Спектакль Елены Цыплаковой по сценарию А. Володина
В итоге такая позиция вызывает уважение у жаждущих исцеления, и они говорят: "Прости, Мария, что просили мы у тебя того, что ты дать не можешь". Горько задевает эпизод спектакля, в котором происходят споры и размышления о том, кого больше любил и уважал Иисус Христос, своих родных, простых людей, не обладающих божественным дарами, или учеников, лучшим из которых это будет дано. Дева Мария верит, что Иисус любил и уважал мать, отца, братьев и сестёр, хотя больше времени отдавал своим ученикам. Она остаётся верной памяти сына, с гневом отвергает просьбу фарисея перейти на его сторону. Сестра Иисуса, горячая, острая на язык женщина так яростно заступается за деву Марию, что их дом получает проклятие. И скоро оно сбывается: все окружавшие деву Марию люди словно не понимают, что их ощущение утраты гораздо меньшее, чем материнское горе и главная их задача — не устраивать свою жизнь, а поддержать мать, которая хочет их объединить за столом, накормить не только реальным, но и духовным хлебом-разговорами о том, что сын её воскрес, незримо ходит среди них. Целое когда-то семейство распадается на глазах. Один за одним под благовидными предлогами уходят люди, и даже заикающийся и больной юродивый предпочитает отправиться в Рим "живым сувениром" зашедшего гостя, а не есть дома постоянные вкусные обеды и пугаться того, что кажется, будто "здесь кто-то ходит". Дева Мария остаётся одна в пустом доме ждать сына. Кажется, что это её поражение. Героиня не стала новым духовным лидером, продолжающим дело сына, как в романе А. М. Горького "Мать". Она не сделалась человеком, объединяющим вокруг себя хотя бы свою семью, но сохранила в душе главные христианские добродетели: веру, надежду, любовь. И в этом была духовная победа, предвестие встречи с Иисусом, вознесения, обретения святости. В постановке спектакля это хорошо чувствуется. Одна, в центре опустевшего дома, вовсе не убитая горем, не удрученная, а счастливая от известия, что могила Христа пуста и он воскрес, дева Мария, полная тёплой, живой материнской любви, ждёт встречи и верит, что она обязательно состоится. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Это относится и к спектаклю "Мать Иисуса". Артисты театра Елены Цыплаковой создали яркие, живые, неповторимые образы людей, подлинность которых не вызывает сомнения, а сценарий пьесы Володина оказался достойным воплощения в прекрасное сценическое действие.
При встрече с Еленой Цыплаковой я подарила ей журнал «Великоросс» с надеждой, что трагедия Ю. Н. Богданова «Джульетта» и моя драма «Последний монолог А. Шопенгауэра» обретут полнокровную жизнь в кино или сценических постановках. Ирина Лесная-Иванова, 2019 год.
Вспомнила своё давнее стихотворение на тему страданий девы Марии
Утро над Голгофой
Лесная-Иванова 4
Тишина.Над Голгофой покой,
И земля не очнулась от сна.
В синем небе крест голубой,
Чист и светел,будто весна.
Спи спокойно,любимый мой,
Испытания час далёк.
Близок солнца луч золотой,
Как младенец, нежен Восток.
Много лет мне тебя ласкать,
Целовать, называть своим.
Над Голгофою облака
Небо стало совсем седым.
Что случится — не надо знать.
На траве роса,словно соль.
Над Голгофой тучи опять.
Над Голгофой всё небо — боль.
1990г.
Опубликовано в " Московском Парнасе" №1 за 2008г.
Свидетельство о публикации №119120104871