Из цикла восточный календарь

НОВОГОДНЯЯ  ХРОНИКА  ЗАЙЦА  ИЛЬ  КРОЛИКА   (2000)

Бежит, пыхтя, чрез бело поле,
от тигра, отрываясь, кролик.
Он превратился в снежный ком
и закатился в каждый дом.

Хоть заяц он, но он не трус:
немного сил – готовый тигр.
Кроль не шестёрка, кролик – туз
и рекордсмен амурных игр.

Тигр уступил ему дорогу
и обещал его не трогать.
Хоть это сказка или байка,
побережём, хоть год, мы зайку.

Как ни крути, как ни химичь:
«птичь» в небесах, в тарелке – дичь.
Хоть и не грустно, не смешно,
но есть зайчатину грешно.

Встречайте, братцы, кроля-зайца!
Встречайте с ним вы Новый год.
Он вас научит не бояться
труда, ненастья и невзгод.

Он вам поможет жить, смеяться,
и чистым быть, как белый снег.
Так поприветствуем же зайца,
поддержим новый его бег!

Желает всем вам он здоровья
и размножаться, словно кролик,
во всём, везде, чтоб был успех,
веселье, счастье и смех!

Всем – знаменательные даты,
чтоб слёзы вышибал лишь лук,
тем, кто счастливый иль богатый –
не забывать людей вокруг.

Всем – не узреть ни капли крови,
чтоб проливался только пот,
миролюбивым быть, как кролик,
не день, не месяц, - целый год!

… Стучится в дверь к нам Новый век,
на смену нынешнему веку…
Трудом ты славен, человек
и отношением к человеку!!!


ЗМЕЯ  СРЕДИ  ЗВЕРЬЯ (2001)

«Как без ног, без рук ползёт
смело по земле змея?» (Асан Кайгы)


«Рождённый ползать
летать не может»…
Но ползучую позу
унижать негоже.

Рождённый летать,
однако же, тоже
коль крылья срубать, -
ползать не сможет.

«Chague de sa», - *
изрекают французы, -
кому – в небеса,               
кому-то – на пузе…
   
Ползёт молва:
«Змея мудра»…
Мудра и сова,
но не с утра.

Сова Минервы
сумерек ждёт,
змея ежедневно,
еженощно ползёт.

Сильнее всех слон
среди зверей,
но даже ведь он
боится змей.

Быстрейшим устроен,
говорят, гепард, -
со змеёю-стрелою
поставьте на старт.

Змея, как и птица,
не чужая  воде
и в небо стремится
она кое-где.

Кто вам сказал:
«Не летает змея»?!
Горыныч летал,
летаю и я! 

По знаку рождения
я тоже – змея,
по наваждению  –
дракона дитя.

Крылья во мне,
давно я летаю,
не только во сне –
над явью витаю.

... Все небоскрёбы
не выше детей,
пускающих в небо
бумажных змей.

… Ползёт по земле
питон-анаконда,
взлетает к звезде
колесница дракона.

…Глотает змея
год кролика-зайца…
В кладке зарыл я
змеиные яйца…

Из скорлупы               
взорвётся салют,   
пока часы                двенадцать бьют. 

Примечание: * «Chague de sa» - «Всякому своё»


ПЕТУШИНАЯ  ПАРОДИЯ
(2005)

Всякий имеет собственный двор,
его обрамляет надёжный забор,
каждый себя ограждает от мира
границей двора или квартиры.

Двор – это вотчина для петуха,
что за двором,  для него чепуха,
здесь он хозяин, здесь он халиф,
гарем его здесь, он похотлив.

Дворовые куры – его одалиски,
брюнетки, блондинки, мулатки, метиски,
«куры не птицы», несушки глупы,
клюют они жемчуг из скорлупы.

Для них же хозяин, надменный петух,
не просто самец, - Абсолютный Дух.
Не знают они, что такое протест,
насилие для них, что и насест.

