусство..
в каких : социально-историческом и культурном контекстах - возникло,
родилос сие - течение,направление (в культуре/иск-ве); и движение -
вполне себе с социально-политическим некиим уклоном, претендующее -
на `властителя(ей) умовв` - ..своего поколения, своего города; - как
минимум (как максимум же, наверное может быть -и всех соотечеств., и
дальше - современниковв вообще). получается что они видели себя акти-
вным преобразователем - здесь и сейчас., в актуальных условиях соотв.
на дворе 192о-е: время было такое, что вот-вот отгремела первая миров.
соотв. в этом в частности, в том числе и кроется разгадка агрессивно-
сти их поведения.
надо признать что методы у них были - эхкзальтированными., странными:
эпотажность., - провокативный стиль взаимодействия с, представителями
общественной элиты, авторитетами - от иск-ва,от культуры; от политики
и пр. сфер социально-культурной жизни общества/гос-ва соотв.
видимо, такая стратегия,тактика - оправдывалас решительною попыткою -
переменить-таки - то общее (..среднеарифметическое) умонастроение, ца-
рившее у представителей так назыв. истеблишмента франции (парижа в ча-
стности). характеризовавшееся в целом и общем как, милитаристски-наст-
роенное и т.п. т.е. не устраивавшее ни а.бретона, ни его сподвиж-
ников,единомышленников, соратников - по цеху,артели.; по партии,фракц.
- которую они наименовали таки нарекли "сюрреализмом". (это была, всё
же скорее общественно-творческая организация,союз.; нежели официальн..
политическая партия.; или, можно сказать неофициальн.(нелегальн.)парт.
или, просто с элементами (некоторыми функциями., проявлениями соотв..)
оной (- соц.партии соотв.); - `недопартия` как бы что ли `полупартия`.
----
2.
ещё раз о контексте, подтхт-е
**
исторически, хронологически - `дада`исты появилис раньше (~(16?) 18г.
хх в.).
их концепция непосредственно была продиктована ярым недовольством -..
отрицанием - войны и всего что с ней связано. они близки нигилистам.,
анархистам, абсурдистам. они стараются высмеять, низвергнуть автори-
теты правящие в современном мире вообще. они космополитичны; объеди-
няли разнонациональных таки представилей - под своею эгидою, крылом.,
ореолом. тцара - основатель, идейный вождь.; лидер, `папа` этого на-
правления (сам он румын и немало др. иностранцев-интернационалистов).
однако, познакомившись с бретоном и, ненадолго объединившис даже под
крылом таки дадаистов (~192о-22), в скорости дада пойдёт на спад.,на
убыль таки творческое их вдохновение. [~ в 192з г. выйдут все брето-
новцы.; потом дальнейший распад, упадок.; пока оконч. ~ в 19з2., сам
тцара не примкнёт к сюрреалистам соотв. (однако позже по политич.ра-
схождениям оттуда опять-таки сбежит..)]. такие вот интриги, перепле-
тенья.; перипетии, коллизьи.; казуистика - ..судеб; стилей; направл.,
движений. коллективного ..сознательно-бессознательного.
так вот, главным мотивом бретона, якобы послужившим к порыванию с да-
даистами - это ограниченность,узость некая; недостаточность идеологич..
он хотел чтобы в концепции немалую роль играло именно бессознательное
(плюс несомненно/ наверное всё же и амбиции: ему хотелос лидерствова-
ть. хоть свидетельства историч. и говорят в пользу его некой скромно-
сти что ли даже. к примеру в отношении того как он высказыв. про име-
нование., провозглашение таки его .."папою" сюрреализма: на что он мол
ответил якобы из серии типа - "ему достаточно быть первым среди равных").
что, типа мол: недостаточно-таки - просто отрицать ради отрицания и т.п..
вообще, позже и по иному поводу бретон отметил, что: .."рано или поздно
любой таки проходит через сюрреализзмъ". если понимать в широком смысле
это понятие. все ведь художники не обходятся-таки без бессознательного.,
без реффлехксии и т.п. иначе собственно он и не художник, не поэт и т.д.
- в самом истинном, глубоком значении соотв..
поэтому, в таком-то понимании сюрреализзма - из него (в т.ч.) как бы дей-
ствительно - выросли-таки, - пожалуй чуть ли не все авангарды 2о столетия.
ибо, и по хронологии они одни из первых; и, по глобальности,всеобъёмности;
универсальности - идеологии.,концепции.,парадигмы - претендуют-таки на пе-
рвенство соотв. так что, стоит отдать честь их заслугам на сием поприще.
