Вдыхаю медленно Любовь. Лирика Юрия Макашева
Один из победителей 6-ого поэтического конкурса «Пятая стихия» имени Игоря Царева
Заглянув на церемонию подведения итогов поэтического конкурса «Пятая стихия» имени И.Царева, который проводился в 6-ой раз, порадовалась тому, что один из победителей - Юрий Макашев из Барнаула –потому что это очень близко географически, места великолепные на нашем Алтае, и где же жить и творить поэтам, если не там.
Стихотворение, которое оценивалось на конкурсе «Фрески»
Фрески
Юрий Макашёв
Было время – и мечты
были.
Может вовсе не мечты…
Планы.
Покрывались города
пылью.
Может быть, не города…
Страны.
И любовь была тогда
рядом.
Может, вовсе не любовь…
Дерзость.
Были дни, когда решать
надо.
Может, даже не решать…
Резать.
Было важно называть
другом.
Может, друг и не был им…
Раньше.
Было страшно /голова – кругом/:
Что же будет на Земле…
Дальше.
Было… Было…
Унывать – рано.
Смотрим взглядом в небеса
детским.
А у Бога там свои
планы…
Ну не планы, может.
Так…
Фрески.
http://www.stihi.ru/2014/12/19/8628
Со стихами Юрия знакома до сих пор не была, и потому это только первое впечатление и первое прикосновение к лирике поэта.
Слова Ирины Борисовны о том, что 3 члена жюри из 6 поставили ему высший балл, впечатлили, такое бывает далеко не всегда и это свидетельствует о мастерстве поэта, потому что там всегда были профессионалы. Так что на этот раз все или почти все было в моем сознании за победителя. Оставалось только погрузиться в его поэтический мир, почувствовать, понять, сравнить.
До первого прикосновения у меня было две точки отсчета - поэтика И.Царева – точная, выверенная, образная, метафоричная, тесно связанная с традициями серебряного века, и поэтика М. Шехтмана – главного соперника Юрия – с его разрушением традиций, четкостью суждений, иногда жесткостью, оригинальностью финалов, тонкой иронией, моими любимыми темами, умением удивлять.
И ни в ту, ни в другую систему Юрий не вписывался, но ведь было что-то яркое неповторимое, сразу чувствовалось, что было, но как уловить ту световую нить, ту особенность его лирики? Это всегда очень сложная задача. И здесь для меня лично не все сразу открылось и стало понятным, пока не дошла до стихотворения «Прозрачное». Уже само название подсказывало верный путь..
Прозрачное
Юрий Макашёв
Не верит в привычную магию чисел
Прозрачность налитой в стакан тишины.
В пробелы сливаются строчки из писем,
Считая минуты до новой весны.
Зима перестанет казаться свинцовой,
Как только ты просто захочешь шепнуть
Кому-то два этих загадочных слова –
Пожалуйста, будь.
http://www.stihi.ru/2018/02/01/6145
Прозрачность- любимый термин акмеистов, уставших от символизма с его бесконечным нагромождением метафор и сложнейших образов. Как они могли наслаждаться именно этой ясностью и прозрачностью. Она несомненно чаровала и привлекала «зима перестала казаться свинцовой», как в стихотворении у Юрия, и мир прекрасен, он наполнен смыслом и любовью, если захочется кому-то шепнуть « Пожалуйста, будь « - разве это не самые важные на свете слова для любого из нас – любить и быть любимой? Мы ждем их от мужчины, но слышим не часто в вечной суматохе.
И уже пролистав его тексты, чтобы найти какой-то самый важный из них, поняла, что самое главное для меня по крайней мере в них, надеюсь для автора тоже – Вдыхаю медленно Любовь
И вот здесь от прозрачности акмеизма все-таки хочется уйти в сторону импрессионизма в поэзии И. Анненского – директора Царскосельского лицея, где в то время учились и А.Ахматова и И.Гумилев – поэзии сложной и удивительно прекрасной, к сожалению, малоизученной и почти неизвестной сегодня. Его причисляют к символистам, скорее формально, потому что был он от них страшно далек.