С курочки Рябы перья и пух,
словно одежду, сдирает петух,
хочет добраться до голого тела,
чтоб завершить петушиное дело.

Любовь петуха – сексуальный блиц,
для куры любовь – рожденье яиц.
Петух не в команде, он индивид,
хотя и холерик, но плодовит.

Эти стихи, конечно, - пародия,
но всё же петух – знак плодородия,
будет, наверное, год плодородным
в роддомах, творениях и огородах!


ЗАГАДКИ  ПЕТУХА
(или малышам на Новый год, 2005)

Кто на этом берегу
прокричал: «Ку-ка-ре-ку»?
Льдом покрытая река
к кур кудахтаньям глуха,
подавай ей крики чаек,
а не крики петуха.
Головой петух качает
и загадками вещает:

У кого косички, чёлка,
все зелёные?
- У ёл…!

Почему, как ёжик, ёлки?
- Колют нас, её игол…

Что зимой растопит лёд?
- Новогодний хоро…

Кружит в нём зверьё из сказок,
как узнать их?
- Да, по маск…!

Лопоух,  коль зверь, узнаешь?
- Да, конечно, это за…!

В серый цвет от ног до холки
кто окрашен?
– Ясно, - вол…

Кто красней гвоздик и роз?
- Это Дедушка- …

Возле ёлки «Белокурочка»…
- Это Снег…Снега…Снегу…

Кто воткнул морковь в свой лик?
- Это толстый Снего…

Что стреляет снег из пушки?
- Новогодние хлоп…

Что взрывают, в небо шлют?
- Фейерверки и сал…!

Все загадки петуха
Разгадала детвора!


ПСОВАЯ  ОХОТА
(2006… 2018)


Курам на смех, в зной и снег,
предрассветный портя грех,
ку-ка-ре-ку петухов
целый год будили всех.
Надоел гвалт птичьих стай,
степнякам ведь подавай
острых мироощущений,
волчий вой, собачий лай.
Вынужден бессонный пост
покидать охраны босс,
а на смену петуху
караул возглавил пёс.
Этот друг ночной луны
охраняет блага, сны,
ведь не зря он представляет
часть седьмую всей казны.
У него отличный слух,
обострённый, славный нюх.
Он и стражник, и пастух,
и вернейший, добрый друг.
Древний хунн или же сак
называл собак: IЗ БАК
(перевод "иди по следу"
очень точен для собак!)
Слово тюркское IЗБАК
стало русским для собак,
но теперь его вернул вам
лигвистический мастак!
Хунну-гунны, скифосаки,
печенеги и кипчаки
имена носили гордо
древней Матери-Собаки.
Ишпакай, Кумай, Барак,
Ильтутмиш, Ногай, Кончак...
имена этих вождей
не названия ли собак?!?
Разве мог былой степняк
выжить в поле без собак,
где наш памятник собаке,
где же творчества размах?!?
Где наш лев собак, - тобет,
сей виновник волчьих бед,
он не стал ли сенбернаром
там, где правит Старый Свет?
Где степные наши тазы,
без колёс, крыла и газа,
настигавшие в степи,
быстроногих ланей даже?
Плоть породы этих гончих
лает где-то в мире громче,
чем их предков шумный лай.
Род степной, знать, их окончен.
Кто подскажет, кто же знает,
где потомки алабаев,
тех, кто даже в одиночку
мог тягаться с волчьей стаей?
Говорят, они живут,
кость грызут, волков жуют.
Там, где нет уж скотоводства,
может быть у них приют?!?
На Руси когда-то встарь
жил и правил Белый царь,
пастырь множества народов
в псарне он своей был псарь.
Не держал хоть своих слов,
но держал он грозных псов.
Даже царская охота
там кормила сто дворов.
Нет зверей, как нет охоты,
зверь найдётся, - нет уж квоты.
Кормит нас теперь лишь нефть,
не собачьи породы.
Всё смешалось в этом мире,
лис лишил ворону сыра,
ведь не скот, а псов пасут
в городских у нас квартирах.
В год грядущий всё ж собаке,
воздадим признания знаки,
знаки почести и славы,
знаки жалости и страхов.
Есть ли в мире, кто добрей
наших псов-поводырей?
Коль ты зряч, то без зазрения
эту мысль умом прозрей.
Не собака ль трупом ляжет,
дотащить, чтоб груз упряжек?
Мы взвалили на собак
неизмеренную тяжесть.
Словно волки, на границе
террористы и убийцы,
сколько их, не будь собак,
нас загрызть сюда стремится?
Сколько псов у нас поныне
ищут нас после лавины,
роя снежные завалы,
на морозе сами стынут?
Даже в космос этот пёс
дух надежд и наших грёз,
без согласия, поневоле
и безропотно увёз.
Сколько псов у нас поныне
ищут зелье, рыщут в минах,
превратившись в наркоманов,
стали жертвами безвинно?
До сих пор едят собак,
те, кто ищет в мясе смак,
лечит пёс туберкулёз,
а, возможно, даже рак.
Человек всё тот же бес,
чтоб исследовать рефлекс,
в мозг того же друга-пса
безнаказанно, но влез.
Кто придумал бой собак,
друг собак он или враг?
Самого его туда бы,
не за кость, а просто так.
Против пса (опять заметь)
выставляется медведь,
неугодной же собаке
достаётся даже плеть.
Истязать, калечить друга
может, разве что, подлюга.
Неужели человек
зверем был, а стал зверюгой?
Завершает год свой круг,
Новый год – подарок сук,
что для нас собачье племя,
друг иль враг, иль просто звук?
Ведь не вся же жизнь клоака,
в ней есть радость, есть и благо,
из семи мы тюркских благ
выделяем здесь собаку.
Пусть она одна иль в стае,
ночью воет, днём же лает,
пусть за нас, идя на бой,
охраняя наш покой,
сторожа и защищая,
для кого-то будет злая,
для кого-то станет другом
эта верная подруга.
Эй, дружище мой, казах,
не теряй своих собак,
ведь они же сохранили
не потухший твой очаг!



