Сердца людей соединять стихами

                Аннотация

     В новую книгу донской поэтессы Елены Камышной «Ковыльные шелка» вошли стихи последних лет, а также лучшие произведения из двух ее предыдущих книг – «Ангел мой» (1998 г.) и «Жизнь – стремительное чудо» (2001 г.).
     Это пронзительная исповедь лирической героини, которая воспринимает любовь как высшее духовное начало, Божественный дар. Она входит в пространство любви, стирая грани между бытом и бытием, где радости, муки и страдания искупаются соизмеряющей силой любви. Отсюда предельно искренни и проникновенны строки ее стихов – к любимому, матери и сыну, близким, наконец, Обители – отчему Донскому краю, России. Завершающий раздел книги «Гости моей души» посвящен русским поэтам серебряного века, представителям японской классической поэзии, поэтам-современникам, а также «кругу избранных», с кем свела поэтессу судьба.
     Книга «Ковыльные шелка» предназначена для широкого круга почитателей отечественной поэзии.


                «Сердца людей соединять стихами…»

     Мое знакомство с творчеством Елены Камышной началось необычно – на одном из литературно-музыкальных вечеров в гостиной кисловодского театра-музея «Благодать». Звучали романсы, русские и казачьи песни - «Горит свеча и тает желтый воск…», «Спят под снегами русские дороги…», «Я молилась на паперти…», «Разольется тихий Дон…», «Атаман молодой», «Калина-калина». Зал был в восторге, и невольно подумалось: хорошо, что певцы и устроители таких вечеров черпают молодость и вдохновение в народных родниковых истоках: романсах, песнях, фольклоре. Поверяют наши заметно очерствевшие души гармонией поэзии, музыки, красоты. Тревожат память забытыми родными напевами:

На вечерней заре
Я спускаюсь к Дону,
Слышу цокот копыт
Мне давно знакомый…

      В песне завораживал игривый, огневой, заодно намекающий на потаенную боль и невозможность полного счастья припев:

Атаман молодой,
Не играй ты шашкой,
На чужую жену
Не смотри украдкой.
Я тебя, атаман,
Целовать не буду,
Но твоих карих глаз
Век я не забуду!

     В распевных грустных и веселых стихах серебристо плескался широкий Дон, «в берегах степных» звенел голос иволги вперемежку с задорным признанием казачки:

Ой, калина-калина,
Калина красная,
Из тебя не пью вина,
Ты – опасная!