СРЕДИ МИРОВ
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света
И .Анненский
На мой взгляд, Юрий наиболее близок именно к этому поэтическому миру, и к миру художников импрессионистов тоже, как же без них. Может быть, поэтому не сразу можно прочитать и понять то, что сокрыто в его текстах, почему они так хороши.
Кстати, до сих пор у других поэтов Анненского рассмотреть не могла, ну может быть раненного Н. Гумилева, который пережил на себе это влияние чарующих строк своего первого учителя. И вот эта таинственная и прекрасная любовь в разнообразных бликах и оттенках вдохновляет поэта, родившегося и живущего среди чудной Алтайкой природы. Ведь редко где встретишь такую красоту, как у них там. В стихотворении «Плата за любовь» ясно прорисовается все, о чем я говорила выше.
плата за любовь
Юрий Макашёв
рассыпалась на летние дожди
вчерашняя сиреневая грусть.
ты босиком по лужам –
погоди,
пока я след запомню
наизусть,
пока допью янтарное вино
под предрассветный шорох белых лент,
и в нашем непроявленном кино
окажется засвеченным фрагмент
про то, как я
под свет прожекторов,
в который раз о главном промолчу...
***
грусть – это просто плата за любовь.
а что мне остается?
я – плачу…
Здесь есть все приметы неясного , несказанного, нежного, здесь и янтарное вино и непроявленное кино, и засвеченный фрагмент, те кусочки реальности, из которых складывается картина. Тут даже рассыпавшиеся дожди, следы в лужах – все, что только чувствуется и угадывается читателями.
И мы сегодня, когда какой-то упертый скептик может воскликнуть что сейчас так не пишут, с невероятным удовольствием в этот мир проникаем. Ведь очень хорош ЛГ, потому что речь там всегда идет о любви, чего катастрофически не хватает сегодняшней поэзии. Там живет та ускользающая реальность, к которой очень хочется прикоснуться, понять, разглядеть. Просто побыть рядом.
Моя любимая рецензия Игоря Вадимовича, обращённая к собрату по перу, звучит так:
Васильком на равнине выжженной,
Расцвела душа моя хворая.
Я сегодня какой-то возвышенный,
Начитался наверно bora я..
Если немного перефразировать такие чудные строки, то в моем случае получится примерно так:
Незабудками в поле выжженном,
Расцветала душа моя хмурая.
Я сегодня такая возвышенная.
Начиталась, наверное, Юрия
Вот примерно так ощущается первое прикосновение к этому поэтическому миру.
Кстати, о незабудках, у Юрия Макашева есть удивительное стихотворение, которое можно было бы назвать « Обыкновенная история», но обыкновенная она только на первый взгляд, по каким-то общим признакам.
На самом деле, если всмотреться и вслушаться, то перед нами «Дама с собачкой» на современный лад. Или дама с незабудками, так будет точнее. И в этой очень прозрачной, хорошо знакомой каждому истории, есть своя печаль и своя тайна. Не все там так сразу открывается читателю. Лично я очень люблю, когда в стихах такие истории возникают, в них всегда отражаются приметы нашего времени. И хотя утверждал мой любимый герой, что в мире нет ничего нового. Но все-таки приметы времени есть и здесь, все повторяется, но немного иначе..
Незабудки
Юрий Макашёв
Она его любила.
По вечерам скучала.
Того, что накопилось, не в силах изменить,
дышать другим училась
и наперёд мечтала
в придуманной новелле
как в настоящей жить.
А он дремал привычно
в заполненной маршрутке.
Сжимал промокший зонтик,
болоньей шелестя.
И вспоминал, как мило
дарил ей незабудки,
дарил /на самом деле/,
чтоб не забыть,
хотя…
Там, где осталось счастье,
за далью лет полынных,
за непрозрачным светом
игристого вина,
дарил же кто-то встречи
без видимой причины…
***
А он…
был несвободен.
И замужем - она.
http://www.stihi.ru/2015/06/04/5552
Каждый, наверное, вспомнит что-то свое, это и любимый нашими мамами и старшими сестрами французский фильм «Мужчина и женщина», и «Дама с собачкой», куда же без нее. Но здесь уже приметы нашего времени, маршрутка, плащ из болоньи, суета, переходящая в суматоху и маленькая трагедия оттого, что была любовь и нельзя оставаться вместе. Остаются только незабудки, как символ того, что навсегда потеряно, вот поэтому и песня оказалась такой грустной.