КАБАН   И  ХАВРОНЬЯ
(новогодняя басенка-небылица)

Шёл кабан по авеню,
повстречал он там свинью.
Из кармана вынул баксы
и спросил: «Какая такса?»

Но ответила свинья,
сверх наигранно глядя:
«Ты ошибся, парень, жутко,
я тебе не проститутка.
Пред тобою, мистер, - мисс,
если нравлюсь, то женись.
Я – домашняя свинья,
мне важней всего семья.
Я дородна, плодовита,
мне б самца, не эрудита,
нарожу ему отряд
милых, жирных поросят.
Этот розовый народ
приумножит свинский род.
Буду мордой землю рыть,
чтоб хорошей мамой быть
и хозяйкой, и женой,
чтоб довольны были мной»

А кабан был неженат,
но таким словам не рад,
не влюблялся он ни разу,
средь свиней слыл ловеласом.

Применил тогда кабан
свой проверенный обман:
обещал, но не женился,
переспал и удалился.

А свинья, как обещала,
родила отряд несчастных,
«беспапашных» поросят.
И сдала их в «зоосад».

Этой басенки мораль:
облапошит ловкий враль
тех, кто туп и лопоух,
бездуховен, слеп и глух.


ГОД  МЫШКИ-НОРУШКИ

По словам седых сказаний,
и следам древнейших притч,
календарь времён и знаний
нам открыла первой мышь.

Сговорились как-то звери,
до рассвета всем не спать,
кто увидит солнце первым –
первый год тому отдать.

Всполошился тут невольно,
говорят, звериный «люд».
Там-то был самодовольный
и напыщенный верблюд.

«Ростом вышел всех я выше,
солнце встречу первым я!» -
не заметив рядом мыши,
восклицал верблюд, плюя.

