Пропасть
Пропавший без вести
Изъят из переписи,
Отмечен прочерком —
Одни отточия;
Ему отечеством
Все человечество,
Утрата отчества
За сроком давности
Сродни формальности.
Ты беззастенчиво
Дичишься общества,
Пропавший без вести
Смелей пророчествуй
Речами сирыми
В побитых инеем
Суровых простынях.
Тверди без продыха
Сигналы бедствия
Любому встречному,
В часы изгнания
Они дарованы
От одичания.
Но сны короткие
Не помнят верности
Пропавшим без вести,
Огни затеплены,
Огни полуночи.
© Copyright:
Денис Ткаченко, 2019
Свидетельство о публикации №119112801682
Рецензии
Привет, Денис! Решил продолжить общение. Здорово, что у тебя короткая строка основана на русской устойчивости, и из этого как бы растет стихотворение, из выражения "пропавший без вести" - испытанный способ. Жаль, что многие молодые поэты о нем не догадываются. И еще одно, странная история, твой трехстопный ямб каким-то образом роднится с двухстопным анапестом Маяковского. Помнишь? Год от года расти нашей гордости... Толковая работа.
Феликс Гойхман 23.05.2020 15:47
Заявить о нарушении
Как не помнить: землю попашут, попишут стихи. :)) хороши папаши.
Короткая строка обладает замечательной спрессованной энергией. Когда строчки не провисают и не дуреют от словесного скарба, то создается жесткая ритмическая решетка. На такой решетке, да на разогреве, отличное барбекю жарится, благо сезон дачный.
Главное не перегрузить тавтологией, в этом случае получается речевка и прочее творчество под гармонь.
Поэтому у меня схема рифмовки и строфическое деление достаточно изменчивые, прихотливые. Я очень надеюсь, что стих воспринимается вполне рифмованным. Но если мерить линейкой, то это не столь очевидно. Рифмуются не строки, а последовательности.
Замечу кстати, что на мой слух в каждой строке есть единственное ведущее ударение на четвертом слоге. Можно строку считать четырехсложной с клаузулой или шестисложной. Мне последнее интересней. В одной строке заключена одна стопа. И, думаю, здесь есть пересечения с Маяковским и вообще серебряным веком. Когда любили эксперименты с ритмическими фигурами.
Денис Ткаченко 24.05.2020 17:33
Заявить о нарушении
Точно 3+3 =2+2+2! Вот новость!))) Твои опасения понятны, и там и там возможна утрата динамизма, и как следствие, демонизма. Та -провисания, тут тавтология, а счастья нет. Между прочим, моя пресловутая повесть в стихах, написана духстопным и трехстопным анапестом или что-то в этом роде, временами. Приведет ли это к преодоления засыпания читателя, я пока не знаю. Надеюсь, не приведет. Разумеется, одно дело 1000 строк и другое дело 20. Тут можно похулиганить, читатель не рассыпется. Но повторюсь, для меня важнее в этом твоем стише, что в качестве краеугольного камня ты используешь идеому пропавший безвести. Помню когда-то поделился с женой фразой, застрявшей в мозгах и ставшей потом основой для стихотворения о дочери: заживо брошенный. Чувствуешь нюанс? А Сана ужаснулась: о дочери заживо брошенный?!!!! Но все обошлось и нынче мой Реквием - один из моих столбовых текстов.
Феликс Гойхман 25.05.2020 22:04
Заявить о нарушении
У твоей повести замечательный ритм. Такой покачивающий, прибрежный.
А про дочь брошенный сказать нельзя. Дочь - она, поэтому брошенная. Так что жена права. Всегда.
Денис Ткаченко 26.05.2020 00:07
Заявить о нарушении
Ну мою повесть даже мне только предстоит прочесть целиком. Думал закончить её в феврале. Если бы это была поэма, я так бы и сделал, но тут на стихи налагаются требования прозы, и сказав а, я обязан сказать б.
Будь вот та идеома в действии:
Я бы спросил наугад, что ты затеяла, кто ты, будь это Моцарта взгляд, заживо брошенный в ноты.
Феликс Гойхман 26.05.2020 02:56
Заявить о нарушении
Эффектно.
Образ запоминающийся. При этом создан минимальными средствами. Я такое люблю.
Кстати, ты наговариваешь на себя. Какой такой анапест. Это 3х стопный дактиль. Самый убедительный строй.
Денис Ткаченко 26.05.2020 06:57
Заявить о нарушении
Нет, Денис, не наговаривал. Реквием к Повести не относится. Вот, образчики двух и трех стопных анапестов из Повести:
2×анапест
Мы тогда в целом доме
оставались одни,
лишь в оконном проеме
разгорались огни,
лишь в бессонном камине
трепетала душа,
не имея в помине
ни шиша, ни мыша...
3×
Значит тема порой тяжела, если память о чести жива, тяжела, точно слово на веру или долгая жизнь 'под фанеру'. Эту ношу на плечи взвали, под ногами не чуя земли, как поэт, что дорвался до слова. Мне не надо другого улова.
