Жить надо так

                Из цикла "Сборные спорные мысли"

Жить надо так, чтобы быть и остриём атаки, и одновременно последней линией обороны.

Жить надо так, чтобы, даже если Господь не явит себя, ты мог смело сказать: «Я за Него!»

Жить надо так, чтобы даже черви в твоём гробу сделали культ из своей пищи!

Опередить время и расширить пространство мысли – вот единственная достойная Человека программа его жизни.

Филистерство неистребимо. По крайней мере, до тех пор, пока философы в массе своей – гуманисты.

Душам императоров и сапожников одинаково неуютно в этих империях, в этих… сапогах.

Человек в силах посчитать количество песчинок во Вселенной, он способен предсказать движение звёзд и планет на многие миллионы лет вперёд. Но круг его арифметических расчётов чаще всего ограничен бумажником и несколькими десятками лет маловыразительной жизни.

Какую бы науку (или искусство) мы ни взяли, не существует сверхграндиозных или малозначительных тем. Всё зависит исключительно от силы телескопа (или микроскопа) и теоретической базы исследователя. Распоследний атом на темной стороне чёрной дыры достоин быть воспет гениальными поэтами всех времен.

Благодаря успехам науки человек в наши дни уже видит границы Вселенной, «чувствует» кварки и кванты и знает законы их движения и взаимодействий. Куда теперь расширяться (или углубляться) – вопрос открытый. Остаётся ещё одно измерение – наше, человеческое. В мозг? В душу?

"Человек есть мера всех вещей" в общем случае, разумеется, всё правильно. Но как быть с индивидуальным сознанием? Оно абсолютно, оно тотально для каждого из нас, но при этом оно неизмеримо ничьей чужой меркой. Чем глубже человек погружается в свои собственные личностные измерения, тем меньше общих критериев может применить для себя. Это фундаментальное противоречие с течением истории не преодолевается, а напротив, лишь усугубляется.

Чем более измерен человек, чем более он соответствует "нормам", критериям, оценочным системам, принятым в данном обществе (в данную эпоху), тем менее он полезен для цивилизации в целом, тем более он управляем, тем примитивнее его организация, тем ниже к нему требования (как внешние, так и внутренние), тем меньше требуется информационных ресурсов для его поддержания, тем меньше смыслов он способен породить.

                До 2018 года


Рецензии