Не моргал никто там глазом,
слышен шерсти шорох лишь:
по верблюду скалолазкой
штурмовала шею мышь.

Когда мышь взобралась выше,
раскрошила писком тишь:
«Вижу солнце, солнце вижу!» -
Завизжала первой мышь.

Обезьяна, бык, кабан,
тигр, пёс, петух, баран
заяц, змей, дракон и конь,
встретив солнечный огонь,
как какой-то инвентарь,
разделили календарь.

А верблюд жевал, дремал,
так и солнышко проспал!
Из-за спеси посему
не достался год ему!

Вот мораль сего сказания:
Те, кто горб иль грудь гордыней
раздувают, словно дыню,
чванно,  коль на всех плюют, -
не избегнут наказаний,
как заносчивый верблюд.
Кто ж ползёт, но неустанно,
выше гор, горбов и крыш, -
непременно первым  станет,
как норушка-мышка-мышь.

2007


ВЕК  ВЕРБЛЮДА

Хоть верблюд свой год проспал,
ниже всех же он не стал.
Был когда-то век верблюда,
не забудем это, люди!

Сын мой, тоже не забудь
то, что именно верблюд,
без воды и смачных блюд
проложил Великий Путь.

От Китая до Европы
по тернистым топал тропам,
чтобы Шёлковый свой Путь
застолбить, как Млечный Путь.

До эпохи каравелл
над людьми верблюд довлел.
Ведь степные караваны
обошли тогда все страны.

Как напыщенный халиф,
горд он, но неприхотлив,
сбившись в стадо или кучку,
всё жуёт свою колючку.

И теперь верблюд степей,
носит груз свой без затей,
он даёт не только дух, -
мясо, шерсть и даже пух.

Молоко же исполина
лучше всяких инсулинов,
лечат им туберкулёз,
кровоточащий лейкоз.

Друг он наш, пустыни страж,
век верблюда не мираж,
воздадим ему салют,
пусть же здравствует верблюд!


ГОД  МЕДВЕДЯ

Нет в гороскопе этого года,
нет и в восточном календаре,
есть лишь медведя пустая берлога,
его самого же нет в этой дыре.

Не спит он теперь под сиянием лун,
его потепление застало врасплох,
по лесу слоняется грозный шатун,
не ведая, жив он или издох.

Шатается в клетке, бродит без дела,
не спит в зоопарке несчастный медведь,
он, сумасшедший, остервенело
и злобно грызёт железную клеть.

Растаяли льды, уплыли тюлени,
на свалке роется белый медведь,
без страха и сна, потомства и лени
ищет в отбросах какую-то снедь.

Может, он ищет не только отбросы,
но ищет на это несчастье ответ,
пригнувшись к земле знаком вопроса,
печатает в жиже последний свой след?

Скоро пропишут его в городах,
чьим-то домашним станет любимцем,
резвиться в квартирах, домах и дворах,
пока не получит славу убийцы.

Хотя нам в исход этот не верится, -
видно, последний век он живёт,
ждёт его мать, Большая Медведица,
ждёт прародитель всего, - небосвод.

Люди сжигают родную планету,
её охватили вода и огонь,
словно, ожив, по белому свету
пожар разожгли Герострат и Нерон.

Птиц перелётных осядет кочевье,
в степь к нам вразвалку прибудут пингвины,
вспять потекут речные течения,
станут завидовать звери скотине.

В рыб превратится наша скотина,
будем её на лодках пасти,
строить дома на айсбергах, льдинах,
мир свой пытаться от смерти спасти.

За нами с косой «Смертоносица» гонится,
и загоняет в клеть на убой.
Отчаянье, страх, тревога, бессонница
сон отогнали, отняли покой.

Я тоже не сплю, я строю ковчег,
лодку, похожую очень  на гроб,
на случай, когда в одну из ночей
землю покроет всемирный потоп.


Рецензии