Bussy... О пьесе Октябрь справляет Эльсинор
О постановке комедии Шекспира "Хам-лет" в моём театре-студии Бельведер.
Ну разве не смешно? Она утопилась, он зарезался, этот отравился, в общем, все умерли. Шекспир был знаменитым английским драматургом, но сочинял комедии (!), просто средневековый юмор, и всё.
Пьеса шла наспех, но концепция была твердая - это комедия, умри, но пусть люди смеются. Комизм поведения Гамлета неоспорим, напутствия брата и отца Офелии наполнены искрометным юмором актеров, смысл которых сводится "не верь мужчине". Офелия тоже не простушка, пошла топится, а на лугу пастух любил пастушку. Ну, грохнулась она возле мостика в озеро, и кричит, умираю. А пастух как заорет: Офелия утопилась! Офелия утопилась! - Пока пастушка принцессу вытаскивает и в чувство приводит. Мать вышла замуж за брата убитого им мужа. Это смешно, очень смешно. Дух отца Гамлета нисходит на землю - это юмор.
Так почему же здесь столько лет шили трагедию на такой прозрачной иронии.
Перечитайте, и поймёте, что можно уха-ха-таться. Да, я наконец сыграл Гамлета, а моя возлюбленная Элис сыграла Офелию, мы собрали звезды театра - Джигарханян - король Клавдий, Ширвиндт - отец Офелии Полоний, Безруков - Лаэрт, Ярмольник - королева Гертруда. Премьера состоялась в театре Эт Сетера в 2011-2017 году. Пьеса шла бы до сих пор, но слишком звёздный состав - получилось очень дорого по билетам.
Был приглашён театр-буф Александра Братенкова, прозвучали и другие громкие голоса... Мы получили огромное удовольствие от этой комедии, и навсегда научились воспринимать Шекспира, как самого смешного комика всех времен и народов.
В эпилоге мы сыграли красивую и весёлую свадьбу Гамлета, принца Датского, и его озорницы Офелии. Мне кажется, именно этот эпилог замысливал сделать сам Шекспир.
Суть сюжета - в наши дни молодежный театр ставит пьесу Шекспира "Гамлет". В процессе всех перипетий в попытках разобраться в замысле автора, молодёжь находит решение и своих собственных проблем. Параллельным действием идет историческая правда "Гамлет, как это было на самом деле"...
Отрывки из пьесы цитируются по тексту Джана Романова "Тень войны":
Часть первая
Октябрь справляет Эльсинор
А Гамлет был голубоглаз,
ей отводя роль королевы,
благословить двоих сейчас
короткой репликой, несмелой.
Ей в этот день сложилось все
16 лет и 19,
в подарок золото дает,
а королеве не до власти.
Хотя ей черный так к лицу,
струятся локоны на плечи,
для королев не в этом суть,
венец, и Гамлет все далече.
Вчера, вчера на покрова
скорее, даже этой ночью,
лет 19-ти вдова,
но лишь 16 ей, как дочери.
Октябрь справляет Эльсинор,
год неизвестен, акт не ясен,
и королева ждет убор
в своей Зеландии прекрасной.
Марина Заветная
***
Разговор Гамлета с Офелией после его приезда в Эльсинор:
- Шекспира надо играть бесподобно, или не играть вообще! - заявил Тони, – иначе получится жалкий балаган, который устраивали когда-то на рыночных площадях на потребу грязной толпе. – Все что требуется от вас – отнестись серьезно к моим рекомендациям.
- Не волнуйся Тони, мы понимаем, как для тебя это важно, - попыталась успокоить его Джулия.
- Миа дольче, – печально улыбнулся мне Тони, – моя сладкая девочка, ты даже не представляешь, как для меня это важно.
- Мы будем стараться, - подтвердил Ян её слова.
- Ну, тогда подайте друг другу руки и признайтесь в своих пламенных чувствах, - торжественно проговорил Тони.
- Что?! – воскликнули Джулия с Яном.
- Представьте, что вы Гамлет и Офелия и поговорите друг с другом – вот ваше первое задание, - Тони вскочил, стянул Яна с подоконника, Джулию подтолкнул к нему, а сам снова уселся на диванчик и сложил руки в ожидании.
Они стояли в растерянности, не зная, что делать.
- Ну же, импровизируйте! – нетерпеливо воскликнул Тони, - Посмотрите друг другу в глаза. Неужели вам нечего сказать. Офелия! Гамлет!
