Письмом из детства
под ногами снег скрипит,
мчится тройка по дороге
колокольчиком звенит.
Звоном песенка знакома,
в детстве много раз слыхал,
в санях едут папа с мамой
я у дома их встречал.
На морозе звезды ярче,
снег искрится серебром,
вся природа словно в сказке
ждет свидания с Рождеством.
А в Боярской, местном клубе,
был торжественный концерт,
в честь колхозников давали,
награждали за успех.
В этом клубе все концерты
школой ставили не раз,
песни пели всем о счастье
как прекрасна жизнь у нас.
С "украины", передвижкой
все смотрели там кино,
за пять верст в округе знали
деревенских на лицо.
А за клубом где площадка
волейбольная года,
летом часто собирались
и играли до темна
От деревни Черноково
до Боярской две версты,
будет зимняя дорога
сокращала путь идти.
А когда весной растает
по деревням вновь пойдет,
вправо к речке, в Ожбалово,
главной улицей ведет.
В центр деревни, рядом школа
в два огромных этажа,
по два класса в каждом было,
сорок два ученика.
В тех годах, шестидесятых
в школу нравилось ходить,
хоть и трудно было сразу
арифметику учить.
А таблицу умножения
все зубрили и не раз,
наш отец став спозаранку
часто спрашивал у нас.
И писать, считать учили,
чай культурно вместе пить,
в октябрята принимали,
что бы детям всем дружить.
Нас учили знать о мире,
карта была со стену
где моря и океаны
омывают там страну.
И столицу с детства знали
где Москва, СССР,
серп и молот дух державы,
хлебный сноп Союз всему.
Даже крестиком узоры
вышивали вместе в школе,
обучали как сидеть
и в окошко не глазеть.
А Игнатьевская А.Я нас
принимала в первый класс,
всех учила мастерству,
аккуратному письму.
На второй этаж подняться
нужно в первом обучаться,
во второй, четвертый класс
поднимались пару раз.
И учила там всегда
Е.Н Нечимержина одна,
знать историю и песни,
всю природу, край родной,
Мы в четвертом и узнали,
пионерами мечтали,
будет память на века
под Подшурами" у костра.
А какими были росы
и туман как молоко"
аж порой не видно речки
лошадей поить в ночной.
С малых лет труду учили,
по хозяйству круглый год,
что родители сказали,
знали слово "поперек".
Летом все с обедом в поле,
солнце в радость, смех ребят,
с песней сено убирали,
детство вспомнилось вот так.
Да, промчалось не заметно
детство, юности года,
разлетелись все ребята
в неизвестные края.
Ко всему хочу добавить
и закончить свой рассказ,
пусть живёт на Свете память
про устьмошинских ребят.
Свидетельство о публикации №119120305810
Усть-Моша наверно самое древнее поселение на Русском севере, ну или одно из первых.
Много легенд, историй, да и баек на этой земле. Вот давайте собирать по крупицам.
Усть-Мошане славились правильным подходом к труду, не голодали, работали "легко" с умом. Много ветеранов 1812 года, Турецких войн было, вот видимо и переняли много хороших аграрных традиций.
Невесты с радостью за Усть-Мошан шли, в других местах ещё делянки жгли, потом репища, потом только хлеб растили, далее в заброс и всё по новой, труд тяжкий.
На Моше уже севооборот и новая агрономия присутствовала.
Уже в 19 веке в Питере сформировалась Усть-Мошанская "литературная мафия". Завистники нас газетчиками называли, ну может и с этого молодёжь начинала, но владельцев - земляков книжных магазинов и книгопечатников под полсотни было, как нить фото отсканирую, в книге "Село Богданово" она есть и оригинал видел, ну толпа купцов в сюртуках с золотыми цепями на пузе. Понятно что и землякам помогали трудоустроиться. Всех литераторов много можно перечислять, ну Чапыгина не надо представлять, Чуркин - поэт песенник, "Вечер на рейде", "Город над Невой" (Гимн "Зенита" и неофициальный гимн Питера). По Чумбаровке гуляем, "Архангельский Арбат", Чумбаров - Лучинский - то же земляк.
