Без чести и любви, попытка рецензии
«ОФИЦЕРЫ», «В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ», «КАПИТАН СЧАСТЛИВОЙ “ЩУКИ”», «КОМСОМОЛЬЦЫ-ДОБРОВОЛЬЦЫ», «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» - можно и нужно продолжить перечень фильмов на тему чести и любви.
Фильм начинается со сцены взрыва, а после этого идут кадры и титры, которые поясняют: «ЗА СЕМЬ МЕСЯЦЕВ ДО ЭТОГО».
Итак, начальник заставы, майор Илья Калинин, будучи «связанным человеком» (проживает с женщиной, с Раисой, бывшей поломойкой, в неофициальном браке, и женщина родила ему дочь) и замполит части, капитан Вадим Огнев, влюблены в одну женщину, Ирину, директора детского дома Батуми. Только капитан, как «самодостаточный» герой, свободный и независимый от всяких норм и правил, оказался более проворным и смелым, или … наглым. Огнев уже был в постели Ирины, когда Калинин пришёл к ней с цветами и признанием в любви. Ирины, выскочив из постели, наскоро одевшись, быстро выпроваживает незваного гостя, не забыв принять от того подношения. Посетитель уходит, несолоно хлебавши, возвращается в свою семью, и ему делает ЧЕСТЬ, что он остаётся с ней и с нелюбимой женщиной, наступив на горло своих нахлынувших чувств. Порядок и дисциплина в части – прежде всего, выше даже собственных притязаний и амбиций, поскольку человек призван к тому, чтобы верно служить Отчизне, а не заниматься личными делами. (Как выяснится впоследствии, РАИСА, в прямом смысле, «высочила» замуж за овдовевшего Калинина, чтобы скорее стать «майоршей», только её избранник особо не торопился. Да и девочка, Алла, окажется, рождена не от него. Раиса вышла замуж, будучи беременной от другого?!).
Вскоре в эту часть приезжает молодая чета Богдановых, Дима и Катя, причём молодожёны росли и воспитывались в одном и том же детском доме, где, вероятней всего, и полюбили друг друга, связав себя обетом долгой и верной любви. Думаю, среди детдомовцев такой обет (обещание верности и преданности) дорогого стоит – это сродни тому, что оба влюблённых, сочетавшиеся друг с другом в законном браке, обоюдно один другому вручают собственные жизни, и они открыты и принадлежат друг другу, как океан и небо, сходясь на горизонте. Но… Выясняется, господа-товарищи, что всё это полная ерунда, которая и куриного помёта не стоит. Стоило счастливой Кате встретить на заставе самовлюблённого красавца Огнева, встретиться глазами в глаза, то она как-то смутилась… Возможно, мелькнула мысль, что она так необдуманно выскочила замуж за какого-то лейтенанта Богданова и… треснуло зеркало большой, верной и прекрасной любви, обещанной одним человеком другому, женщиной – мужчине, детдомовке – детдомовцу. И от этой случайной встречи, как от нулевой точки отсчёта, начинается история убийства любви, как таковой, и тема этого негласного убийства плавно перетекает из серии в серию, от одной подлости к другой, так или иначе карая всех героев сериала, выказывая всё их человеческое душевное нутро. Да, и ещё. Если я правильно понял, внимательно следил за кадрами первой серии и слушал реплики главных героев сериала, то Катя была в положении – она зачала от своего мужа, лейтенанта Богданова, и на первых месяцах беременности приезжает вместе с супругом на службу в эту пограничную часть. (Мне представилось, что пограничная часть была только общим фоном для всего этого действа, где трагедии – через чур, а Шекспира – мало, если говорить о чести и достоинстве, любви главных героев этого неоднозначного сериала, где больше «минусов», чем «плюсов»).
Как бы там ни было, по воле сценариста, режиссёра-постановщика и генерального продюсера этого «киношедевра» Оксаны Байрак («байрак», тадж. яз., –-«знамя») всё идёт к тому, что некая сила страсти всё более и более притягивает к друг другу Огнева и Богданову (вернее, первый силой и нахрапом завлекает вторую) и погружает в омут так называемой любви. Под занавес второй серии, когда проходят боевые учения на заставе, внезапно на полигоне оказывается местный мальчишка, будущий следователь Гиви, сын доброй и прекрасной героини Нани. Капитан Огнев, как благородный человек и воин, бросается прямо под боевые разрывы, чтобы спасти мальчишку. Следом и Богданова, ставшая в части медицинским работником, без страха и сомнения, о чём с гордостью и любовью говорит лейтенант Богданов, бросается на выручку капитану. Возможно, только мне одному почувствовалось, по фильму, что героиня прежде бросилась спасать «безбашенного» (как ныне говорят) Вадима, нежели сорванца.