«Вот бы Анджела сейчас развлеклась! Повисла бы на принце Датском, как пиявка, – подумалось Джулии. – Ну что, придется проявить инициативу», – Джулия сделала шаг вперед и взяла Яна за руки.
- Вы так давно не приходили, принц, дела государства важнее дел любви, проговорила она, томно глядя на Яна из-под полуопущенных ресниц. - Вы, верно, совсем меня забыли.
Ян справился с волнением, прижал её ладони к своему сердцу и проговорил с печалью, представив обозрению царственный профиль принца Датского:
- Прекрасная Офелия, прости, но долг порой требует отдать себя полностью.
- Хорошо, - прокомментировал Тони, - дальше.
Офелия: Разве долг может быть важнее живого человека?
Гамлет: Может, если это долг сына перед памятью отца.
Офелия: Кто сейчас говорит со мной, твой ум или твое сердце?
Гамлет: Выбери сама.
Офелия:
Хотела б я выбрать сердце,
боюсь, оно навеки замолчало.
Гамлет:
С тобою рядом – немой заговорит,
слепой прозреет.
Офелия:
Тогда пусть твое сердце скажет,
почему сладкую пищу любви
оно променяло на горькое варево ненависти?
Гамлет:
А почему лекарство горько? –
Оно врачует нас от заблуждений.
Офелия:
Те заблуждения
звались прежде моей любовью!
Гамлет:
В твоей любви нет заблуждений,
они содержатся в любви других.
Твоя любовь чиста, как первый снег,
а их порочна.
Офелия:
Какое тебе дело до других?
Возьми мою, забудь об остальных.
Гамлет:
Так поступают лишь простолюдины.
Я принц, чью веру обманули,
и не имею права думать о себе.
Офелия (насмешливо):
Как благородны твои намерения!
Ты так заботлив к своим подданным,
ты так печешься о благе государства!
Но та, для которой ты дороже всех на свете,
дороже любимого отца и брата –
она так мало значит для тебя!
Гамлет (уязвленный):
Как можешь ты такое мне говорить?!
Офелия:
Даже если я погибну,
сойдя с ума от горя и тоски,
ты будешь также хладнокровно исполнять
свой долг перед отцом и государством?
Гамлет (с жаром):
Не разрывай мне сердце!
Кто угодно, только не ты!
Ты не должна погибнуть!
Офелия:
Так знай же,
мне открылась истина в моих молитвах:
по пути мщенья и ненависти ты зашел далеко,
но если ты пойдешь и дальше,
тебе придется заплатить за то,
что возомнил себя Всевышним судией.
Гамлет (заносчиво):
Всевышний допустил несправедливость,
но дал мне знанье, чтоб ее исправить!
Офелия:
Нет, это искушенье лукавого!
Нельзя исправить того,
чьи все деянья совершенны.
Гамлет (в гневе):
Ты это называешь совершенством?!
Своим родным братом подло убит мой отец,
и мать моя в объятиях убийцы?!
Что должен делать я?!
Оставить все как есть?!
Вести любезные беседы с ними?!
И наслаждаться счастьем с тобой?!
Офелия (отрешенно):
Я вижу, ты меня не понимаешь,
или не хочешь понимать.
Ты словно обезумел и только
с безумными вести беседы можешь.
Что делать мне? –
Лишь покориться неизбежности.
Я знала прежде принца доброго и славного,
будущего государя нашего королевства.
Я его любила…
Гамлет: Он и я одно и то же.
Офелия (грустно качает головой): Его не узнаю в тебе я. Ты – не он.
Гамлет (пытается обнять Офелию): Ты мне клялась в любви!
Офелия (отталкивает принца): Я вас не знаю, сударь.
Гамлет (в ужасе): Предательство и здесь!
Офелия (в сторону): Сам себя ты предал!
- Как это печально! – всхлипнула Мари. Оказывается, она слушала их, войдя в гримерку никем не замеченная...
Разговор Гамлета с Клавдием и Гертрудой.
На сцене был сымитирован тронный зал. На двух больших красивых стульях уселись Сесил и Эдуард. Около них встали Лаэрт-Тони и Полоний-Стив. Чуть дальше Ян – мрачный как туча, то есть в настроении, как нельзя более подходящим для данного момента пьесы.
Первое действие началось:
Король
Хотя по брате Гамлете бесценном
Свежа печаль и всем нам надлежит
Скорбеть душою, а державе нашей
От сокрушенья сморщиться в комок,
Но ум настолько справился с природой,
Что надо будет сдержаннее впредь
Жалеть о нем, себя не забывая.