Вот гостеприимством Усть-мошане не славились, хотя замков на домах не было, метлой дверь подпёрта и всё тут. Юродивые приходили жить в любой дом и на сколько хотели, вот чужаков не пускали, ну и понятно, для них постоялый двор, ну кто "на халяву" хотел приют, ехали дальше по деревням, там за болтовню и свежие новости можно и не один день было прожить.
Не гостеприимством Усть-Мошане и в период интервенции отметились, надавли люлей интервентам, ещё и танк отжали (Астерикс и Обеликс отдыхают) smailikai/lo По легенде он и стоит в Архангельске, хотя это вряд ли, танк в действующую армию приняли, а тот ли теперь, история умалчивает.
С появлением железной дороги на сходе решили к ст. Лепша дорогу проложить, спрямили 15-20 километров. Строительство прошло гениально и по нашим временам, с каждой лошади по столько то саженей, ну и в рекордные сроки сделали. Бабушка вспоминала о том как впервые паровоз увидали, привезли обоз на Архангельск, тут чёрное чудо всё в пару и дыму приваливает, лошади в рассыпную с телегами, а мы говорит впереди лошадей убегаем.
В годы ВОВ у Федово запасной аэродром был, потом эксплуатировался сельхозавиацией, и сейчас видны остатки оборонительных окопов, дзотов.
За это сообщение автора Молоток поблагодарили: 3
BAR (23 апр 2017, 07:51), Саша (13 мар 2017, 14:56), Soncha (26 апр 2017, 11:38)
Рейтинг: 3.9%
Молоток
Спец 3-го класса
Сообщения: 124
Стаж: 7 лет 8 месяцев 24 дня
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Сообщение Молоток » 13 мар 2017, 15:36 » #1723742
Дореволюционные дома были как правило двух этажные, многие с балконами, даже на три стороны, с хлевами под одной крышей, с "зьездами" на сарай. "Зьезд" чтобы на сарай над хлевами сено на лошади завести. Зимой только скоту скинуть оставалось.
Даже фотограф деревенский был, из Питера переехал. У соседа альбом фотографий смотрел, фотки 19 века, ну Питерская аристократия на них.
Книг в домах было очень много.
Ещё фотку одну видел, думал что за "перцы" в смокингах. В деревне Мышелово завод был, делали известь, кирпич, канифоль, может ещё что.
Дореволюционная жизнь в Усть - Моше кипела.
За это сообщение автора Молоток поблагодарил:
Саша (24 мар 2020, 05:33)
Рейтинг: 1.3%
Молоток
Спец 3-го класса
Сообщения: 124
Стаж: 7 лет 8 месяцев 24 дня
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Сообщение Молоток » 16 мар 2017, 10:23 » #1725330
Ещё сообщение "перепостю".
Река Онега соединяла центр Русского государства с поморскими соляными варницами уже с 12 века. Именно на этой «соляной дороге» в Уставе новгородского князя Святослава в 1137 году упомянут погост Усть-Моша. Видимо Усть-Моша была значительным становым поселением.
В 13 веке князь Александр Невский проложил тракт из Новгорода до Беломорья, который проходил и через погост Усть-Моша. Погост Усть-Моша был и волостным центром. Земли Поонежья тогда принадлежали новгородским князьям. С той поры здесь остались названия Боярская, село Богданово.
Князья московские тоже мечтали присоединить Поонежье к своим владениям. И в 15 веке,
Окончательно сломив сопротивление Новгородской боярской республики, Иван Третий
(дед Ивана Грозного) взял во владение все северные земли от Каргополя до Белого моря.
