Реальность у Плотина
Деятельность ума происходит из того, что Благо существует и движет к себе Ум, и из того, что в этом движении Ум видит. Мыслить - значит двигаться к Благу, желая его. Желание порождает Ум...
Плотин. Эннеады.
Множество реально только как нечто единое. Нет единения и тогда множество - ничто, материя. Множество (тьма всего) - натуральная тьма. Поэтому начало реальности, любой, какой бы она ни была - Единое. Оно - жизнь и Благо.
Но Единение само себя не помнит, его дело только быть непосредственным и всё, но то, что держит, окружает и осознаёт его, это Ум, Дух. Дух как пчела на меду липнет к Единению. И это множественное упорядоченное стремление к Единому и есть Дух. Бесконечный рой пчёл жужжит вокруг своего же роя - Дух веет.
Следовательно, в каком-то смысле слова есть только это множество, эта бесконечная необузданная материя, она и держит своё единство, и вроде бы правы тогда материалисты и так мы обуславливаем наличие самой материи. Однако же, именно в том виде, когда эта материя необузданна, её получается, что и нет, она - ничто, потому что она - не жизнь, и даже не хаос (ведь хаос - последствие распадения, момент творчества), а она дословно - тьма и бездна - без края и дна. Так что её нет. Но она есть, говорит Плотин как абсолютно восприимчивый принцип - полностью лишённый своего. Поэтому определение материи самой по себе - не-бытие, провал, абсолютное различение.
Но единящаяся материя выполняет уже совершенно иные функции - она рождается через Единое и становится Духом и Душой. Духом как множеством, осознающим себя в единстве, Душой как множеством, ощущающем себя во множестве. Теперь и отныне, множество материи и стремится к единению - мыслит, и наслаждается своим богатством и разнообразием - живёт душой. Всё же прочее, что находится за пределами этого Круга - этого схваченного в самом себе Единства и Единения, этой подлинной жизни - видится самой этой жизни - окружающим её чувственным миром, но этот мир есть лишь образ её самой.
Так Плотин понимает и нам открывает тайну физической реальности, но заодно и психической реальности и Реальности вообще.
Несмотря на то, что мы видим, что материя есть, мы видим, что её и нет, а единственное, что есть в подлинном смысле слова это то, чего собственно говоря и нет (что не находится нигде и не имеет никакого определённого места) - Благо, Единое.
Подобрать слова для зарисовки этой картины безумно трудно, потому что то, что есть - самое простое и оно одно - собственно говоря его самого не с чем и сравнить. Материя без него вообще не существует, а оно само существует настолько истинно, что превышает любое другое существование безмерно, и выходит также не существует, так как остаётся в себе недоступным никому.
Так с разных концов, материя (множество) и Единое (Благо), оба исчезают из поля нашего существования, взятые в своём чистом предельном виде. И Плотин предупреждает нас, что они - антиподы, и между ними - "мир лежит". Наш, знакомый нам и изучаемый нами мир.
Смерть - это лицо материи, в которое мы смотрим, материи самой по себе. Жизнь - обращённость наша к истинному и Единому Благу - дословно к самой же Жизни, желание её, понимание её.
Плотиновское Благо, это то Благо, которого нет, потому что только оно есть. В эту фразу стоит вдуматься, как предлагал нам Хайдеггер пока её откровенно ясный смысл не достигнет наших ушей. Если только это Благо и есть на белом свете по-настоящему, то как его воспринять, когда оно ничему иному несоразмерно? Всё, с чем мы к нему подходим, уже подошли - недостаточно и мы его не улавливаем. Зато, мы сами и есть то Благо, впрочем, как и остальная жизнь, а значит, мы можем им и Быть. Так будьте же тем, что вы Есть - как бы говорит нам Плотин. Не смотрите картинки про внешний чувственный мир, куда бы вы ни посмотрели - отовсюду возвращается к вам лишь отображение вас самих, так смотрите же прямо в эти "вас самих".
Между одной Пустотой и другой Пустотой - Мир. Одна Пустота - абсолютное Зло, другая Пустота - абсолютное Благо. И там, и там - Бездна, но одна - дьявольская, вторая - божественная. Материя как ничто выворачивается как бы наружу в ничто как Благо. И в движении этом, в парении этом промеж двух бездн - все мы и всё наше, и всё, что мы знаем и можем открыть, и что сможем открывать и в будущем - заранее понятно, что тут лежит. Мы - в этом вечном пути Дао... С которым Плотин нисколько не расходится, разве что языком, более европейским... Из своих же собратьев-европейцев более всего ему оказывается ближе - Лейбниц, вместе с интуитивной своей монадологией.
Но что же мы можем извлечь из этого особенного плотиновского учения? Самое главное - Благо уже есть. Материя - лишь конец хвоста его собственного движения. Повторим же ещё раз - прекратите смотреть в ЗАД!!!
Свидетельство о публикации №119112800810