С тем и решили мы в супруги взять
Сестру и ныне королеву нашу…
Итак, Лаэрт, что нового услышим?
Шла речь о просьбе. В чем она, Лаэрт?
С чем дельным вы б ни обратились к трону,
Успех предсказан: вещи нет такой,
Что б не дали мы, не дождавшись просьбы.
Лаэрт
Дайте разрешенье
Во Францию вернуться, государь.
Я сам оттуда прибыл для участья
В коронованье вашем, но, винюсь,
Меня опять по исполненье долга
Влекут туда и мысли и мечты.
С поклоном хлопочу о дозволенье.
Король
Отец пустил? Что говорит Полоний?
Полоний
Он вымотал мне душу, государь,
И, сдавшись после долгих убеждений,
Я нехотя его благословил.
Благоволите разрешить поездку.
Король
Ищите счастья; в добрый час, Лаэрт.
Как вздумаете, проводите время.
Ну, как наш Гамлет, близкий сердцу сын?
Гамлет (в сторону)
Ничуть не сын и далеко не близкий.
Король
Опять покрыто тучами лицо?
Гамлет
О нет, напротив: солнечно некстати.
Королева
Ах, Гамлет, полно хмуриться, как ночь.
Взгляни на короля подружелюбней.
До коих пор, потупивши глаза,
Следы отца разыскивать во прахе?
Так создан мир: живущее умрет
И вслед за жизнью в вечность отойдет.
Гамлет
Так создан мир.
Королева
Что ж кажется тогда
Столь редкостной тебе твоя беда?
Гамлет
Не кажется, сударыня, а есть.
Мне «кажется» неведомы. Ни этот
Суровый плащ, ни платья чернота,
Ни хриплая прерывистость дыханья,
Ни даже слез податливый поток
И впалость черт, и все подразделенья
Тоски не в силах выразить меня.
Вот способы казаться, ибо это
Лишь действия, и их легко сыграть,
Моя же скорбь чуждается прикрас
И их не выставляет напоказ.
Все читали роли по бумаге. И Джулия вспомнила, что свои распечатки забыла в шортах.
Король
Приятно видеть и похвально, Гамлет,
Как отдаешь ты горький долг отцу.
Но твой отец и сам отца утратил,
И так же тот. На некоторый срок
Сыновняя забота переживших —
Блюсти печаль. Но утверждаться в ней
С закоренелым рвеньем — нечестиво.
Мужчины недостойна эта скорбь
И обличает волю без святыни,
Слепое сердце, ненадежный ум
И грубые понятья без отделки.
Что до надежд вернуться в Виттенберг
И продолжать ученье, эти планы
Нам положительно не по душе,
И я прошу, раздумай и останься
Пред нами, здесь, под лаской наших глаз,
Как первый в роде, сын наш и сановник.
Королева
Не заставляй, чтоб мать просила даром.
Останься здесь, не езди в Виттенберг.
Гамлет
Сударыня, всецело повинуюсь.
Король
Вот кроткий, подобающий ответ.
Наш дом — твой дом. Сударыня, пойдемте.
Своей сговорчивостью Гамлет внес
Улыбку в сердце, в знак которой ныне
О счете наших здравиц за столом
Пусть облакам докладывает пушка,
И гул небес в ответ земным громам
Со звоном чаш смешается. Идемте.
Все, кроме Гамлета, покинули сцену.
Джулия тоже собралась потихоньку улизнуть к себе наверх за распечатками, но Ян повернулся к залу и, глядя прямо ей в лицо, начал читать свой первый монолог:
Гамлет
О если бы предвечный не занес
В грехи самоубийства! Боже! Боже!
Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь свет в своих затеях.
Глядеть тошнит! Он одичалый сад,
Где нет прохода. Низкий, грубый мусор
Глушит его. Зайти так далеко!
Два месяца, как умер. Двух не будет.
И что ж, чрез месяц... Лучше не вникать!
О женщины, вам имя — вероломство!..
- Стоп, стоп, стоп, – прервал его Тони. – Ян, все хорошо, только держись свободнее, подкрепляй свои слова жестами и меняй темп речи, иначе в больших монологах она звучит слишком монотонно. – Он вскочил на сцену:
О если бы предвечный не занес
В грехи самоубийства! Боже! Боже! (Тони прикрыл глаза ладонью и медленно с выражением проговорил)
Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь свет в своих затеях.