В 1539 году Иваном Грозным Каргопольскому уезду выдается Губная грамота, предоставившая широкие права на местное самоуправление. В ней приказано в каждой волости, в т.ч. и в Усть-Моше, учредить отряды человек по 10, ловить «разбойников»,
И их сообщников, дознаваться о совершенных злых делах и «бив кнутьем да казнили смертью», а дворы и имущество раздавать пострадавшим. Грамота предостерегает: не мстить невиновному, не покрывать и виновного дружбы ради.
Интерес представляет и грамота посланная Иваном Грозным в Каргополь наместнику, воеводе Петру Михайловичу Щенятеву. В ней приводится челобитная жителей Белоозера, что «де Каргопольцы…и Устьмошане и Мехренжане ездят к морю соли купити, да купив де соль у поморцев, да возят ея в Турчасово, лете в судех, а зиме на санех, да в Турчасово ту соль бьют в рогожи, да подсыпают де в ту соль кардеху (т.е. песок) пуда по два…и больше в Рогозину …да возят ее в Каргополь да…продают ее в Белозерцам и Волгожаном, и и иногородцем всех городов Московские земли, а кардехи де и не сказывают, а продают зачисто…» Отныне купцам запрещалось покупать соль на варницах или в становых погостах (Турчасове, Усть-Моше). Право торговли принадлежало только уездному городу Каргополю. Соль же тогда была в большой цене, и развозили ее отсюда в рвазные концы Московского государства. Одновременно погост Усть-Моша был и волостным центром.
В 16 веке Усть-Мошенская волость насчитывала уже 160 деревень. В «Писцовой книге» перечисляются деревни, которые известны до сих пор: Зубово, Прохново, Сандрово, Зеново, Федотово (Федово) и др. В конце 16 века в Усть-Моше была построена первая крепость (острог). Для просмотра товаров, проверки их качества была установлена таможня. Защиту гостей (купцов) и местных жителей осуществляли стрельцы. В начале 17 века Поонежье часто подвергалось набегам иноземных захватчиков: польских, литовских, немецких.
Из «Писцовой книги» Устьмошского стана 1622 года мы узнаем, что «на погосте острожек, а около того острожка 7 башен, да 2 ворота, да с трех сторон около острожка же копан ров, за рвом частик да надолбы, а о четвертую сторону река Моша…»
В 1616 году стрельцы организовали народное ополчение и в сражении у Устьмошского острога нанесли польско-литовским захватчикам сокрушительное поражение. Многие годы напоминало о славном героическом прошлом наших предков т.н. панское кладбище на погосте. В «Похвальной грамоте» царя Михаила Федоровича говорилось, что жители Каргопольского уезда, в т.ч. и Усть-Моши, «литовских людей побили и многие города и волости от воров очистили и преславные победы везде показали». Но интервенты нанесли волости значительный ущерб. Во многих деревнях остались только вдовы с детьми, которым пришлось просить милостыню. Устьмошские крестьяне просили освободить их от строительства Каргопольской крепости и об обновлении Устьмошского острога. В 1631 году в грамоте царя Михаила Федоровича предписывалось : «В Усть –Моше делать ворота и башни рубленые… А меж ворот и башен по пряслам поставить стоячий острог…»
С 1765 г. учрежден Почтовый тракт Санкт-Петербург- Архангельск и в Усть-Моше открыта почтовая станция (10 лошадей).
Петровские преобразования легли тяжелым бременем на плечи и устьмошских крестьян. Теперь все чаще требуют людей на строительство СПБ, кораблей, железорудные заводы. С женами и детьми вынуждены были они навсегда уезжать из родных мест.