Но опять же, в реализм происходящего врываются картины импрессионистов, где есть незабудки, зонтики, игристое вино в фужере и все это создает ту атмосферу грусти, которая все - таки светла, потому что они любили и это лучше, чем ничего. А еще это та самая личная жизнь, которой не было места в нашей реальности. Она приходила к нам из знаменитых фильмов и полотен. И надо набраться мужества, чтобы вот так писать о самом главном в эпоху партийной литературы, может потому эти строчки и были нам и тогда и сейчас так дороги?
О самом главном и то стихотворение, из которого взяла строчку для заголовка статьи. Кредо поэта, на мой взгляд, именно здесь « Вдыхаю медленно Любовь». Оно из цикла заговоров и заклинаний
Не разлюби
Юрий Макашёв
Чуть сонным утром
вновь и вновь,
как Рафаэль на старой фреске,
вдыхаю медленно Любовь,
отодвигая занавески.
И каждый раз шепчу себе,
не замечая странность мыслей,
случайно или…
по судьбе
слова из ста знакомых истин:
'Не обижай' и 'Не блуди'.
'Отец и мать – уже полмира'.
'Не доноси' и 'Бог один, не сотвори себе кумира'.
'Не укради' и 'Не убий'…
Наверно, то.
Конечно, важно…
~~~~~~~~~~~~~~~~
Ты только жизнь не разлюби.
Всё остальное – так,
не страшно.
Лишь в одном случае важны все заповеди, которые мы знаем с самого детства, только если человек не разлюбил жизнь, иначе все остальное не имеет никакого значения. Именно таков мир Игоря Царева, и в данном случае Юрий подходит максимально близко к Мастеру.
В мире мало что меняется, но все труднее становится не разлюбить жизнь, не потерять тот свет, который есть в душе человека, конечно, если осталась сама душа.
Вероятно тем же путем, как и я сегодня, шли три члена жюри, когда оценивали стихотворения Юрия Макашева. Хотя им было значительно труднее, у них было только одно стихотворение в руках, и лишь перед последним туром они смогли заглянуть на страницу и познакомиться с автором с его поэтическим миром.
Знает ли сам Юрий поэзию И. Анненского? Возможно, и нет. Кстати, карьера И. Анненского начиналась именно в Омской гимназии, чем мы гордимся. Но мы осознано или нет тянемся к определенному течению и направлению, формируя собственный мир, изменяя, преображая его со временем. Как это рождается, остается тайной, главное, чтобы родилось, сформировалось, чтобы сам поэт продолжал творить и развиваться. Конкурс «Пятая стихия», а тем более победа в нем - прекрасный стимул для этого нового витка в творчестве.
А в финале моих размышлений позвольте обратиться к стихотворению «Летопись», оно звучит очень позитивно. Что в наше время уже большая редкость, и написать его может далеко не каждый. У Юрия Макашева все отлично получилось
Остается поздравить его с победой на очень важном конкурсе и пожелать новых успехов. Знакомство состоялось, чему лично я очень рада
Летопись
Юрий Макашёв
Написать бы собственную летопись.
Пусть простую.
Пусть не идеал.
Если там заметишь слово «ненависть»,
Значит, в чем-то раньше проиграл.
А пока нет места разногласиям, -
Прислонись слегка к спине спиной.
Осторожней…
Слышишь?
Это счастье. Ты
Завтра раздели его со мной.
http://www.stihi.ru/2016/03/07/2047
Свидетельство о публикации №119112905806
С ув. Лидия
Дульсинея Ейская 03.12.2019 10:57 Заявить о нарушении
К сожалению, бываю на сайте не так часто, а вот конкурс им. Игоря Царева подарил нам и Юрия и Марка- поэты высочайшего класса. Писать о них - одно удовольствие. Рада, что и Вы любите такую вот поэзию
Ваша Любовь
Любовь Сушко 03.12.2019 11:16 Заявить о нарушении