Наследие Игоря Царева Волхв или князь?

 
Наследие Игоря Царева. Волхв или князь?

- Трудно, наверное, в наши дни быть поэтом.
- Не думаю, что в иные времена было легче. Но "сейчас" отличается от всего, что было, существенной деталью - поэзия стало вещью в себе, выживающей потому, что не люди, но сам язык наш требует еще поэзии.
Игорь Царев 30.03.2009 17:40

Не за горами  седьмая годовщина ухода Мастера, время летит стремительно. Вот и  можно поговорить о том наследстве и наследии, которое оставил всем нам замечательный любимый поэт. На фоне дележа особняков и бриллиантов народных и заслуженных скоморохов всея Руси это особенно важно.

Подчеркиваю, именно наследие и есть памятник поэту  выше Александрийского столпа - потому что он нерукотворен, он не подвергается воздействию стихий и разрушению. И даже  не в памятнике любого свойства  дело. На моей памяти это второй случай, когда поэт остается живым - не в бронзе, не в камне, не в прекрасных книгах даже - а именно живым. Таким лично я его и воспринимаю. И не я одна. А потому ждем его возвращения, ведь как утверждал
Высоцкий, «возвращаются все», и Игорь Вадимович обязательно вернется.  Может быть это случится, когда всем нам будет особенно туго, и тогда проснется наш король Артур, и очнется от сна князь  Добрыня - один из  его любимых образов в «Троянской опупее». И придет поэт  посмотреть на то, что мы натворить успели, и  постарается как-то помочь, что-то исправить…
А пока он просто уехал в командировку на крайний Север в какой-то закрытый район, где  нет связи с  внешним  миром, но через определенный срок снова вернется.  Вот думаю, и Игорь Настенко, - великолепный режиссер, подаривший нам «Вечерние стихи»,  со мной согласится.  Именно об этом он говорил на передаче памяти Игоря Вадимовича. Это редкое явление - такой уход, в который никто не может поверить, хотя прошло уже почти семь лет, когда ждут возвращения.

Нечто подобное 100 лет назад  происходило  и с А. Блоком.  Разве   он не  воспринимается как живой, и в него влюбляются  девицы, родившиеся через полвека после его ухода? Такое дано далеко не всем поэтам. Только избранным.

Погиб Пушкин, в юном возрасте навсегда ушел Лермонтов. Великие русские поэты. Но их уход, хоть и с болью, но был принят как данность. А Блок остался, остался и Царев.  Почему  такое возможно? Тут дело даже не в гениальности или огромном таланте, а в потребности многих людей видеть, слышать, общаться именно с этим поэтом, удерживать его на земле, не отпускать туда…

Разве вы не заметили, что некоторые из популярных и даже любимых умирают раньше своего ухода в мир иной? Называют их имена, а мы затрудняемся сказать жив он или уже ушел. Просто  огонь угас раньше срока, он уже не светит и не греет, хотя человек может жить где-то то ли на даче в Переделкино, то ли на том, то ли на этом свете, и нет потребности видеть, слышать, общаться.
 
Сам Александр Блок, являя своих  Незнакомок, которые воспринимаются как  полулюди- полупризраки, внушил нам, что у творца существует пограничное состояние, когда он, «дыша духами и туманами», будет являться на зов…  И мы ведь в это верим. Как верили славяне в то, что уходят князья,  забываются их подвиги, а волхвы остаются – ибо они бессмертны. Вот и поэты делятся  на Князей и Волхвов. Первые и воевали, и побеждали, но время безжалостно…
Игорь Вадимович из числа вторых - он из породы бессмертных волхвов. Помните,   в одном из  своих самых известных стихотворений «Этот стреляный город»  он  стирает те самые рамки и грани, шутя и легко ступая за черту:

Ах, какая компания снова сошлась за рекою,
И с туманного берега весело машет рукою...
Закупить бы «пивка для рывка» и с земными дарами
Оторваться к ушедшим друзьям проходными дворами...
http://www.stihi.ru/2009/07/06/5537

Уже слышу голос А.Ахматовой, обращенный к Марине Цветаевой:
 « Что вы делаете, ведь в стихах все сбывается». Она  знала это по собственному  горькому опыту.