Глядеть тошнит! Он – одичалый сад,
Где нет прохода. Низкий, грубый мусор
Глушит его. Зайти так далеко! (Тони отрешенно покачал головой)
Два месяца, как умер. Двух не будет.
И что ж, чрез месяц... Лучше не вникать!
О женщины, вам имя — вероломство!.. (Тони простер руку с обвиняющим перстом, указывая прямо на Джулию).
Джулия не выдержала и ретировалась к выходу, тихонько открыла дверь и столкнулась с Ником и Майком, которые спешили на репетицию.
- Джулия, ты куда? - спросил девушку Майк, загораживая вход своей широкой грудью.
- Я забыла распечатки у себя в комнате, - шепотом проговорила Джулия и проскользнула в дверной проем.
***
Прощание Офелии и Лаэрта
Комната в доме Полония. Входят Лаэрт и Офелия.
Лаэрт ( Тони подходит к Джулии и кладет руки на плечи)
Мешки на корабле. Прощай, сестра.
Пообещай не упускать оказий
И при попутном ветре не дремли
И вести шли.
Офелия
Не сомневайся в этом. (Доверчиво склоняясь к плечу брата)
Лаэрт
А Гамлета ухаживанья — вздор.
Считай их блажью, шалостями крови,
Фиалкою, расцветшей в холода,
Нежданной, гиблой, сладкой, обреченной,
Благоуханьем мига, и того
Не более.
Офелия
Не более? (Заглядывая Тони в лицо)
Лаэрт (уверенно)
Не боле.
Рост жизни не в одном развитье мышц.
По мере роста тела, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.
Подумай, кто он, и проникнись страхом.
По званью он себе не голова,
Но сам в плену у своего рожденья.
Не вправе он, как всякий человек,
Располагать собою. От избранья
Зависит благоденствие страны.
Поэтому не он свершает выбор,
А стан, которому он — голова.
Итак, пойми, как пострадает честь,
Когда ты примешь песнь его за правду,
И сдашься сердцем, и откроешь клад
Невинности горячим настояньям.
Страшись, сестра; Офелия, страшись,
Остерегайся, как огня, влеченья,
На выстрел от взаимности беги.
Офелия (с лукавой улыбкой)
Я смысл ученья твоего поставлю
Хранителем души, мой милый брат.
Входит Полоний.
Полоний
Все тут, Лаэрт? В путь, в путь, стыдился б, право!
Уж ветер выгнул плечи парусов,
А сам ты где? Стань под благословенье.
Всего превыше: верен будь себе.
Тогда, как утро следует за ночью,
Не будешь вероломным ты ни с кем.
Прощай, запомни все и собирайся.
Лаэрт
Почтительно откланяться осмелюсь.
Полоний
Давно уж время. Слуги заждались.
Лаэрт (целует сестру)
Прощай, Офелия, и твердо помни,
О чем шла речь.
Офелия (с любовью обнимает брата)
Замкну в душе, а ключ
Возьми с собой.
Лаэрт
Счастливо оставаться.
(Уходит.)
Полоний
О чем шла речь, Офелия, у вас?
Офелия
Предмет — принц Гамлет, если вам угодно.
Полоний
Ах, вот как? Это кстати. Я слыхал,
Он очень зачастил к тебе как будто.
А также избалован, говорят,
Твоим вниманьем? Если это правда,-
А так передавали мне как раз.
Порядка ради, должен я признаться,
Совсем не так ты сознаешь свой долг,
Как спросится с твоей дочерней чести.
Что между вами? Будь со мной пряма.
Офелия (застенчиво)
Со мной не раз он в нежности пускался
В залог сердечной дружбы.
Полоний
Каково!
В залог сердечной дружбы. Что ты смыслишь
В таких вещах? А как ты отнеслась
К его, как ты их назвала, залогам?
Офелия (наивно)
Не знаю я, что думать мне о них.
Полоний (деловито)
Я научу: за чистую монету
Ты этих глупостей не принимай
И требуй впредь залогов подороже.
Силки для птиц! Иль я забыл, когда
Пылает кровь, как щедр язык на клятвы!
Нет, эти вспышки не дают тепла,
Слепят на миг и гаснут в обещанье.
Не принимай их, дочка, за огонь.
Будь поскупей на будущее время.
Пускай твоей беседой дорожат.
Не торопись навстречу, только кликнут.
А Гамлету верь только в том одном,
Что молод он, и меньше в поведенье
Стеснен, чем ты; точней — совсем не верь.
А клятвам и подавно. Клятвы — сводни.
