Мыльные пузыри знаний
тем меньше я понимаю»
Вацлав Гавел
Как вы думаете, какова основная причина большинства бед современной цивилизации, более того – вообще, причина её неправильного развития? Несоответствие, если не сказать, вообще – катастрофического "убегания" вперед… Чего – от чего!? Знаний, а вернее сказать, информации от Понимания их. Давайте разберемся. Вот вам простой пример: ребенок пошел в лес с взрослыми и отстав, заблудился. До этого он никогда не уходил далеко от дома – там он ориентировался уже достаточно сносно; он знал, где что находится, что опасно, а что не опасно, знаком был со всеми животными и даже кормил их. Ему уже объяснили, что можно сорвать и даже попробовать на вкус, а что трогать нельзя и даже опасно. Когда он хотел кушать – он знал, где можно утолить голод… он уже многому научился от своих родителей и старших детей.
И вот он очутился в лесу, один. И куда бы он ни пошел и что бы ни увидел – всё для него ново, непонятно и естественно, может представлять ту или иную опасность. Если бы были рядом старшие – они бы расширили круг его познаний применительно к новому, для него объекту непознанной ещё новизны и загадочности. Теперь же, он вынужден знакомиться с этим новым, для него, миром сам. Но, процесс усвоения нового происходит, вернее, произойдет по тому самому катастрофическому пути, о котором было сказано выше – в отношении нашей Цивилизации. Если бы рядом были взрослые – процесс познания намного, очень намного стал бы более быстрым и безопасным. Ему бы рассказали – какой гриб ядовит, какую ягоду есть нельзя, какие могут повстречаться звери и что можно от них ожидать, как надо самому выходить из леса, ориентируясь по тем или иным правилам и признакам…
Вы скажете – Человечеству уже так много известно, что никакая опасность, в принципе, ожидать его уже не может. А вот этот ребенок – разве он не часть человечества!? Да и само человечество – разве не схоже с таким ребенком, попавшим в новые для него обстоятельства? Отчего эта новизна? Пожалуйста! Мы до сих пор не можем точно сказать – насколько влияет человечество на природу. Одни говорят – влияет, и очень сильно, другие – нет. Мы владеем информацией – получаем её со всех уголков Земли и даже из космоса, а сделать точный прогноз погоды не в силах даже на 3 дня. Не можем точно предсказать наводнения, землетрясения, извержения вулканов, цунами, штормы и тайфуны – и каждый раз её «сюрпризы» оказываются для нас неожиданными и несут катастрофические последствия. И это только природа!
А само общество! Никак не можем решить – какой нам нужен мир: однополярный или многополярный. Проводим научные и социологические исследования, издаем множество научных журналов, по одной лишь проблеме борьбы с раком, каждый год появляется около 100 новых методик борьбы с ним – а воз и ныне там! Информация, кое-как перетекающая в знания, сыплется, как из рога изобилия. Но, делаем ли мы из неё нужные и правильные выводы?! Нет и ещё раз – нет! Более того, во многих областях производится утаивание информации, засекречивание её – как же: «Кто владеет информацией - владеет миром!» Так ведь, он, таким образом, собирается владеть им в одиночку! Насколько это принесет ему и человечеству, в целом, выгоду – никто не знает, и тем более – не понимает, даже не желает понимать!
Давно известна формула образования – оно есть то, что остается в человеке, после того, как он забыл всё, чему его учили. Вы думаете, кто-нибудь пользуется ею? Нет! Каждый год специалистов того или иного профиля отправляют на различные курсы, переквалификации, семинары и симпозиумы… Цель которых только одна – снабдить их новой информацией, вооружить новыми знаниями. Что происходит, при этом, с теми знаниями и опытом, которые были получены специалистом до того – вопрос скорее – риторический. Их отбрасывают, надеясь на новую чудодейственную методику, новую технику, лекарства, политический опыт… сгущаю краски? Нет, скорее – констатирую. Известна старая истина: «Чтобы встать на новый путь – надо сойти со старого» Но, не будет ли это всё похоже на погоню за двумя зайцами: «Каждый год – новые методы, новые цели, новые приоритеты…» А когда усваивать старые результаты, чтобы понимать ошибки или достижения?
Чтобы понять, что всякое знание, само по себе, всего лишь – мыльный пузырь, прибегну к схеме, которая, к тому же, выявит два основных «рода людей», приходящих в этот грешный мир:
- ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЮЩИЙ – это человек чувств, которыми обладает его тело;
- ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЮЩИЙ – это человек понимания себя и окружающего мира.
Позволю себе изобразить это схематично:
ЗНАНИЕ ПО ЗНАНИЕ ПО НИМАНИЕ
Информация ПОверхностно вНИМАНИЕ
Наблюдения ПОдробно приНИМАНИЕ
Накопление ПО умному заНИМАНИЕ
Систематизация ПО подобию восприНИМАНИЕ
Передача ПО своему переНИМАНИЕ
Оформление ПО чутью недопоНИМАНИЕ
…………и т.д. …………..и т.д. ………………и т.д.
Что же это за разные люди, более конкретно:
________________________________________________
ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЮЩИЙ –
люди, воспринимающие и
познающие мир чувствами -
вот их мир и дом: искусство,
культура, поэзия, ….. и т.д.
ИХ ДВИЖЕНИЕ
в познании мира
З | <== | П
Н | ==> | О
А | <== | З
Н | ==> | Н
И | <== | А
Я | ==> | НИЯ
__________________________________________________
ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЮЩИЙ –
это люди, стремящиеся понять
себя и окружающий мир, своим
умом, используя и анализируя
уже имеющуюся информацию –
вот их мир и дом: наука, теории,
гипотезы, наблюдения, задачи,
проблемы и факты…….и т.д.
ИХ ДВИЖЕНИЕ
в понимании мира
З | <== | П
Н | ==> | О
А | <== | Н
Н | ==> | И
И | <== | М
Я | ==> | АНИЕ
_____________________________________________
И в заключение: если ЧЕЛОВЕК ПОЗНАНИЯ стремится обнять и объять мир своими чувствами, образно говоря «наощупь», испытать силы своего тела, прочувствовать его многообразие и величие – претворить те желания, с которыми он пришел в жизнь…
То ЧЕЛОВЕК ПОНИМАНИЯ стремится понять этот мир – его законы и процессы, чтобы использовать эти законы и знания на благо Человечества и Природы.
К сожалению, уродливые законы Цивилизации диктуют и навязывают своё ПОНИМАНИЕ первым и используют ПОЗНАНИЯ вторых в своих, зачастую, корыстных интересах, не находящимися в гармонии с истинными интересами Человечества и насущными требованиями Природы.
А мыльные пузыри знаний и информации летят и разрастаются, увеличивая и увеличивая границы неизвестного, не давая Человечеству понять уже увиденное, полученное и произошедшее. А без понимания прошлого нельзя, во всяком случае, нерационально открывать новые страницы в познании мира.
Свидетельство о публикации №119112900298