Как будто бы, если не написать этого, то и не сбудется. Но ведь здесь совсем другое - здесь вера в бессмертие и обещание того самого бессмертия и для нас тоже. Так легко пересекал черту  князь Гвидон в знаменитой сказке, являясь в мир царя Салтана, чтобы отца навестить.  А если верить исследователям, то это был ни кто иной, как  бог славян  Велес – бог всего живого,  покровитель  поэтов  и волхвов.

И случайно ли у И.Ц возник мотив  легкого перемещения из одного мира в другой? Его это совсем не пугает, и нам уже становится не так страшно умирать потому, что на самом деле мы вечны, и знаменитая фраза «Я ухожу, но я вернусь», которую  в момент приступа боли повторял Булгаков, тоже оттуда, из веры в то, что мы обречены возвращаться.

С такими ощущениями  жить становится значительно легче не только самому Мастеру, но и тем, кто прикоснулся к его творчеству. И не случайно у разных народов в мифах есть образ спящего до поры короля, богатыря, воина, который обязательно проснется и вернется в трудный час, чтобы спасти погибающий мир. Быть может от того, что бог всего живого Велес осветил его чело своим волшебным перстнем и усыпил только до поры.

Почему  мы наделяем  избранных даром бессмертия, объяснить трудно. Скорее всего это происходит потому, что образ, который запечатлелся в нашем сознании при их жизни, не меняется. Как замечала  Анна Ахматова: «Когда уходит человек, то изменяются его портреты», - а вот у них портреты не меняются. 
Конечно, свою роль сыграли и аудио- и видеозаписи, создающие иллюзию присутствия поэта рядом с нами. Игорь Вадимович  по-прежнему с экрана монитора входит к нам в дом, читает стихи, беседует с другими поэтами, смеется, грустит, молчит, говорит…

 Александру Блоку такое и не снилось. Хотя очень бы хотелось послушать его, понаблюдать за ним, и… возможно,  от моей влюбленности не осталось бы и следа (как шутил К.Ковальджи, «если бы этот Блок аспирантке в мужья достался, то куда бы и что девалось в тот же миг»). Но нам этого точно знать не дано, да и плохих парней порой любят не меньше, чем хороших.

Но с Игорем Царевым - это не тот случай. Его мы видели, слышали, общались. Память все это хранит и не дает мраку его поглотить. Он нужен многим людям и сегодня, чтобы  убедиться, что такие тоже бывают, что мир не настолько плох, что в нем остаются настоящие мужчины и настоящие поэты.  Вот и сам  поэт отмечает:

От несбывшихся героев нет отбоя,
Вяжут ленты похоронного муара.
Настоящих схоронили после боя,
А несбывшиеся пишут мемуары.
Игорь Царев 14.08.2003 11:34 •

Комплекс Сальери никто не отменял, он вечен. И сегодня в беседах с поэтами порой явно слышится вопрос: «Чем он лучше, чем я  хуже? На вкус и на цвет товарищей нет. У меня стихи не хуже (читай - лучше), но вот немного не повезло».

Разочаровывать не хочется, тем более доказывать, что у них все-таки хуже – праздное занятие. Да и сам И.Ц. был крайне деликатен в этом вопросе, давая шанс и тем, кто явно пока не дотягивал.
 
 Но после недавно услышанной фразы: «Я не виноват, что у меня нет Ирины, некому будет наследием заниматься», - ответила достаточно резко: «Для того, чтобы была Ирина,  надо быть Царевым, а не Шутовым»…

И если даже отстраниться от стихотворений, которые «не хуже», должен быть еще целый комплекс человеческих качеств, которые привлекали к Игорю Вадимовичу при его жизни, и которые бесценны  и сегодня, когда место его пусто.   В редких случаях место ушедшего творца остается пустым,  но за шесть с лишним  лет Царева так никто и не заменил и вряд ли заменит (без обиды для тех, кто  с нами). Хотя, как отмечал он сам: «Прорастают в столице другие певцы и провидцы» . Так почему же все-таки не заменили?

 В первую очередь из-за его отношения к творчеству других поэтов.  Игорь Царев своей жизнью опровергал утверждение о том, что  все поэты «друг другу тайно враждебны». А его способность радоваться победам других больше, чем своим собственным – это вообще редчайший дар. Этот дар дан единицам, но у Мастера он был.
У нас у всех всегда  не хватает времени. Даже когда бездельничаем, мы частенько делаем вид, что думаем,  творим, что страшно заняты. Но когда ты валишься с ног, в авральном режиме готовя очередной номер главной газеты страны,  не забывая три раза в день позвонить Ирине, успевая зайти на сайт, чтобы поблагодарить за отзывы, почитать новые стихотворения  «избранных авторов» да еще и ответить  строчками, которые столь же хороши, как и  творения на авторской странице – на такой подвиг многие ли способны?

