Аристотель Этика, краткая версия, стр. 14

За произвольные страсти и проступки хвалят или осуждают, а непроизвольным сочувствуют и иногда даже жалеют о них.
               
Спорным является вопрос о том, непроизвольны или произвольны поступки, которые совершаются из страха перед достаточно тяжкими бедами или ради чего-либо нравственно-прекрасного.
               
Терпеть постыдные вещи без какой-либо прекрасной цели или чего-то заурядного свойственно дурному.
               
Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.

Из тех, кто совершает поступок по неведению, раскаивающийся считается действовавшим невольно.
               
Сознательно избранное поведение является причиною уже не непроизвольных поступков, а испорченности.
               
Поступки в порыве ярости и по влечению свойственны человеку, и потому такие поступки нелепо считать непроизвольными.

К произвольному причастны и дети, и другие существа, а к сознательному выбору – нет, и внезапные поступки произвольными мы называем, а сознательно избранными – нет.         


Рецензии