Село Федово (по переписи 1496 г.) - это станция на переправе через Мошу. С 19 века волостной центр перешел в д. Федотово (ныне Федово). В 19 веке в Усть-Моше (Богдановская и Боярская волость) проживало 7,5 тыс. человек. Олонецкий губернатор Гаврила Романович Державин характеризовал Усть-Мошу так: «…расставленными в приятном частом положении деревнями многие славные реки в России превосходит… Поселяне трудолюбивы и неубоги…»
В июне 1819 г. император Александр Первый, будучи проездом в Архангельске, останавливался на почтовой станции Федовской, откуда по реке Моше, в крестьянской лодке, проехал до Устьмошского погоста. Заходил в каменный храм, отслушал молебен, любовался обстановкою храма.
В 1864 году в Устьмошском приходе было 3 церкви: Рождества Христова, Благовещения Божией Матери и Иоанна Богослова. Под Рождественской церковью были вместительные подвалы, в которых хранился товар, не распроданный на ярмарке. Иконостас в храме Иоанна Богослова резной, золоченый, украшен живописью. Слева от Рождественской церкви в самом центре погоста располагался двухэтажный каменный храм Сошествия святого духа на Апостолов в одной связи с колокольней. Устьмошский каменный храм считался лучшим в Каргопольском уезде. Поражал богатством трехъярусный резной, позолоченный иконостас. Нижний ряд был украшен ризами из серебра, отчасти из жемчуга. Возле церкви Св. Духа была еще одна деревянная двухэтажная церковь во имя Св. Филиппа. Погост уже был обнесен каменной оградой.
До 1914г. Усть-Моша была центром веселых и оживленных ежегодных ярмарок (18-20 (31-2 нов.ст.) января трехдневной Афанасьевской, 23-30 (7-12апр.) марта Благовещенской, 26-29 (9-12 окт.) сентября Богословской – самой продолжительной). Торговцы (до 70 человек) были из Каргополя, Холмогор, Архангельска, Онеги, Белозерска, Ошевенска, Пудожа и др. Стечение народа простиралось до 3 тыс. человек. Торговали зерном, мукой, рыбой, мясом, сукном, бакалеей, кожами и др.
Большаков Алексей 12.01.2023 22:08 Заявить о нарушении
В 1865 году в приходе насчитывался 801 двор, в в которых проживали 5164 человека. В 1908 году в УМ Пр-де проживало 8015 человек.
После реформ последней четверти 19 века более половины устьмошан ежегодно уходят на летние промыслы в СПБ, где нанимаются в лакеи, дворники, повара, кучера, разносчики и продавцы газет, за что и были прозваны «газетчиками». О них сложились даже поговорки и частушки: «Устьмошанки не крестьянки, не работницы: нет ни соли ни муки, был бы перстень на руке» , «Деньги есть, я веселюсь, на устьмошаночке женюсь, денег нету ни гроша - озеруха хороша». Выгоднее было заниматься торговлей, отхожими заработками, чем выращивать хлеб. И все же основным занятием населения Устьмошского прихода по-прежнему было земледелие. Было даже образовано Устьмошское с/х общество, которое занималось пропагандой передовой агрономии и новой с/ х техники. Общество имело опытный участок по выращиванию озимой ржи и овса, а также капустной рассады. При обществе была библиотека из книг с/х назначения. При обществе работала торговая лавка.
Усть-Моша имела славу хлебной житницы всего Севера. Именно отсюда Борис Годунов пошлет в Сибирь лучших земледельцев.
В 1890 году на Погосте, на церковной земле было построено новое здание церковно-приходской школы (первое построено в 1885г.). Крестьянин Губинский пожертвовал школе 50 книг. Учитель И.Бронзов особо подчеркивал, что « устьмошане отзывчивы ко всему хорошему и очень сочувственно относятся к образованию детей, что видно из того факта , что при 5 училищах в приходе открыли еще и 6-ю церковно- приходскую школу». К началу 20 века книжное собрание Устьмошского прихода превратилось в бесплатную народную библиотеку-читальню. Отмечалось, что в домах многих крестьян есть разные книги преимущественно духовно-нравственного содержания, и грамотные, как взрослые, так и дети, в свободное время читают книги.