Рецензия на «Суеверие» (Bor)
Хорошо. Очень даже. "Настой листвы" и "пласты сбывающихся историй" и др.... Искренне порадовался.

Васильком на равнине выжженой,
Расцвела душа моя хворая.
Я сегодня какой-то возвышенный,
Начитался наверно bora я...
Если вернуться, к Ирине, о наличии которой в жизни Царева «переживают» те, кто «ничем не хуже», то им следует вспомнить, что только один поэт  рассказал и показал нам «Что такое любовь?» И это были не  выжимающие слезу тексты о том, как ты ушла, а я тебя не удержал, и вот теперь я такой бедный и несчастный… и где ты?... и,  кто ж его знает, может лучше собаку купить?..  (Классика цитирую, ничего личного).
 
А у Царева - это история любви, которая длится 30 лет и еще 6 лет после его ухода, и будет длиться еще годы. Это любовь, которая «движет солнце и светила». Может быть, кто-то скрывает такую любовь от нас, боится, что сглазим, не знаю. Но пока больше не встречала на просторах Стихов ру точно. Да и понятно,  ведь требуется мужество, чтобы о ней рассказать. Не просто рассказать, а рассказывать на  протяжении всех этих лет, расцвечивать ее самыми яркими красками. И более того, дать нам возможность увидеть все это и в жизни.
Вспоминается  знаменитое стихотворение «Соловьи» обожаемого мной поэта М.Дудина, кстати, тоже об Ирине:
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал.
И, может быть, в песке, в размытой глине,
Захлебываясь в собственной крови,
Скажу: "Ребята, дайте знать Ирине
 - У нас сегодня пели соловьи".
И полетит письмо из этих мест
Туда, в Москву, на Зубовский проезд.

 О ком, как не о любимой, может думать поэт  в минуты роковые и счастливые? Но там была первая любовь, молодость, война.  А здесь - история любви длиною в жизнь.

Кто сказал, что поэт не похож на свои стихи, что там он ангел, а здесь демон.  Не трудно  быть  разным и многогранным, трудно оставаться постоянным, когда  слово не расходится с  делом. И  если Мастер это  может, то может быть еще кто-то сможет так же красиво жить и любить – и это уже прекрасно.

И еще всем нам в наследство остается поэтический конкурс «Пятая стихия» имени  Игоря Царева. Ирина и ее добровольные помощники проводят его на высочайшем уровне, выявляя достойных  поэтов так же, как в свое время находил и поддерживал их сам Игорь Царев.  В день рождения поэта – в ноябре этого года завершился Шестой сезон конкурса, а в начале 2020 года стартует Седьмой. Представьте себе объем  проделанной работы - вот тот самый нерукотворный памятник, который растет и ширится.

Пройдя труднейший путь вместе,  Игорь и Ирина хотят помочь и молодым,  и уже состоявшимся поэтам  обрести признание или еще раз напомнить о себе. Но конкурс дает еще и возможность поэтам, живущим в разных городах и странах, встретиться, пообщаться и проникнуться духом братства, а не конкуренции и враждебности. Это настоящий праздник, которых в нашей жизни не так много, а с течением времени  становится все меньше. И я знаю, о чем говорю – я там тоже была. И то, что два победителя этого года приехали на вручение наград из очень разных мест: Юрий Макашев из Барнаула, а Марк Шехтман из Израиля - разве это не победа света над тьмой? Порадоваться можно за всех, кто там был, и кто будет на 7-м, 8-м, 9-м и далее конкурсах.