     Когда выяснилось, что слова этих замечательных стихов и песен принадлежат нашей современнице – ростовской поэтессе Елене Камышной, моему изумлению не было предела. Почему я не знаю ее имени? Кто она?.. Захотелось прочесть ее стихи. Оказалось, обладая безусловным поэтическим даром, она не озабочена, как иные, безудержной рекламой своего творчества. Она погружена в мир поэтических образов и поет, как птица, среди донского приволья. Само пение доставляет ей невыразимое удовлетворение.                Рассказывают, однажды на многолюдной улице поэтесса услышала свои стихи в исполнении бродячего певца – и задумалась: ее строки, что подросшие птенцы, выпорхнули из гнезда и живут самостоятельно, стали народной песней.
     Редкая удача, выпадающая на долю лишь истинным дарованиям. Со временем такие удачи посещали ее все чаще. Многие композиторы написали на стихи Елены Камышной песни, которые ныне звучат в исполнении профессиональных певцов и ансамблей по радио и на телевидении, со сцен клубов, Дворцов культуры, открытых площадок, исполняются народными хорами. Но – удивительно! До сих пор слова этих песен воспринимаются как безымянные, созданные самим народом. Интуитивно угадывая в стихах родную душу, люди поддаются обаянию знакомой им правде жизни, родственности чувств и переживаний. Они верят, что песни родились сами собой, в их среде, и являются плодом коллективного вдохновения. Подобное восприятие – высшая награда автору.
    Перед нами самобытный, ни на кого не похожий талант – ни на столичных поэтесс минувшей эпохи, ни на современных стихотворцев. Своя судьба – свои стихи, свои песни. Наверное, во глубине земли так долго ищут драгоценные алмазы и вдруг, неожиданно для себя, открывают самородок. Рука гранильщика еще не дотрагивалась до него, но дар природы сияет и переливается, как живой, поражая взгляд естественной красотой.
Достоинство стихов Елены Камышной, выпустившей в свет две книги, - в психологически точном рисунке чувств, в предельной искренности перед собой и Богом. И, наконец – в сложном, противоречивом ощущении счастья и трагизма человеческой жизни. Лирическая героиня, исповедуясь в чувствах, постоянно обращается с мольбой к Господу, не ради себя, а во имя чистоты веры и любви.
     Любовь у Камышной – понятие многозначное: духовная, чувственная или платоническая – к любимому человеку, но и любовь к жизни во всех ее проявлениях: к родной земле и природе, к матери и сыну, к близким и друзьям. Но высшее состояние души – любовь к Спасителю, основе, неизменной доминанте жизни и творчества. Лишь эта любовь помогает преодолевать все невзгоды и испытания, верить в свое предназначение. Поэтесса как-то заметила: «Творцом художнику отпускается мера таланта войти в мир чувств – мир красоты и драматизма. Ибо только Его Благодатью озаряется невидимое, постигается непостижимое, приумножается в душе любовь. Чем ближе к главной заповеди, тем радостнее печали, тем глубже и светлее творчество».
      Вера и любовь окрыляют творца. Степной ковыль дарит ему узоры шелков, серебристый тополь навевает мысль о бессмертии. Так, из воздуха, из шепота трав, из переливов речной волны возникают строки-признания, создается сложный и убедительный образ лирической героини – натуры волевой, страстной, с неукротимым темпераментом, преданной и несгибаемой в вере.
      В стихах поэтессы Любовь, Природа и Родина – неразделимы. Не случайно, размышляя об отличительном свойстве лирики Елены Камышной, Народный артист России, профессор, художественный руководитель Государственного Академического, ордена «Дружбы народов» Ансамбля песни и пляски Донских казаков Анатолий Квасов пишет: «Мир поэзии Елены Камышной, как и в фольклоре, - природа. Серебристый тополь становится символом любви и бесконечного обновления, а речной простор олицетворяет силу и свободу человеческой души. Она чувствует, что внутренняя жизнь связана с природой и раскрывается через великолепие ее разнообразия».
       Истоки вдохновения Елены Камышной – на благословенной Донской земле. Здесь корни древа ее поэзии, но оно, разрастаясь, уходит в Небо. И это зеленое стойкое древо уже заняло подобающее ему место в поэтическом саду России. Никаким ветрам не одолеть его.
      Отрадно, что Камышная не замыкает свое творчество в географических и временных границах. Ее пространство – весь мир. Ей одинаково интересны и русская поэзия серебряного века, и классическая японская поэзия, и лучшие творения современников. Она ведет напряженный диалог с прошлым и настоящим. Ее стихи находят органичное созвучие с поэзией М.Ю.Лермонтова, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Эдуардаса Межелайтиса и других. Все они – гости ее души. Поэтесса убеждена:

Летят стихи из века в век,
А жизнь отмерена судьбою,
И предстает пред Богом человек
На суд бессмертия душою.

Для тех, кто нас переживет
И будет следовать за нами,
Бесследно время не уйдет
В стихах с волшебными крылами!

      Обращаясь к Марине Цветаевой, Камышная обнаруживает свою неразрывную связь со знаменитыми предшественниками. В круге избранных она восхищается их Божественным даром и как бы принимает поэтическую эстафету – от века минувшего к нынешнему:

Марина, я смотрю на Ваш портрет,
Сейчас я старше, Вы меня моложе.
Я знаю к Вам моей любви секрет –
Мы с Вами в чем-то чуточку похожи.