Сам Вадим очень жестоко, холодно и цинично, без всяких объяснений и извинений, оставляет некогда возлюбленную Ирину с её сыном, Борисом (возможно, и своим сыном?). Капитан преступно и страшно переступает через свою бывшую любовь, думая бросить ключи от своей крепости к прекрасным ногам новоявленной мадонны. Ирина всеми силами и чувствами хочет образумить его и остановить от этого подлого шага. Она сама готова впасть в дикость и безумство от боли и отчаяния, которые обрушились на неё. Женщина ползком устремляется за дорогим мужчиной, но всё тщетно, и тот уходит, оставив её на пороге разбитых чувств и надежд. Можно предположить, если женщина так готова сражаться и болеть (от «боль») за ушедшего мужчину, забыв в то мгновение о своём сыне, то, выходит, что этот человек был ей дорог более, чем мужчина, и он дорог, как отец её сына?
В третьей серии, Катя ухаживая за Вадимом, в конце концов – «пути господни неисповедимы?» - остаётся в постели героя части, и это видит расстроенная Нани, которая в палату медчасти приносит корзину снеди, чтобы отблагодарить капитана «сорвиголова»… Как говорится, плакала твоя верная любовь лейтенант Богданов, о чём ты, прости (по воле сценариста), никак не подозреваешь…
Да, Оксана Байрак, бог и дьявол для своих героев, которых вызвали к «киношной» жизни её мысли и чувства. Я думаю, что в прекрасное окно её мыслей и чувств, кто-то когда-то запустил свой кирпич грязи и грубости, как сделал главный герой Александра Грина в рассказе «Кирпич», и отсюда получилась такая откровенная антагонистическая кинолента. Но об этом чуть позже, мои нетерпеливые друзья – нетерпеливые на слово и на дело.
Итак, проходит семь месяцев – СЕМЬ МЕСЯЦЕВ! – со дня приезда четы Богдановых в часть, как у них рождается дочь, Маша. «Благородный спаситель детей» Огнев успевает продать оружие местным террористам и уступить своё жильё молодой разросшейся паре; он делит кров с Калиныным. Так выходит, что ребёнок начинает плакать, мать, Катя, чтобы не беспокоить спящего мужа, пришедшего после тяжёлой службы, уходит с девочкой (ребёнок в коляске) на улицу, во двор, где на скамейке встречает начальника части. Она беседует с майором о жизни, после понимая, что ребёнка надо покормить, уходит к себе на кухню, и начинает готовить детское питание. Тут Калинин вспоминает, что дома оставил курево, оставляет ребёнка на минуту, уходит к себе, а в это время Катя включает «комфорку» и зажигает газ. Тотчас раздаётся взрыв. Погибают Богдановы, Дима и Катя, и Илья Калинин. Девочка в коляске остаётся одна, и безутешный капитан Огнев, который дико кричит: «Кааатя!» (Может быть, Оксана Байрак, не зная, вроде Ивана Тургенева «Отцы и дети», как поступить со своими героями и отношениями Вадима и Кати, просто-напросто решает «убить» Катю, как Тургенев «убивает» Базарова, бросая эту ситуацию на остриё трагизма. К тому же, Маша никак не может быть дочерью Вадима, иначе всё остальное, что будет разворачиваться в последующих сериях, можно считать инцестом).
Образ Вадима Огнева перекликается по своему драматизму и трагичности, по накалу страстей и эмоций, по своему благородству и беспринципности с образом героя из одноимённого незаконченного романа Михаила Лермонтова «Вадим». Мне думается, здесь стоит понимать некую необузданную демоническую силу, разрушающую изнутри душу и сердце, сознание человека, и эта сила превращает его в чудовище. На лицо – человек, а внутри – чудовище…
(Продолжение следует)
Андрей Сметанкин,
Душанбе, Таджикистан,
29.11. 2019
Свидетельство о публикации №119112906710