И опять же один из хороших, но не самых замеченных читателем и критиками поэтов доказывает, что  ему нужно только молчаливое признание народа, который его читает, а остальное не имеет никакого значения. А всем литературоведам, критикам и прочим вторичным типам только и надо, что угробить, растоптать,  загубить его хрупкий талант.
Конечно,  поэтов напрягают те, кто не оценивает их талант (читай «гениальность»), и, тем более, если они еще решаются на нелесные отзывы. Да, согласна - все это субъективно. Но разве не нужен каждому талантливому поэту  разговор о том, что он сотворил? И даже если критик не прав, то есть повод задуматься, привести аргументы в свою пользу, или самому взглянуть пристальнее на текст, что-то открыть в себе, чтобы двигаться дальше?
А так что же получается? Вот засел этот самый условный Сидоров на перекрестке и ждет пока народ к нему придет, подхватит на руки и понесет на Парнас, а народ вроде и читает, но не идет что-то, не торопится, и любимая  сбежала почему-то - предательница. А что делать-то дальше? Поговорить о том,  что мир не тот, и что мы не те, и ничего мы не понимаем, и пусть лучше народ молча читает… А, может, это самообман, самоутешение? Вспомним «Ночные бесы» Игоря Царева, понимавшего природу такой философии:
И на разрыв аорты латаной
Идут старатели словесности,
Ведь бес гордыни пуще ладана
Боится пустоты безвестности.
http://www.stihi.ru/2017/11/25/738

Но оставим этого философа с его философией. Я вспоминаю слова хоккейного эксперта Сергея Гимаева: «Люди простят нам все, кроме равнодушия, идите и бейтесь». Плакаты с его словами есть  на всех хоккейных матчах, особенно когда неудачи подстерегают команды. К поэтам это точно так же применимо, но они не слышат и не хотят слышать, увы..

«Мы не можем побеждать всегда, но мы всегда должна стремиться к победе», - говорит великолепный хоккейный тренер Раймо Сумманен. И разве он не прав? Это приемлемо и к искусству, и к поэзии.

Если говорить о наследии Игоря Царева. то именно оно подтолкнуло меня через два десятка лет после окончания  филологического снова вернуться к литературоведению. Вот кто бы мог подумать, что в то время, когда  наш факультет  станет  факультетом ненужных вещей, по утверждению тех же самых  ворчливых гениев, вдруг огонь вспыхнет с новой силой.
Размышляя о том, что не всегда поэты поняты и приняты современниками, Осип Мандельштам высказывал надежду, что если не его современники, не их дети и внуки, то уж правнуки поймут и оценят в будущем то, что создавалось ими. И надежды его оправдались даже раньше - в наше суровое время не правнуки, а внуки  уже делают все для того, чтобы мрак забвения не коснулся творчества великих поэтов.  И они  возвращаются и продолжают жить  в пронзительных строчках Игоря Царева.
Именно Игорь Царев возвращает нам во второй раз литературу серебряного века во всей ее красе, потому что сам с ней связан навсегда, потому что она - неотъемлемая часть его творчества. И с ним к нам снова приходят все те поэты, которым немало внимания было уделено во все времена: А.Блок, Б.Пастернак, М.Цветаева, А.Ахматова, Н.Гумилев. Мастер буквально возвращает из небытия И.Северянина, с грустью еще при жизни вспоминавшего о девушке, не позабывшей А.Блока.
Именно Игорь Царев отправляется  к последнему пристанищу поэта, в «Заповедное место для белых ворон / Неприкаянных душ и поэтов» («И.Царев «В гостях у Северянина») и под стенами его старого дома пишет о «серебре северянинских строк».
Резюмируя сказанное выше, хочу посоветовать очередному автору, с обидой утверждающему, что и он «не лыком шит, просто И.Ц. всегда больше везло», подумать о том,  есть ли у него хотя бы часть тех качеств, которыми обладал Мастер, и насыщена ли его жизнь хотя бы частью тех впечатлений и чувств, которыми была наполнена жизнь Игоря Царева. А, главное, честно ответить самому себе: на что он, такой «не лыком шитый» автор, направляет свои душевные силы – исключительно на себя любимого или на то, чтобы сделать мир, где убивают поэзию, где приходится биться и выживать, лучше. 
Владимир Высоцкий мог с уверенностью  сказать:
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

А у вас есть? Если ничего этого нет,  увы, то еще  есть время для того,  чтобы хоть что-то исправить, как-то увеличить число добрых дел и уменьшить то зло,  которое царит вокруг.