Вы драгоценный мне оставили завет:
Сердца людей соединять стихами.
И если есть потусторонний свет,
То я надеюсь там на встречу с Вами.

       Заявленная сверхзадача – мерило ответственности перед словом. Только высокое слово, по мнению поэтессы, может служить «молитвой очищенья» на исповеди. Такое слово духовно возвышает и творца, и окружающих. Притягивает их друг к другу. Интересно, что те, кто хотя бы однажды прикоснулись к творчеству Елены Камышной, навсегда остаются ее почитателями. В их числе – известные российские прозаики и поэты, деятели культуры, художники, композиторы. Тепло отзываются о книгах и песнях поэтессы, например, Анатолий Калинин и Виктор Лихоносов. Заслуженный художник России, кавалер ордена Святого Преподобного Сергея Радонежского Сергей Исаков, вдохновленный поэтическими образами Камышной, по мотивам ее стихов создал целую серию живописных картин. Некоторые из них в качестве иллюстраций публикуются в книге избранных стихотворений «Ковыльные шелка».
        Елена Камышная в «Ковыльных шелках» представила на суд читателей стихи последних лет, а также произведения из предыдущих книг «Ангел мой» и «Жизнь - стремительное чудо». Новая книга – довольно значительный и смелый шаг в освоении действительности поэтическими средствами. Книгу надо читать от начала и до конца, ничего не пропуская. Ибо в лирической исповеди русской поэтессы таится сюжет, позволяющий проследить самопознание, развитие и мастерство автора. Думается, «Ковыльные шелка» завоюют сердца читателей и станут заметным литературным событием Юга России и всей страны.
       Поэтесса, душа чуткая и ранимая, после неизбежных разочарований и потерь все острее откликается на все человеческие боли. На новом витке творчества ей уже тесна камерность, и она стремится вырваться за ее пределы. Впрочем, особенность ее дара - жертвенность во благо других и, как следствие, предвидение, пророчество, – отметил знаменитый в прошлом спортсмен, а ныне писатель, лауреат премии имени Константина Симонова автор книг «Мы поднимали не вес, а эпоху», «Красный лед» и других – Евгений Пеньковский: «С грустью и сожалением поэтесса пишет о том, что «Кавказу суждена грядущая печаль…». Испытывая горчайшую боль, она безутешно страдает и взывает к покаянию и за гибель моряков-мучеников субмарины «Курск», чьи светлые души «вечное небо призвало». И это тоже звучит на одной и той же «струне любви», - заключает Пеньковский.
        Парадокс в том, что, предрекая «грядущую печаль», поэтесса взывает к разуму и хочет избавить нас от печали. Единственное спасение – Любовь.
Любовь – как молитва и очищение от скверны.
Любовь – как исповедь в Храме пред Ликом Спасителя.
Любовь – как долг перед Отчизной.
       Можно долго где-то искать национальную идею, которую ищут и не находят… Однако эта идея уже давно присутствует в поэзии Елены Камышной, посвященной прошлому, настоящему и будущему нашего Отечества. На мой взгляд, в ее стихах ярко выражена мысль об исторической неизбежности единения и братолюбия всех народов. По мнению поэтессы, России выпала особая роль – быть «для всей Земли - Мессией». Россия для поэтессы – Альфа и Омега.

Россия моя, необъятная Русь!
Пред Ликом Христа зажигаю свечу…
Ты – радость моя, моя нежная грусть,
Я доли иной без тебя не хочу!

Иван Подсвиров,
секретарь Правления Московской писательской                организации Союза писателей России,
заместитель главного редактора
российского альманаха «Литературный факел»,
лауреат Пушкинской и Чеховской литературных премий.

    В книге представлены картины художника С.М Исакова - члена Союза художников России, Заслуженного художника России, созданные по мотивам стихотворений Е.С.Камышной.


Рецензии