заслуга ли это только самого лидера сией группировки/банды "сюрреалистовв"?
- отчасти да. именно как общественной организации; сообщества, комюнити.; -
он был достаточно активен и талантлив на сием поприще чтобы ~ четверть века
+- сохранять сей институт некиих родственных душ.; братьев по разуму,духу и
т.д. т.п. у него (а.бретона) определённо была что назыв. харизма общ. дея-
теля. в т.ч. благодаря ей сюрреалисты пожалуй одно из самых долгоиграющих -
течений,направлений - можно сказать вообще в истории (но по крайней мере для
стремительного,молниеносного 2о-го века, - это действительно приличиствующий
таки срок). т.к. ~околомодернистскыя+- символисты., импрессионисты., кубисты,
эхкспрессионисты.; авангардисты, концептуалисты, абстрахкционисты и т.д. т.п.
- существовали - как группировки именно банды - обществ. организац. - сообщ.,
комьюнитис (..с манифестами., собраниями., выставками и т.д. т.п.) - максим.,
лет 5-1о, дай бог. и их так много разновидностей -подгрупп(ировок), бандочек,
что и едва ли не до ~полсотни-сотни+- можно насчитать (за один только 2о в.).
в искусстве вообще, в разных его видах соотв.: в лит-ре, в изо, в кинотеатр.,
музыке и т.д. т.п. пожалуй, как раз-таки "сюрреализм" и стал (одним из са-
мых - как минимум..) крупнейших - агломератов, интеграторов (-ансамбля, сим-
фонии) - разныхх видовв искусства, - под эгидою одной партии, организации; -
(синтезирующей) объединяющий таки общею идеологиею, концепциею, парадигмою .
пожалуй, случай в истории - один из беспрецендентных в своём роде, по-своему.
кто считается +- (`официально`)//фактически выросшими таки из сюрреализзма -
так это например: (..) ;
кто шёл можно сказать (вровень), параллельно (образовавш. неск. позже соотв.):
леттристы; ситуационисты; гран жё(вцы); филозофи..(ерцы); структуралисты (..).
----
з.
на правахх благодарности, дефферамбовв - авторам книжки-(неучебника-энциклопедии).
**
[в книжке-энциклопедии на основе которой я здесь исследую творчество - социальн.
деятельность и активность собственно артистическое - игровое - в иск-ве некоем.,
- такие ||-параллельные., (порою смежные+-) направления сосредоточены в отдельн.
разделе под лаконичным и милым назв.-заголовком "соседи"; что, в общем-то отра-
жает суть явлений : происхождения ихх вообще, и взаимотношений - в этой среде..
были ли сие сношения добрососедскими или не оч. - тоже освещено в этой лаконич-
но-ёмкой энциклопедии. (поэтому я себе и позволяю пренебрежит.неск. слово как..
"книжка" соотв. т.к. она действительно физич.реально мала - всего 279 стр. убо-
ристым весьма шрифтом и форматом вообще, с иллюстрациями и приложениями некиими
даже в т.ч. соотв.). однако, благодаря грамотности, профессионализму, компетент-
ности, - произрастающих как я полагаю, из искреннего интересу к сему напр. "сюр-
реализма" соотв. благодаря такому энтузиазму стало возможным изложить материалъ-
по целому не побоюс этого слова пласту, - культурно-исторического характера; - в
лёгкой, податливой., пластичной, доступной форме. в интересной,эмоциональной ма-
нере - играючи можно сказать, - преподнести весьма содержательный, серьёзный ма-
териалъ. это не просто учебник/хрестоматия школьного характеру, - нередко скушно
составленный. и это не стандартного содержания энциклопедия: с сухим невыразите-
льным изложением,описанием материала; просто по сути -терминов определения и всё.
т.е. энциклопедия - конфигурация потому что подобна энциклопедической соотв. некой.
однако факты освещаемые, и подаваемые - в таком свете, в таком ракурсе соотв. - ..
что выглядит,звучит.,смотрится - весьма интересно, занимательно,увлекательно; - ..
вкусно,сочно.,смачно в общем, одним как бы словом. видно что, без творческого под-
хода таки да не обошлось. классно осветили имеющиеся в открытых источниках факты.;
плюс надыбали, нарыли (..насочиняли в конце концовв) - своего живого любопытного..
техкста.тхт. и подача матерьяла стильная, и открытия - замечательные. браво.
у авторов получилос некое энциклопедической конфигурации (иерархии,системы и т.п.)