В 1886 году губернатор Олонецкой губернии Григорьев объявил благодарность волостному старшине Богдановской волости Пуминову за умелую организацию, связанную с полной выплатой казенных и земских денежных сборов за первое полугодие 1886 года. 22 декабря 1889 года старшина Богдановской волости Каргопольского уезда Василий Пуминов был «пожалован в награду усердной и полезной службы» серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте.
17 июля 1896 г. в Устьмошском приходе произошел пожар. Загорелся старинный деревянный храм Св. Филиппа. В жаркий, раскаленный день пламя перекинулось к северу - на церковные кладовые, два ряда торговых лавок и к югу- пламя перекинулось «на красу …погоста и прихода» - каменную Святодуховскую церковь. Очевидец писал:
«Помочь горю собралось местное начальство, мужички. Как водится, по обычаю, начальство пораспоряжалось, мужички погорланили, бабы повояли да поахали, все кой что и поделали, остолбенели, когда загорелись, зубцы высокого каменного храма… Простонародье вместе с тем и поглупило: бросали в огонь яйца, некоторые женщины нагия с иконою в руках зачем то обегали пожарище… Несмотря ни на что, разбушевавшаяся стихия сделала свое дело: Святодуховский храм наш остался надолго инвалидом, но, благодаря Бога, остальные храмы пощажены огнем.» В мае 1898 г. на погосте вновь вспыхнул пожар. Загорелись чуть ли не одновременно все дома церковнослужителей и ряд торговых лавок.
В 1899 г. церковным старостой Устьмошского прихода на трехлетие был утвержден Иван Пуминов. Причт Устьмошского прихода в 1908 году состоял из 7 человек: три священника, три псаломщика и дьякон. Члены причта жили в 4 домах, принадлежащих церкви.
В приходе было 10 деревянных часовен (кроме церквей):
В д. Сысово - Рождества Пресвятой Богородицы.
В д. Зашондомье - Святого великомученника Георгия.
В д. Пуминово – Успения Божей Матери.
В с. Богданово – Воздвижение Животворящего Креста Господня.
В д. Бураково – Тихвинской иконы Божей Матери.
В д. Алферово – Казанской иконы Божей Матери.
В д. Залесской – Святого Илии Пророка.
В д. Боброво – Святой великомученицы. Варвары.
В д. Горка – В честь преподобного Макария Унженского.
В д. Федово – в честь мучеников Флора и Лавра.
В 1916 году священником Устьмошского прихода был назначен Иоанн Иоаннов Бронзов. Родился он 15 янв. 1880 г. в Печниковском приходе Каргопольского уезда, окончил Олонецкую духовную семинарию. К сожалению, судьба последнего священника Устьмошского прихода трагична. В августе 1937 года И.И. Бронзов был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». В 1938 он был расстрелян. В августе 1989 г. реабилитирован посмертно.
В 1910 году в Устьмошском приходе состоялось открытие первой в Каргопольском уезде волостной богадельни, построенной по частной инициативе на добровольные пожертвования. Было принято решение принять 5 женщин престарелого возраста и совершенно бедных (одна была слепая от рождения). Смотрительницей-экономкой была избрана Мария Васильевна Третьякова. В начале 20 века река Моша была многоводна. От села Шалакуши до устья было открыто пароходное сообщение.
После ввода железной дороги Архангельск- Вологда Усть –Моша стала все более тяготеть не к Каргополю, а к железной дороге.
Текст из этого форума взят. От себя добавлю. В России три столицы, Москва, Питер и Усть - Мошици.
Тут ещё в статье интересные факты, КРЕСТЬЯНИН 50 книг школе передал и .... в 19 веке. Прадеды наши читали много.
Ещё статью подправлю, десятки Усть-мошан книгами в Питере занимались серьёзно, Федовская мафия, не иначе. Не "газетчики" - точно.
Фотку нарою этих мужиков в сюртуках с золотыми цепями на пузе, выложу.