Не то они, чем кажутся извне.
Я не хочу, чтоб впредь на твой досуг
Бросали тень хотя бы на минуту
Беседы с принцем Гамлетом. Ступай.
Смотри не забывай.
Офелия (с дочерней покорностью)
Я повинуюсь…
- В принципе – неплохо, проговорил Тони. Но, Офелия, больше шутливой нежности к брату и смиренной покорности отцу. Полоний, она твоя дочь, ты беспокоишься за нее. Пока не похоже, что ты за нее беспокоился.
- Я беспокоюсь, - заверил толстяк Стив. – Как же не беспокоиться, когда этот парень вознамерился обмануть девушку. За такими болтунами, как Гамлет, глаз да глаз.
- Точно, – подхватил Тони, - Так, дальше. Гамлет, Гораций – вперед. Тень отца – приготовься…
Часть вторая
Караоке на стелл-де-гараж
Метробои устроили диско-рок на своей хазе. Стелл-де-гараж заполнен мебелью в стиле завода в Челси. Свето музыка "дьявольские музыканты" горячий сексуальный атрибутив. Молодёжь катается на цепях под потолком в стуях рок-опьяняющей музоны и акробатические трюки напоминают забавы суперменов или стенолазов - "горка" для стенолазания тоже сделана. Длинный такелажный стол неприлично заставлен пьяными бутылками, пластиковыми тарелками с китайской кухней, в зал закатаны мотоциклы и байкерское снаряжение, Отрыв дошёл до апогея... мужчины отдыхают.
Город спит - никто не реагирует на происходящее. Полицейская машина транкильно проезжает мимо, отвечая только на колы. Пьяная молодёжь на воздухе колет наркотик в вязкой темноте подворотен. 24 часа форфуды торгуют "геноцом" для молодого обезьянника. Желание яркого отдыха зашкаливает у юношей и девушек, они расходятся парами - едят фастфуд и пьют пиво и колу на тёмных лавочках густого летнего парка Культуры и отдыха. Возле шикарных высоток в скверах валяются исп. през-вы. Аптеки тоже 24 форхелф.
Свет ослепляющих дальнобойных софитов распугивает от улицы нонфик случайных прохожих. Шикарные тачки хостятся возле сомнительных, но напичканных космотехникой отелей. Лучи рассвета заставляют пряных байкеров нехотя отступить в роскошные дымчатые мужские апартаменты. Появляются люди-д-орандж. Они доедают уличную сексопандемию отменной мериносной жратвы нуворишей. Как ни странно, мата почти совсем нет: парни трезвые, обкура не хватает. Напитки адреналитиков заменили алкоголь.
Поздние такси развозят девушек в амнистик фондейшн - маленькие спальники граничных микрорайонов города. Студиозы женского контига вязнут в сладковатых бом-флюидальных франшизах. С рассветом весталки в лёгких спорт-неглиже появятся на собачьих площадках. Люди-д-орандж жадно-смакливо обсуждают девичьи прелести.
Маню живёт в тихом живописном переулке с высокорослой бонней. Они унимают свой норов взаимными домашними действами, священнодействиями древних женственных сил. Уют ублажает каждую клеточку тела, как спа-салун каждую клеточку кожи. Над ними молодой денди коммивояж ведёт нерегулярный образ жизни. Дальше во дворе пр-чка приютила мен-д-орандж. Они мирно тр-ся дома под музыку. Но Маню эта жизнь не интересует, она мечтает о таком мужчине, который вновь наполнит мраморной роскошью дни её женского идеализма. Так было в прошлой жизни... а пока свечение бутиков и мега-моллов окутывают её хрупкие плечики доступной её уровню кафетери действительностью. Это она может себе позволить. Проводить городские вечера одной на людях в кафе-бутиках и поздно возвращаться домой, опьянённой шампанским, в мечтах о нём - это сексуальная агония занимает её ум и тело, отточенное муками ожидания.
Рядом в генеральской квартире американо-британские знамёна уже реют в завтрак-руме. Через стену её тропинка от лакового шифоннэра до плиточек каминки, холодная тахта. И белая страдальная кухонька.
Грудастая блондинка нежно подрагивая жопкой аккуратно переступила на дорожку с подъездной ступенки. Он сглотнул - её грудашки только что были... Активная средне возрастная линейка часто игривее, чем застенчивая юность. Продавщица булочек казалась ему теперь ну что-ли пошлой детской поллюцией. Он выпил кофе с булочкой в стекляшке и замер, внимая приторному липкому их аромату.