И еще один пример, который привожу всегда. За полчаса до катастрофы самолета  с  хоккейной командой «Локомотив» ее капитан Иван Ткаченко переводил анонимно деньги в  помощь больному ребенку. О том, что за все время было переведено почти 10 млн. руб., мы  узнали только после его гибели. Сколько человеческих жизней он успел спасти за это время? А ведь это наше страшное жуткое время. Но  и поэт Игорь Царев, и Ванечка Ткаченко умели жить по-другому, потому  они  останутся бессмертными, будут возвращаться назад, чтобы свеча не погасла, и мир не погрузился во тьму. Мало просто быть талантливым поэтом и писать хорошие стихотворения, этого мало.

И может быть те, к кому пришла мудрость, а не маразм и зависть,  еще смогут что-то переосмыслить и исправить.

Кстати, сегодня 28 ноября на свет появился Александр Блок, тот самый, в кого влюбляются и  сегодня,  и он живее всех живых и для меня лично, и для многих из нас
.
И рядом с ним звучит голос нашего современника Игоря Царева:

Сулит коварный бес блаженства рая,
Обманет непременно - это ж бес!
Забудь о нем, пиши стихи, сгорая,
Черти пером, не признавая края
Листа бумаги, мыслей и небес.
:)
Игорь Царев 02.06.2003 18:57


Рецензии
Не знаю, Любовь, на каком уровне и в каком объёме Вам преподавали литературоведение и что было в итоге – обыкновенный зачёт или всё-таки экзамен, да и не эти детали первостепенны для понимания главного: любое "...ведение" не должно и не имеет никакого права превращаться в фактически ничем неаргументированную АПОЛОГИЮ – защиту, заступничество, предвзятое поклонение, чрезмерное восхваление каких-либо наперёд самовольно заданных "истин" и столь же произвольно облачённых в них кумиров сугубо личного восприятия и настроения.

Все истины определяются в сравнении чего-то с чем-то, то есть скрупулёзной (научной в данном случае) практикой, а не голословными утверждениями кого бы то ни было.

Ницшеанское "Так сказал Заратустра", распутинское "Я так вижу" и т.п. – не самое благотворное начало в формировании общественного мнения.

М.

Мишель Емельянов   28.11.2019 17:53     Заявить о нарушении
Мишель, я одного не пойму, а кто вообще о науке-то говорит? При чем здесь наука, если это мои размышления по поводу, которые вы упорно читаете, вам это не нравится, но все равно читаете.Даже тревожно становится за ваше душевное состояние.
Последние научные работы были в 1990 году на защите диплома, где работала я с лучшими профессорами. То, что сегодня я вспомнила их лекции по серебряному веку, о чем собственно и говорю не более того.
И все остальное воспринимаю вообще как комплимент с Вашей стороны.
Я пропустила какой-то момент, и вас назначили руководителем моей дипломной работы? Или Вы все это на общественных началах исследуете?
Ну право, это даже становится забавно. Лично я никогда второй раз не хожу туда, где меня что-то не устраивает.
Любовь

Любовь Сушко   28.11.2019 18:00   Заявить о нарушении
Литературоведение – это НАУКА. Притом, одна из самых "кровопролитных".

М.

Мишель Емельянов   28.11.2019 18:38   Заявить о нарушении
Так о ней речи и нет в данном случае. Но чтобы Вы пришли и еще что-нибудь такое сказали, придется написать еще, я уж так привыкла к вашим визитам, что буду скучать..
Любовь

Любовь Сушко   28.11.2019 18:41   Заявить о нарушении
Не скучайте!

Мир, дружба, осень на исходе!)

М.

Мишель Емельянов   28.11.2019 18:45   Заявить о нарушении
Не буду, у нас уже зима, метель, осенью и не пахнет даже.
Не пропадайте, Мишель...
Любовь

Любовь Сушко   28.11.2019 18:50   Заявить о нарушении
Есть повод у омичек в собольих шубах покрасоваться!

Или оне поголовно в майбахах, бентли, роллс-ройсах, а то в бугатти передвигаются?)

М.

Мишель Емельянов   28.11.2019 19:30   Заявить о нарушении
Ну все по-разному, но в любой шубе пока жарко, если куда-то зайти в помещение, то все.
А на дорогах почти такие же пробки, как в столице, особенно если метель и пара аварий...
Любовь

Любовь Сушко   28.11.2019 19:37   Заявить о нарушении
Значит, истчо не зима...)

М.

Мишель Емельянов   28.11.2019 19:47   Заявить о нарушении