К чему это я всё, вот место у нас наверно такое, много писателей, поэтов, книгопечатальщиков, литераторов разных. Даже не понятно почему Есенин не у нас родился.
За это сообщение автора Молоток поблагодарил:
Саша (24 мар 2020, 05:34)
Рейтинг: 1.3%
Молоток
Спец 3-го класса
Сообщения: 124
Стаж: 7 лет 8 месяцев 24 дня
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Сообщение Молоток » 16 мар 2017, 10:30 » #1725334
Ещё в нескольких десятках метров от родного дома А.П. Чапыгина есть родничок, вода в нём вкуснейшая и холодная, но горло не перехватит. Вроде как много серебра в ней. Этот источник - главный достоприм Плесецкого района, 2015 года вроде. Многие из Мирного, Плесецка специально приезжают с флягами за "минералочкой".
За это сообщение автора Молоток поблагодарил:
Саша (24 мар 2020, 05:34)
Рейтинг: 1.3%
Молоток
Спец 3-го класса
Сообщения: 124
Стаж: 7 лет 8 месяцев 24 дня
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Сообщение Молоток » 16 мар 2017, 10:49 » #1725349
Так, ради прикола.
Вот не знаю почему у нас такая плотность писателей и поэтов, даже старички вместо словесной перебранки, обменивались едкими эпиграммами :agree , пишу как наслышан.
Жили три старичка, жена была только у одного из них. Вот один другому собаку подарил, а жена возьми и перейди к нему, третьего то же ситуация "задевала".
На сколько знаю, не ругались, а "стихотворничали".
Ну одну из едких эпиграмм частично помню, ну сначала личное, типа так: " Личное........, ...., променял свою жену!!!, на собаку, сатану".
Вот такие весёлые дедушки у нас проживали. smailikai/tup
За это сообщение автора Молоток поблагодарил:
Саша (24 мар 2020, 05:34)
Рейтинг: 1.3%
Молоток
Спец 3-го класса
Сообщения: 124
Стаж: 7 лет 8 месяцев 24 дня
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Сообщение Молоток » 16 мар 2017, 11:01 » #1725353
Много Усть-Мошан , их детей и внуков живут в Архангельске, Северодвинске, Мурманске, в Питере много. Вот по крупицам бы писали исторические факты, байки, истории о родных и знакомых. Думаю модератор не против на одном форуме собрать информацию об Усть-Моше.
Молоток
Спец 3-го класса
Сообщения: 124
Стаж: 7 лет 8 месяцев 24 дня
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Сообщение Молоток » 16 мар 2017, 11:05 » #1725354
Господа, есть у кого доступ к архивам? Давно хотел тему поднять, всё не когда.
Интерес к такой персоне как разбойник атаман Куш.
То что он был сомнений нет, Шалакуша - шалаши Куша. В моей деревне Федово - Кушина горка, где его похоронили. Ребята землянку стали на этой горке рыть, нашли серебра и кости. В тот момент в деревне отдыхал какой то Питерский учёный, сильно удивился бльшому строению черепа и в Питер увёз.
Отличался сей разбойник сильной жестокостью, по Онеге обозы монастырские грабил, что в Соловки шли, в живых не оставлял ни кого.
Даже пришлось регулярным войскам с ним бороться, потом его сподручники и похоронили Куша на берегу Моши, а остальных недалеко у оврага в холмах.
Разговаривал со своим преподом, Макаровым (Авторитетнейший краевед Архангельской области), мало что знал, ну предположил, что отголоски смутного времени и Польские корни в "Куше" просматриваются. Возможно он был прав.
Может есть у кого инфа, или доступы к архивам. Интересно ведь знать историю своего края.
Большаков Алексей 12.01.2023 22:08 Заявить о нарушении
Владимир Черноков 14.02.2023 13:48 Заявить о нарушении
Владимир Черноков 14.02.2023 14:01 Заявить о нарушении