..эссе-исследование: т.е. и фактологического материала довольно много, но при этом
он приправлен - вкусными специями и прянностями - из собственного их литературного
багажа, богатства, живости; - воображения и языка. видно что от души старалис; что
пропускали через себя, душу - весь проработанный материал по этой теме.; что, под-
ключили таки художественные свои таланты (а, может даже и, поэнтическыя, чем чёрт-
то не шутит. что в сути своей - едино: поэзья и художественность.; душа и сертце).
молодцы в общем, ребята. поработали что назыв. на славу, как говорится. жму руку..
свобода, смелость - в обращении с материалом - в т.ч. изначально даже и неск. су-
ховатым , как это частенько бывает; - мне импонирует гораздо больше, чем строгое,
буквальное следование за беспристрастной; аля объективной, аля правдой.; но, бес-
вкусной и неживой.; несъедобной, блеклой,тусклой.; навевающей грусть и тоску. уж,
лучше тогда `розовые очки`. приукрасить, раскрасить - не грех, не преступленье ж.
когда оправдано тем - что аж жить, летать хочется; что крылья вырастают. это того
стоит тогда. ежели живём мы на `комочке грязи`, не означает же это что, на звёзды
- глядеть - нельзя, не положено., не полагается, запрещено. некими глупыми норма-
ми., стереотипами.; привычками.; предрассудками и пр. чепухой. тогда, к чёрту их!
[.. п р о в о к а ц и я ?! - .. да, это ж с ю р р е а л и з з м ъ., детка].
--
ps:
(кстати, кажется они супруги +- , судя по тому что фамилия одна на двоихх, и что
они разнополы; если одетт это женское франц. имя соотв. т.к. насчёт алена сомнен.
не возникает. можно попробовать погуглить.. в любом случае тандемъ сей мне импони-
руетт. видимо, должно быть, надеюс - они славные ребята; и, хорошие милые муж-му-
женёк да с жёнушкою-женою соотв.)*. ну ладно, закругляю деферамбы сии , сантимен-
ты и пр. прелестии заворачиваю, сворачиваю. гранд мерси, короче. дэ фхансе * ].
----
ч.
откуда всё ж таки ноги-то да и растут ??
**
ежели - грубо обобщать, преувеличить, превозвысить-таки, - можно назв. таки сюрре-
алистовв, - ..прародителями чуть ли не всех аля постмодернистов+ и еже с ними ..
(хх в.: 2о-з0-4о-5о- е - официальн. сущ. сюрреалистов как движения - социальн.явл.).
(с таким же успехом, конечно можно тогда и, флобера к примеру - назвать прародителем-
-прахиппи, допустим; или типа того. либо, кого-то более раннего-древнего соотв. -баха;
данте, рабле.; вольтера., руссо и пр. яркихх представит. - революц.-бунтарск.-реформ.
например.; - как эхкспериментаторовв-импровиззаторовв и т.п.; - тоже предвестниковв-
модернизма.; блейка, рембо, лотреамона и др.; - с ихх-то фривольным дуухоом.. однако,
есть нюанс, - ..они представляют из себя одиночек-индивидуаловв, по большей части. мы
же в данном исследовании взялис рассматривать-таки - именно г р у п п о в о й некый.,
эффект. так что подобных как бы прецедентов, по-моему, до хх в. особо не было. имхо.)
итак,
от
г р у п п по типу : "потерянного поколения"; "неореалистов".; "новых волн".; т.д.;
потом условно (опять-таки) - "поколения о.хаксли"("дивного мира").. к, `битникам`., ..
затем
хиппи.; панкам.; рокерам.; хипстерам (=так назыв. субкультурам (-из социологии соотв.);
аля пацифистам, гуманистам, плюралистам, `йогам`.;
к, прочим `воинствующим так сказать эстэтамъ` ..
антиутопистам.; апокалептикам.; кибер- дизель- панкам.; постиндустриалистам (любопытн.
однако определение, (наряду с "позитивизмом"-там же..), встетил в словарнике по социо-
логии значится. говорится там примерно из серии когда = "не собственность таки власть,
а знание - становится-таки да определяющим". как-то так или типа того. во как. круто).
такое ..многозначное, вариативное понятие. если в контехксте - философии - то.
(ежели по части политики - тут смыслы я думаю сузятся. конкретика - ..программы.,
манифесты.).
такая вот гипербола, парабола ли.. ..петрушка короче.
как-то так.
----
5.
п о с т к р и п т у м
**
по поводу строения, конфигурации.; - композиции таки сией книжки-энциклопедии:
любопытная таки логика:
- введение .;
..