Светлое утро в офисе знаменовалось появлением начальницы-шефа. Ка-бюро её бизнес и его первая инфанта. Фантики в столе. Она мельком поздоровалась, поинтесовалась. Он кивнул, с лёгкой улыбкой. Мысли бежали вперёд: Почти монашка из грязи, её ждала дальняя дорога, а его тихий портобеллический офис, и Она, мечта.
Протуберантный гедео онанизм переходчщий в остро опасные дела формировал его жёсткий характер "виниловой угрозы" из-за смерти ДжЛе. Он в доступе, но по телефону пр-ции. За то дома мульфильм "Чебурашка". "Старушка"-мать спит под порно.
Маню посещает девичник на виниловую тему. А вот, где он - догадавается со слезами. Дома открывает газовый баллончик и кладёт за плиту. На взрыв в квартире приезжают пожарники. На утро она начальница в его офисе. Такая жизнь кружит ей голову.
Примечание
Моя семья в родстве с фамилией Смоктуновские-Хельцкевичи. "Смоктуновский - я один такой", - заявляет отец Элли. Все его родственники и дети носили другие фамилии. Каждый из нас искал свой путь к творчеству и признанию. Принципиальность Иннокентия передалась нам по наследству. Сейчас семья Смоктуновских-Хельцкевичей насчитывает около 200 человек. Мне известно также, что род Хельцкевичей очень древний от колен Израилевых - Давида. "Я помню родителей молодыми, красивыми, самое запоминающееся чувство - их любовь друг к другу... Я росла в частном пансионе..." Элли
Отец давно хотел выдать меня за Сашу Домогарова, теперь его желание мы осуществили.
"Хельсинки находится прямо на той стороне Балтийской губы. В хорошую погоду из дома Саши можно было видеть Финляндию. Смоктуновские обосновались в Хельсинках после 1999 года. Мы как раз вернулись из мирового турне, большее время, правда, проведенное в Болливуде после моего первого (фиктивного) брака. На самом деле я породнилась с одной из самых богатых и знатных семей Франции. Саша в это время тоже был занят своими делами, но зато наш "обобщенный" медовый месяц мы провели вместе. Это были дела семьи, тогда я не поняла, что через подставных лиц нас с Сашей расписали. К нам присоединились наши друзья, среди них Филип после его фиктивного брака.
В небольшом домике в центре фото - квартира Смоктуновских-старших. "Гамлет уехал жить в Эльсинор", - шутили друзья-диссиденты, актеры золотого фонда кинематографии. Расположение было удобное - до Питера час на яхте и полтора часа на сапсане до Парижа. В Пасси отец и мать проводили зиму. Там также образовался тесный круг друзей-актеров".
О Высоцком, Гамлете.
Я приехала сюда (Дом Владимира Высоцкого на Таганке) впервые на международный саммит журналистов 2012 году. Для меня стало большим сюрпризом встреча с хозяином дома Владимиром Семёновичем Высоцким лично. Здесь уже жили и работали в апартаментах бейсмента мои друзья медиа объединения "КИТ" Александр Домогаров, Камил Руж (Александр Братенков) с двумя сыновьями, Сергей Безруков, Иван Хельцкевич, Мишель Савельев и другие. Здесь делали художественный фильм о Владимире Высоцком. Дом находится в его собственности и после приезда из Парижа (Пасси - русский квартал), он жил здесь с друзьями. Я увидела Марка Лавуана и Франсуа, по протекции которых я позже работала в Fr 24. Уже было известно, что я дочь Суламифи и Иннокентия Смоктуновских, поэтому с общением и знакомством с этими любимыми актерами, поэтами и журналистами проблем не возникло. Отец (Иннокентий Смоктуновский, проживал с супругой до 2016 года в Париже) лично знал Владимира Высоцкого и Марину Влади и много сил вложил в их возвращение в Москву в 2010 году. В том же году Александр Домогаров и я посетили Хельсинки, где жили Смоктуновские в то время, а оттуда мы приехали в Пасси в Париже, в гости к Владимиру и Марине. Владимир Семёнович член Союзов писателей и журналистов, в годы иммиграции работал на международную журналистику.
С 2010 года Владимир Высоцкий снова живет в Москве в своей квартире на Маяковке, рядом со многими друзьями, квартиры в этом доме давали от Дома Кино.
Из дневника Марины Мистраль на её стр. Фейсбук
Свидетельство о публикации №119120109274