Феликс Гойхман 28.05.2020 23:37
Заявить о нарушении
Верно, зреет, даже скорее, плодится и размножается. Сверх интересный эффект, когда, по сути прозаический сюжет развивается по матрице рифмованного стихотворения. Вот пример: два главных персонажа, юноша-автор и девушка Елена. В поэме, я бы развил до каких-то предельных размеров саму фабулу, добавил бы лирических отступлений, и дело в шляпе. В повести же я вдруг озадачился, что мой лирический герой никак особо не представлен. Кто это такой? Я сам сорок лет назад? Нет. Даже не близко. Значит, его надо охарактеризовать, как-то. Начал охаратеризовывать и навалял 8 эпизодов с 3×стопным анапестом. Хорошо, охарактеризовал, теперь другой вопрос, что мой герой думал о своей визави, как объяснял для себя ее энтузиазм, и поскольку повествование ведется ретроспективно, законен вопрос, как он себе объясняет это сейчас, и вообще, почему вспоминает это. В поэме - необязательные элементы, а в повести - обязательные. Я как раз сейчас этим занимаюсь.
Феликс Гойхман 28.05.2020 23:51
Заявить о нарушении
Насчет твоего стиха и работ Диброва. Думаю, стоит дать посвящение, потому что даже рисовальщик без адресации и объяснений кто и что, картины свои не показывает. У вербального искусства такой степени доходчивости, как у изображений, нет. Вот ты назвал стихотворение Пропасть, с опорой на устойчивость "пропавший без вести, но адресация может быть и другая. Скульптуры Вадима Сидура, герои романов Беккета и много чего другого. Стихотворение, как я сказал, толковое, есть в нем определенная сила. Не хватает буквальности. Или название поменяй. Оно выглядит слишком экзистенциально, отвлеченно. А можно все оставить, как есть. Будет нужно, придут и подходящие слова. Не сомневайся.
Феликс Гойхман 29.05.2020 00:33
Заявить о нарушении
Спасибо за совет, Феликс.
Я, пожалуй, не буду пока делать посвящений. Буквальностей я не люблю и побаиваюсь. Мне от них скушно становится. А люблю пересечения и сближения. Желательно неожиданные.
Денис Ткаченко 30.05.2020 00:20
Заявить о нарушении
Это ты напрасно. То есть тех буквальностей, о которых ты говоришь, не любить правильно. Но искусство - дело буквальное. В моей любимой и, как бы это иронично не звучало, переводной поэме Мартина Бубера, он совершенно верно предупреждал, что прямое чувствование Я -Ты (страсть, унижение, гордость, ревность, зависть, жалость) неминуемо отмирает, превращаясь в чувствование опосредованное Я - Оно (собственность, наличие, сытость). Единственный способ возродить из Я -Оно Я - Ты, это - искусство. Другими словами, буквальность может и должна работать на образ. Возвращаясь к изобразительному искусству, на мой взгляд, скульптуры Сидура более буквальны, то есть меньше завязаны на моменты вне искусства, такие как жалость или стремление поразить зрителя. Представь, что сейчас не 2020 год, а 1960, когда на всех углах, во всех вагонах маячат или раскатывают на своих уродских тележках эти герои войны и обрубки жизни. Я - 1958 года р. и поэтому помню, сколько беспокойства они вносили в уличную своим уродством, своим безудержным пьянством, вымогательством, бахвальством, смрадом? Это я не к тому, что правильно их забрали и заперли куда подальше, это я к тому, что рисунки эти едва ли бы стали таким событием в твоём восприятии. Даже офорты Отто Дикса для меня более буквальны, читай значительны, но до скульптур Сидура Диксу далеко. Сидур бы поражал даже если бы в городах число инвалидов удесятерилось. И кстати, как тебе те отрывочки. Как видишь, я работаю на буквальность. Что скажешь?
Феликс Гойхман 30.05.2020 01:37
Заявить о нарушении
В искусстве, как тебе хорошо известно, все прием и метод выражение. И буквальность, и прозаичность, и высокопарность.
Что касается твоего понимания "буквальности", то оно особенное.
У тебя буквальность выражения чувств, но не конкретика, не детали, не густой нарратив. Я так понимаю.
Сидур ведь весь условен, весь растворен в материале. И тем более выразителен.
Что касается отрывков, то мне нравится их интонационный строй. Но судить о целой повести по кусочкам затруднительно. Второй отрывок более умозрителен. Но, в конечном счете, все зависит от композиции.
Денис Ткаченко 02.06.2020 14:36
Заявить о нарушении
Я согласен с тобой, что творчество Диброва менее "буквально", пользуясь твоей терминологией. Я правда скорее скажу менее художественно, чем у Сидура. Потому что образы Диброва более декларативны. Художественное обобщение возникает, когда ты делаешь перенос с конкретных персонажей на фигуры войны в целом. То есть с личности на типаж.
А у Сидура мы сразу видим готовое обобщение.
Денис Ткаченко 04.06.2020 12:59
Заявить о нарушении
Так и есть, Денис, фигуры Сидура есть обобщение, но обобщение порой идет разными путями, и в этом поэзию, литературу трудно обогнать. Сегодня только у Алексея Королёва я прочел: преломить соленый огурец. Для меня, это мало что выражающая красивость, но сколько динамики и изобразительной силы в этих трех словах!
Феликс Гойхман 05.06.2020 00:20
Заявить о нарушении
Что отрывочков, то ты прав. Я и не имел в виду предлагать тебе заняться поэтической дедукцией. Просто снять пробу. Я занимаюсь уже этим текстом второй год, и понятно, что мне хочется делиться.)))))
Феликс Гойхман 05.06.2020 00:24
Заявить о нарушении