- ("папа") лидер;
..
затем,
- общий список участников по алфавиту;
потом,
конкретизируется по роли,степени - участия,вовлечённости - значимости персоны
- для движения "сюрреалистовв" соотв.,
таким образом образовалис такие категории персоналий, как то:
- первопроходцы, зачинатели.;
- маяки, мэтры.;
- временные попутчики, участники (- `пассажиры`)(- персонажи).;
- ближайш. соседи
- ..враги (соперники и "монстры")
(..)
[=ну или типа того= суть, логика в общем ~примерно+- такая как бы].
----
6.
pps
**
ну, и в довершение обзора сего, эхкскурса в сюрреалистическый мир,
-наиболее любопытные соотв. для меня персоналии, описание которых есть-
в сием интересном путеводителе некоем по сюрреализму (книжке-энциклопед.
"мэтры сюрреализзма", @: алена и одетт вирмо) соотв.:
1. марсель дюшанъ
(..)
2. андре бретонъ
з. арто антоненъ
(..)
4. руссель ремонъ
5. лотреамонъ
(..)
6. рембо артюръ
--
(+ так назв. `временные (пассажиры) попутчики`)
(- жорж батай)
(..)
(- кандинскый в.)
(..)
(- неруда п.)
(..)
(- пикассо п.)
(..)
--
+ краткие выдержки из характеристик авторов кн. - соотв. сих персонажей
(-прямых или же косвенных участников движения "сюрреалистовв" соотв.).,
- тезисы, которые не оставили меня равнодушным; не дали пройти мимо них,
- обратили моё внимание на себе.
вот,
тот же список, - с наполнением теперь в виде кратких интересн. описаний..
(= цитирование из книжки этой, - отдельных моментов зацепивших меня соотв.)
итак,
снова та же группа (собранных здесь, но в жизни могущих быть незнакомыми -
вовсе):
--
начало цитирования:
>>
1. марсель дюшанъ
"гениальный и непредсказуемый франтиёр. неизменно поодаль.."
(..)
2. андре бретонъ
(..)
з. арто антоненъ
аля `псих`, - буйный по крайней мере.; "отец соврем.театру".;
.."`великый диссидент сюрреализзму` "наподобие жоржа батая"..
(..)
4. руссель ремонъ
самобытный `милльардер`.; `системный программный трихкстерр`..
(..)
5. лотреамонъ
"высший и непререкаемый образчик"..(легенда,культов.л. - для сюрр-в)
(..)
6. рембо артюръ
.."вызывал трепет и сдержанность"
(..)
--
из числа так назыв.кат. - "времен. (пассаж.) попутч..":
- жорж батай
.."таков каков есть.; - срединный., незакрепощённыйй.."
(..)
- кандинскый в.
(..)
- неруда п.
(..)
- пикассо п.
(..)
<<.
--
конец цитирования.
*
====
приложение # раз
--
а вот и буквальное воспроизведение в точности соотв.
- структуры +, - сией книжки-энциклопедии соотв. ..
--
начало цитирования
>>
содержание
- введение ....9
- хорошо вооружённая группа (цели и ср-ва) ....15
- бретон андре ....з9
- маяки сюрреализзма и его мэтры ....ч5
аврен марсель ..ч6
(..)
юнье, хорж ..2о8
- слияния и расколы ..21о
- временные попутчики ..211
батай, жорж ..21з
(..)
фредерик, андре ..22ч
- меценаты и издатели ..225
- ближайшие соседи ..227
реверди, пьер ..229
мишо, анри
сёфор, мишель
дада
кларте
филозофи
дисконтинюите
гранжё
коллеж де патафизик
сюрреалисм-революсьонер
кобра
фазы
леттризм
ситуацциониззм ..2з8
- зачинатели и первопроходцы ..2ч1
аполлинер, гийом
ваше, жак
дюшан, марсель
жарри, альфред
краван, артюр
лотреамон
рембо, артюр
руссель, ремон
сен-поль ру
фурье, шарль ..251
- соперники и "монстры"..25з
- скандалы
- в осаде
--
- хронологическыя ориентиры
- словарь
- библиография ..277 .
--
(посвящается доминик)
----
введение
--
основные (тезисы) подпункты :
- сюрреализмъ
- слово, ставшее избитым
- поражение или успех ?
- разгадка хронической агрессивности
--
{стр. 9 - 1з}.
(..)
<<.
----
конец цитирования.
====
вот-с.
Свидетельство о публикации №119120508114